7 хорроров, повлекших за собой реальные полицейские расследования
Мы давно свыклись с тем, что авторы фильмов ужасов наваливают на экране горы трупов и льют ручьями искусственную кровь. Обычно это ни у кого не вызывает вопросов: выдумка – она выдумка и есть. Но иногда результаты трудов кровавых выглядят настолько убедительно, что вызывают реальную тревогу полиции. И тогда начинаются расследования, а режиссеры вынуждены доказывать, что они никого не убивали, – порой даже в суде.
Ад каннибалов (Cannibal Holocaust, 1980)
Итальянец Руджеро Деодато вошел в историю лентой «Ад каннибалов» – первым в своем роде хоррором в жанре «найденной пленки», сюжет которого вращался вокруг съемочной группы, пропавшей в амазонских джунглях. Согласно сюжету, группу так и не нашли, обнаружилась лишь коробка с отснятым ею материалом, свидетельствовавшим, что белые люди, приехав в гости к дикарям, вели себя просто по-скотски, издевались над туземцами – и в отместку были съедены.
Фильм, сделанный в лучших традициях популярных в то время мондо-документалок, многие приняли за чистую монету, тем более что в погоне за аутентичностью Деодато пролил реальную кровь, по ходу дела расчленив перед камерой черепаху и несколько обезьянок.
Результат насколько впечатлил знаменитого режиссера Серджо Леоне, что он написал коллеге письмо следующего содержания: «Дорогой Руджеро, что за картина! Вторая половина – это просто шедевр кинореализма, но все выглядит таким реальным, что, мне кажется, на тебя теперь ополчится весь мир…»
Впечатлилась и полиция, через 10 дней после премьеры конфисковавшая фильм и надевшая на Деодато наручники. Режиссеру пришлось какое-то время посидеть под арестом и потом еще доказывать, что никто никого не ел, для чего Руджеро привел в суд живых и здоровых актеров.
По контракту они должны были целый год скрываться от прессы, но когда дело запахло жареным, контракты пришлось разорвать и предъявить артистов в эфире итальянского телешоу, где Деодато, помимо прочего, раскрыл секрет одной из самых пугающих сцен, демонстрирующей насаженную на кол женщину. Зрители и судьи успокоились только после того, как узнали, что к верхушке кола была приколочена маленькая скамеечка, на которой и сидела «жертва».
Как бы там ни было, революционный в своем роде фильм все равно был признан слишком жестоким и натуралистичным и попал под запрет во многих странах. А режиссеру, продюсерам и сценаристу убийство животных стоило четырехмесячного условного срока.
Ведьма из Блэр (The Blair Witch Project, 1999)
Культовый хоррор «Ведьма из Блэр» был снят за очень малые деньги – но все же не настолько малые, чтобы авторы могли оплатить его производство из своего кармана. Чтобы добыть хотя бы микроскопический бюджет в размере 20 тысяч долларов, режиссерам Дэниелу Мирику и Эдуардо Санчезу пришлось врать напропалую – и в итоге их байки сумели заморочить голову ветерану голливудского промоутинга Джону Пирсону.
«Мы толкнули ему телегу из разряда тех, что рассказываются у костра, – вспоминал Санчез. – Поведали выдуманную нами “легенду 200-летней давности” и рассказали о серии детских убийств и о бесследной пропаже студентов, про которых мы, типа, хотим сделать полнометражное кино».
Пирсону показали 8-минутное «документальное» видео, подтверждавшее легенду об исчезнувших людях, а также предъявили сфабрикованные газетные вырезки и выпуски новостей на эту тему. Рекламщик поверил и помог режиссерам найти деньги на «выкуп архивных пленок», якобы оставшихся от пропавших студентов.
Эти пленки тоже были подделаны Мириком и Санчезом в течение недельных съемок в лесу. Причем приглашенным актерам точно так же, как и инвесторам, задурили головы сказками: они были уверены, что участвуют в документальном проекте. В общем, режиссеры обвели вокруг пальца всех, кого только могли.
Однако палка оказалась о двух концах: в разгар рекламной кампании фильма презентационный ролик попал в руки нью-йоркской полиции, которая обвинила Мирика и Санчеза в сокрытии улик – почему, мол, какие-то киношники знают о пропавших людях больше, чем сами копы?
Выкладывайте подробности, ребята, и побыстрее… Актеров, сыгравших в «документалке», пришлось предъявить, а зловещую историю о маньяке-убийце признать выдумкой. Правда, к этому моменту премьера «Ведьмы из Блэр» уже состоялась, и купившаяся на «развод» публика успела принести авторам кучу денег.
