Битва за «Корвалол»: как «Дарница» ведет грязную игру против «Фармак»
Права на использование торговой марки — один из ключевых активов для бизнеса. Невозможно представить Coca Cola без одноименного напитка или Microsoft без Windows. Впрочем, на привлекательные и выгодные бренды всегда находятся свои пираты. И зачастую конкуренты не гнушаются «грязных» методов в попытке незаконно захватить чужое торговое наименование. Среди таких рейдеров – и известная своей беспринципностью фармфирма «Дарница».
На рынке украинской фармацевтики битва за «Корвалол» - самый громкий скандал последних лет. Законный владелец бренда этого успокаивающего препарата — компания "Фармак", которая начала производить его еще в 1960-е. Торговый знак "Корвалол Corvalolum" уже давно известен покупателям, "Фармак" использует его с 1991 года. Подготовка к выпуску этого лекарства начиналась еще Киевским химико-фармацевтическим заводом им. Ломоносова, правопреемником которого является как раз "Фармак". Препарат под этой торговой маркой имеет право выпускать только эта компания, а сам бренд юридически защищен в 14 странах Европы и Азии. В Украине же за эту защиту приходится еще и бороться.
Краткая фабула дела
Компания "Дарница" за прошедшие 15 лет проиграла уже несколько судебных процессов за бренд "Корвалол". Но попытки "рейдерского захвата" не оставила. Еще в 2004 году компания семейства Загорий попыталась вывести на рынок аналог "Корвалола", но после судебных тяжб справедливость была восстановлена. В 2009 году после ряда экспертиз Хозсуд Киева вновь отказал"Дарнице" в подобном иске.
Но компания Глеба Загория не оставила попыток пиратства. В 2016 году "Дарница" регистрирует "свой" товарный знак — "Корвалол-Дарница". Естественно, "Фармак" выступил против такого беспардонного захвата бренда и подал в суд. "Дарница" решила нанести ответный удар — и через суд потребовала отменить признание еще в 2002 году "Корвалола" хорошо известной торговой маркой "Фармак". Подобный статус дает серьезный фундамент для юридической защиты бренда. И поэтому рейдерам важно было выбить эту почву из-под ног настоящего владельца.
После долгой политизированной тяжбы, в июне 2019 года Верховный суд при рассмотрении спора "Фармак" и "Дарницы" отменил решения судов предыдущих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Интересно, что битва с «Дарницей» - не единственный фронт «Фармака» в борьбе за «Корвалол». В аналогичной попытке рейдерства судебный процесс прошел быстрее и закончился торжеством справедливости. Так, компания "Здоровье" тоже хотела выпускать свой "Корвалол-Здоровье", но суд встал на сторону "Фармак", законного владельца, и запретил выпуск «пиратской копии».
Возникает логичный вопрос, почему суд смог легально и честно вынести вердикт в этом случае, и никак не может разрешить вопрос с "Дарницей". Возможно, потому что "Здоровье" попросту не связана с фармацевтической мафией?
"Дарницкий спрут" в кабинетах власти
Глеб Загорий известен своим умением «налаживать связи» в высоких кабинетах. Так, по информации журналистов, он получил "карт бланш" на вытеснение конкурентов с прибыльного фармрынка еще при Николае Азарове. Неудивительно, ведь сам Загорий тесно связан с российской элитой через мамину университетскую подругу (а вероятно, и бизнес-партнера), главу Совета Федерации России Валентину Матвиенко.
Через поставленных на нужные позиции лояльных людей, Загорий получил де факто полный контроль над управлением процессами госрегистрации и поступления медпрепаратов на рынок. Гослекслужба и ГП "Государственный экспертный центр МЗ Украины" играли на руку "Дарнице" в деле «Корвалола», а также в ряде других громких дел о пиратстве.
По информации представителей рынка, для украинских фармпроизводителей появилась своеобразная "такса" — 200-300 тысяч гривен за регистрацию одного медицинского препарата, отмечали в "Центре противодействия коррупции". Вытеснение конкурентов позволяло "Дарнице" накручивать цены на свои лекарства.