Надо признать, сочиненная молодыми режиссерами сказочка и впрямь выглядела весьма убедительно: для ее поддержания в рамках промокампании «Ведьмы из Блэр» были напечатаны листовки с объявлениями о пропавших без вести людях, а в Интернете появился веб-сайт, наполненный видеоматериалами, заставляющими поверить, что кто-то неизвестный действительно убил группу студентов в лесу Мэриленда.
Розыгрыш был проведен виртуозно, и неудивительно, что служители закона тоже на него «повелись». Когда все вокруг обсуждают убийства, о которых ты, профессионал, почему-то ничего не знаешь, тут поневоле забеспокоишься.
Ящерица в женской коже (Una lucertola con la pelle di donna, 1971)
Поклонники режиссера Лючио Фульчи наверняка знакомы с одним из его наиболее странных творений – галлюциногенным джиалло-хоррором «Ящерица в женской коже», оригинальная версия которого включала сцену жуткого эксперимента над шестью собаками. Лабораторные собаки были распяты, их грудины вскрыты, но вынутые наружу сердца еще пульсировали, перекачивая кровь по венам.
Фильм, снимавшийся в Лондоне, вызвал большой скандал на родине Фульчи, и продюсеры Эдмондо Амати и Ренато Джабони в компании с режиссером предстали перед итальянским судом по обвинению в вивисекции. Мастеру по спецэффектам Карло Рамбальди пришлось принести в зал суда и продемонстрировать одну из пострадавших «собак», при ближайшем рассмотрении оказавшуюся аниматронным муляжом, обтянутым латексом и шкурой койота.
Впоследствии демонстрация чучела повторялась еще трижды в судах разных городов. В итоге обвинения были сняты, Фульчи избежал тюремного срока, однако сцена с собаками все же была признана слишком травматичной для зрителей: ее пришлось вырезать из почти всех копий ленты, и лишь несколько стран решились включить ее в DVD-переиздания ленты.
«Рамбальди использовал муляжи, внутри которых поместил специальные мешки, которыми мог управлять, создавая впечатление, что сердце и кишки действительно пульсируют, – рассказывал Фульчи в интервью. – Некоторые люди полагали, что мы использовали настоящих собак. Это полная ерунда, поскольку я люблю собак. Но нас чуть не посадили. К счастью, Рамбальди спас меня от двухлетнего срока, принеся в суд одну из тех собак».
Самого Рамбальди история так расстроила, что после суда он сжег последний муляж, который еще оставался «рабочим» (остальные пришли в негодность еще раньше), – чтобы избавиться от тягостных воспоминаний. В будущем он делал спецэффекты для Стэнли Кубрика, Ридли Скотта, Стивена Спилберга (добрый инопланетянин ЕТ – его работа), был награжден тремя «Оскарами» за спецэффекты, но скандалов такого уровня работа Карло больше никогда не вызывала.
Подопытная свинка 2: Цветок из плоти и крови (Gini piggu 2: Chiniku no hana, 1985)
Художник Хидеши Хино начинал с рисования комиксов ужасов, но со временем его амбиции существенно выросли. Поэтому когда продюсер Сатору Оруга предложил Хино экранизировать хоррор-мангу «Цветок из плоти и крови» в рамках садистской серии «Подопытная свинка», японец сразу согласился возглавить постановку.
И оказался весьма талантливым в своем роде шок-мейкером: стилизованная под снафф-фильмы картина «Подопытная свинка 2: Цветок из плоти и крови» побила все рекорды бессмысленной жестокости.
Сюжет в фильме напрочь отсутствовал: некий мужчина, сыгранный самим Хидеши, похищал в парке женщину, привязывал ее к кровати у себя дома, обкалывал обезболивающим и, переодевшись в самурая, деловито расчленял в течение сорока минут. Впоследствии Хино сделал еще один фильм серии («Русалка из канализации»), всего же в 80-е годы было снято шесть «Гвинейских свинок».
Все они отлично продавались в Японии и принесли очень внушительные деньги, во многом потому, что рекламировались как «первый в истории настоящий снафф». Сериал прикрыли только после того, как в 1989 году подборка фильмов серии была обнаружена в домашней коллекции у серийного убийцы Тсутому Миядзаки.
Пару лет спустя скандал грянул уже в Америке, когда Чарли Шин посмотрел «Цветок из плоти и крови» на кассете, подаренной ему кем-то из знакомых, и решил, что ему подсунули снафф-фильм. Шин связался с ФБР, требуя найти и покарать садистов. В рамках расследования был задержан и допрошен американский дистрибьютор Чаз Балун, к работе подключились японские правоохранители.
Последние объяснили, что авторы «Свинки» вне подозрений, потому что в прошлые годы они уже были неоднократно допрошены по поводу своих «творений» и сумели доказать, что снимали не снафф, а псевдо-снафф.
Окончательно ФБРовцы успокоились, только посмотрев фильм «Как снималась “Гвинейская свинка”», выпускавшийся в рамках серии. Забрызганные кровью мастера по спецэффектам, с улыбкой раскрывающие зрителю секреты нашумевшей расчлененки, убедили бы кого угодно. Но раздутый Шином скандал уже успели всесторонне обсосать американские СМИ, так что, сам того же желая, актер способствовал дополнительному пиару «Свинки».
В Японии «Гвинейскую свинку» больше не переиздают. Зато в других странах в 90-е годы она еще как минимум дважды становилась предметом расследований. В Швеции «Цветок из плоти и крови» дали на экспертизу патологоанатому, и лишь после долгого изучения тот пришел к выводу, что это все-таки подделка.
А житель Великобритании Кристофер Бертуд, заказавший в американском онлайн-магазине несколько фильмов скандальной франшизы, заплатил штраф в 600 фунтов стерлингов, поскольку сначала таможенники, а затем и прокурор на суде были крайне возмущены содержанием заказанных им DVD и потребовали приравнять их к снаффу. Хотите посмотреть «Цветок из плоти и крови»? Дело ваше, но не исключено, что это удовольствие будет вам стоить конкретных денег…
Не беспокоить (New Terminal Hotel, 2010)
Выпущенный прямиком на DVD малобюджетный хоррор режиссера Би Си Фертни «Не беспокоить», строго говоря, к снаффу не имеет никакого отношения – и все же он сумел задать работы полицейским.
Через два года после съемок фильма в гостинице George Washington Hotel в Питтсбурге случился небольшой пожар. Прибывшие на место пожарные с ужасом обнаружили, что один из номеров густо забрызган кровью и завален пустыми бутылками от спиртного. Немедленно были вызваны правоохранители, и шеф питтсбургской полиции заявил прессе, что «за 35 лет службы такого скверного места преступления еще не встречал».
Лишь потратив 8 часов на сбор и опись улик, копы сообразили, что кровь, которой залиты стены, поддельная. Прибывший чуть позже хозяин отеля пояснил, что в этом номере снималась одна из сцен фильма «Не беспокоить» – по сюжету здесь пытал своих обидчиков главный герой, питающий слабость к молоткам и другим тяжелым предметам.
На вопрос, почему же за два года никто так и не прибрался в комнате, бизнесмен пояснил, что не хотел торопиться – вдруг бы кинематографисты еще захотели вернуться, чтобы доснять какие-то моменты. Полиция не нашла такое объяснение смешным; по их мнению, комната была оставлена в непотребном виде в качестве своеобразного памятного сувенира.
Что ж, учитывая, что за последние сто лет в отеле скончалось 12 человек и он приобрел достаточно темную репутацию, не исключено, что когда-нибудь сюда начнут водить экскурсии. А «комната страха», как ее охарактеризовал владелец-юморист, станет гвоздем программы.
Что до фильма, то ни эта история, ни перемонтированная версия, выпущенная по следам полицейского скандала, снискать популярности хоррору не помогли: по иронии судьбы декорация произвела куда больше шума, чем собственно кино, для которого ее обустроили.
Снафф (Snuff, 1975)
Малобюджетный хоррор «Бойня», снятый Майклом и Робертой Финдлей за 30 тысяч долларов, был посвящен деятельности некой секты, совершавшей убийства в духе банды Чарльза Мэнсона. Фильм делался в Аргентине и почти не содержал диалогов, поскольку задействованные в нем актеры едва-едва понимали английский. «Бойня» была так дурно сделана, что даже не пошла в прокат.
Но прошло несколько лет, и дистрибьютору ленты Аллану Шеклтону попалась на глаза газетная заметка, в которой гневно бичевались снафф-фильмы, по слухам, производимые в Южной Америке. Шеклтон решил подогреть публичный интерес к этой городской легенде, позвал знакомого режиссера и дал ему задание снять к фильму новый финал.