Даже смена власти после Революции достоинства не помешала Загорию — в правительстве и судах осталось немало давних товарищей, а сам владелец "Дарницы" получил в 2014 году депутатский мандат. Параллельно проспонсировал предвыборные кампании мэра Киева Кличко и еще одного своего партнера по бизнесу, Александра Тетьякова, чтобы заручиться поддержкой со всех сторон.
Не обошлось, конечно, и без участия Банковой, куда был вхож Загорий. Во-первых, интересы "Дарницы" в борьбе за "Корвалол" представляет юрфирма AEQUO. Ее совладелец и партнер — Анна Бабич. Которая, как выяснили журналисты, — гражданская жена Алексея Филатова, замглавы Администрации Президента Порошенко. О роли Филатова в прогибании судебной системы не говорил только ленивый.
Сами Филатов и Загорий — и без того давние товарищи, поэтому неудивительно, что давление на суды для принятия решения в пользу "Дарницы" в вопросе "Корвалола" осуществляли прямо с Банковой — сам замглавы АП Алексей Филатов. Он одним звонком перечеркивал все юридические нормы и здравый смысл, из-за чего судьи и вставали на сторону "Дарницы" в спорах.
Во-вторых, определенное время играло свою роль и небезызвестное партнерство Загория и экс-главы АП Бориса Ложкина по нелегальному игорному бизнесу.
Кроме того, в борьбу с «Фармаком» Загорий вовлек и еще одного экс-замглавы АП – бывший гендиректор «Майкрософт Украина» Дмитрий Шимкив возглавил Совет управляющей компании «Дарницы».
Но Загорию было этого мало, ведь любому здравомыслящему наблюдателю было ясно: "Дарница" ведет нечестную игру, пытаясь попросту паразитировать на успехе чужого многолетнего труда.
Поэтому компания "фарм-мафиози", как его окрестили в украинской прессе, параллельно с привлечением вип-лоббистов, регулярно ведет еще и массовую кампанию "черного пиара" против «Фармака». В ход пошли множество грязных, полных домыслов и неправды статей, направленных против конкурента. Топорность работы пиарщиков Загория не осталась незамеченной — на медиарынке этому провальному кейсу посвящено несколько обзоров.
Справедливость не на стороне "Дарницы"
Но в последнее время позиции Загория шатаются все сильнее. Сначала премьер Владимир Гройсман уволил его протеже и "смотрящую" за МОЗ Александру Павленко из Минздрава. Затем из АП ушел еще один его друг и бизнес-партнер Борис Ложкин (с которым, впрочем, Загорий продолжил делать миллионы на "благотворительности" и лотереях). Политсила Порошенко, в которую столько инвестировал Загорий, растеряла остатки былого влияния, а "старый друг" Филатов уже не позвонит суд, чтобы тот в очередной раз вынес юридически абсурдное решение. Более того, его и самого могут вызвать в Государственное бюро расследований давать показания.
После смены власти ситуация становится еще напряженнее.
Связи Загория больше не сработают, а значит, в новом процессе вокруг "Корвалола" суд будет на стороне закона, то есть — настоящего владельца бренда. Само собой, перспективы честной конкуренции и открытого рынка лекарств доводят "фармацевтического мафиози" до истерики.
Поэтому владелец "Дарницы" продолжает разбрасываться коррупционными долларами — множество украинских сайтов-"сливных бачков" полны откровенной "заказухи" против "Фармака", десятками скупаются "нужные" комментарии никому не известных юристов.
Справедливость в вопросе "Корвалола" станет показательной для украинского фармацевтического рынка. Ведь для "Дарницы" Загория вопрос не сколько в миллионных прибылях от продажи "пиратского" успокоительного, сколько в упоении властью и безнаказанностью. Вероятно, именно поэтому в ход против конкурента, "Фармак", шли все средства из "черного" арсенала. Честный проигрыш «Дарницы» в суде положит конец доминированию фармацевтической мафии и возвращению на рынок прозрачности, законности и одинаковых правил для всех.