Эта дополнительная сцена, которой Шеклтон увенчал «Бойню», представляла собой подделку под «фильм о съемках», якобы снятый кем-то за кулисами потехи ради: на глазах зрителей съемочная команда набрасывалась на одну из своих сотрудниц и жестоко убивала, вытащив из ее живота внутренности, а оператор за кадром восторгался происходящим.
Таким образом, аудитории предлагалось поверить, что весь фильм – это снафф-муви. Для «самых тупых» Шеклтон снабдил свое творение новым названием «Снафф» и многообещающим теглайном «Фильм, который мог быть снят только в Южной Америке… где жизнь НИЧЕГО НЕ СТОИТ!» Ради рекламы были также наняты протестующие «феминистки», несколько дней кричавшие у кинотеатров «доколе!» и призывавшие бойкотировать ленту.
Публика повалила на «Снафф» валом. И хотя в прессе ее объявили подделкой, «очевидной для всякого, кто видел фильм», общественное любопытство уже разгорелось, и каждый зритель хотел составить на этот счет личное мнение.
Нью-йоркская полиция, напитавшись страшными слухами, начала расследование с целью выяснить, действительно ли в финале «Снаффа» расчленили реально существующую девушку. Дело было закрыто лишь после того, как актриса была найдена «живой и здоровой», о чем и было сообщено всем интересующимся через средства массовой информации.
Больше всех удивились этой истории, надо полагать, супруги Финдлэй: они ведь не ожидали, что легшая на полку лента вообще когда-нибудь увидит свет, тем более с такой сопроводительной шумихой. Любопытно, что вскоре после этого Роберт Финдлэй погиб в духе героев своих лет, попав под пропеллер упавшего с неба вертолета. По словам свидетелей, от производителя слэшеров практически ничего не осталось. А ведь какой мог бы быть кадр…
На самом дне (Down In It, 1989)
Строго говоря, «На самом дне» (Down In It) – не хоррор-фильм, а музыкальный клип, который индастриал-группа Nine Inch Nails сняла в 1989 году для раскрутки своего одноименного дебютного сингла. Но полиция приняла поэтическую условность за реальную смерть, что позволяет нам поместить эту историю в данный топ.
Клип был собран из кусков, снятых и нарезанных в подчеркнуто «любительской» манере. В финале видео бегавший по крышам солист – на тот момент еще никому не известный Трент Резнор – якобы падал на землю и разбивался насмерть, после чего зрителям показывали его распростертый труп.
«У нас было несколько камер Super 8, мы их кидали с крыш и смотрели, что при этом удалось снять, – рассказывал Резнор позже. – В финальный сцене я лежал на земле, притворяясь мертвым, как Дэвид Боуи на обложке альбома Lodger. Мы прицепили камеру к воздушному шару, надутому гелием, чтобы снять, как он улетает вверх. Хотели потом проиграть видео в обратном порядке, и получилось бы, что это я как бы падаю. Но едва меня положили на землю, веревки, которые держали шар, лопнули, и камера улетела.
Мы полезли на крышу – и увидели только точку на горизонте. Дело было в Чикаго, и оставалось лишь надеяться, что камера не упадет с высоты трех километров кому-нибудь на голову и не пришибет насмерть. А через год мне звонит менеджер и говорит: “Ты не поверишь, что случилось!”
Наша конструкция пролетела 200 км и опустилась в Мичигане на кукурузном поле у какого-то фермера, а тот решил, что это полицейская камера, отслеживающая конопляные посадки. Отнес камеру копам, они проявили пленку и заподозрили, что в их руки попал какой-то снафф-фильм про убийство. Передали материалы в ФБР.
Федералы позвали патологоанатомов, те посмотрели на мою рожу, обмазанную кукурузным крахмалом, и говорят: да, это гнилой труп, уже недели три как разлагается. А про других членов группы, которые ошивались вокруг в своих странных нарядах, они подумали, что это банда, которая меня замочила в результате каких-то разборок».
Изучив городской ландшафт, снятый с высоты птичьего полета, фэбээровцы пришли к выводу, что съемки велись в Чикаго. В местную полицию отправился соответствующий запрос, и полицейские обошли все местные арт-школы, в одной из которых в итоге нашли режиссера видеоклипа. Чтобы от молодого фильммейкера отцепились, Резнору пришлось явиться в офис ФБР лично и продемонстрировать, что он жив.
Для показа по ТВ из клипа были вырезаны все намеки на самоубийство, но сегодня нецензурированная версия видео доступна на YouTube. Кадры же с той самой улетевшей камеры можно увидеть в одном из выпусков передачи Hard Copy, посвященном расследованию обстоятельств «убийства» Резнора.