Политический туризм в воспитательных целях

Президент наконец переключился с восточного направления на западное, посетив Польшу. Видимых невооруженному взгляду изменений эта поездка не принесла. Янукович не так давно уже ездил в Польшу, общался с президентом Коморовским, рассказывал о том, что политзаключенные - это большая проблема и выслушивал увещевания поляков, которым не терпится увидеть Украину в составе ЕС, а дело Тимошенко и Луценко этому сильно мешает. На первый взгляд, в этот раз все произошло по тому же сценарию. Ну, разве что с тех пор против Тимошенко завели еще несколько дел, а промывали мозги Януковичу уже сразу два президента - польский, и словацкий.

Зачем Янукович вообще поехал в Польшу? В последнее время гаранта вообще неудержимо тянет подальше от родины. То он открывает мосты и заводы в Туркменистане, то общается с арабскими шейхами, теперь вот решил заглянуть к друзьям-полякам. Но ведь после предыдущей поездки ничего принципиально не изменилось: оппозиционные лидеры сидят, президент продолжает рассказывать что он тут не при чем и тоже страдает, европейцы по прежнему "серьезно обеспокоены"... Сколько еще последних предупреждений имеется у Европы в запасе?

Пока Янукович путешествовал по заграницам, в Украину нагрянули с проверкой гости из ПАСЕ. Теперь они готовят резолюцию, чтобы признать Луценко и Тимошенко политзаключенными со всеми вытекающими последствиями. Поможет ли визит Януковича этого избежать? Какие выводы сделал президент после посещения Польши? Будут ли практические итоги поездки президента, или это был просто визит в воспитательных целях (причем, еще непонятно - кто кого воспитывал)? Не слишком ли часто президент Янукович путешествует, тем более что в Варшаве он не так давно побывал? Не стоит ли президенту чаще бывать на родине, страдающей от регулярных парламентских кризисов и хронического политического несварения? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


«Эта встреча в формате президентов Украины, Польши и Словакии, – прокомментировал поездку президента Януковича за границу руководитель Ассоциации внешней политики при МИД Словакии, политолог Александр Дулеба, – это продолжение того диалога, который был еще в прошлом году, когда решалась судьба саммита в Ялте. Вы знаете, что, в принципе, большинство президентов отказалось принять участие в ялтинском саммите. Несмотря на эту ситуацию, как раз президенты Польши, Словакии и Литвы сказали, что они готовы принять участие в этом саммите, и была очень интенсивная коммуникация между ними с тем, чтобы как-то помочь наладить отношения между Украиной и странами ЕС».

Польшу и Словакию, как соседей Украины, полагает европейский политолог, объединяет национальный интерес в поддержке Украины. И я думаю, что любой представитель Польши или Словакии, который ответственно относится и к интересам своей собственной страны, должен максимально работать по этому вопросу. «Мы соседи, – констатировал факт эксперт, – соседей не выбирают, с ними просто надо уметь жить. Про Украину невозможно забыть, это наши национальные интересы. С другой стороны, очень важно, чтобы в этом формате трех президентов находились ответы, которые бы смогли сблизить позиции Украины и других стран ЕС, в которых смотрят по-другому на европейское будущее Украины, чем Польша или Словакия».

Господин Дулеба не исключает, что эта встреча связана и с тем, что приближается следующий евросаммит, в котором участвуют 28 стран: «Конечно, президент Украины будет приглашен для того, чтобы снять ту напряженность, которая была в случае ялтинского саммита», – резюмировал политолог.

Политолог, кандидат политических наук Александр Палий считает, что Янукович в Польше сделал важное заявление о том, что «он понимает необходимость в самое ближайшее время урегулировать вопрос по Тимошенко и Луценко».


«Это резонансное заявление, – прокомментировал его политолог, – которое бы на 70 % сняло международные проблемы Украины. На Западе прекрасно понимают, кто такие Тимошенко и Луценко – это люди, которые возглавляли избирательные списки и которые выиграли предыдущие президентские выборы. Напомню, что в 2006-2007 гг. Луценко во главе НУ-НС, а Тимошенко во главе БЮТ набрали вместе 228 голосов. То есть это люди, которые на момент ареста по результатам выборов представляли большинство населения. И, конечно, это у многих вызывает вопросы относительно репрессивного характера режима. И то, что Янукович уже трижды за последние несколько недель заявлял о том, что необходимо искать решение этого вопроса, это достаточно серьезный результат.

Александр Палий также прокомментировал жесткое заявление представителей ПАСЕ, которые побывали в Украине в то время, как Янукович находился в Варшаве и по результатам поездки рекомендовали признать Тимошенко и Луценко политзаключенными: «Польша и Словакия как государства и ПАСЕ – это две разные вещи. ПАСЕ – это даже не ЕС. То, что говорят, это просто продолжение общеевропейского информационного поля, но в Польше говорили о более конкретных вещах. Она выступала как медиатор с ЕС, а ПАСЕ – это организация совсем иного порядка, чем ЕС. Отдельные представители ЕС тоже говорили аналогичные вещи относительно Луценко и Тимошенко. Еврокомиссия как исполнительный орган ЕС была более дипломатичной, а ПАСЕ и вообще Совет Европы – это организация, которая сфокусирована на соблюдении прав человека, и абсолютно естественно, что они некоторые вещи воспринимают более остро и менее дипломатично, чем ЕС».

«Визит, безусловно, имел смысл для всех участников встречи, – говорит директор Института глобальных стратегий, политолог Вадим Карасев, – как для Украины, так и для Польши и Словакии, поскольку украинская сторона разъяснила и зафиксировала свои позиции накануне саммита Украина-ЕС в ходе доверительных, неформальных бесед».

«С другой стороны, – отметил Вадим Юрьевич, – польский и словацкий президенты выступили в качестве посредников ЕС в отношениях с украинским президентом, доведя возможные позиции ЕС накануне и в ходе саммита ЕС-Украина. Коморовскому и Гашпаровичу намного это легче сделать, нежели Баррозу или Меркель. А Януковичу слышать мнение президентов близких стран-соседей более комфортно, нежели выслушивать более холодный, бюрократический подход к Украине со стороны руководителей Европейской комиссии и западноевропейских лидеров, хотя бы потому, что Украина для них более далекая страна в отличие от Польши и Словакии, которые хорошо понимают внутреннюю специфику Украины и ситуацию, в которой оказался Янукович. Поэтому встречи такие очень важны, и я думаю, что, получив информации из первых рук, все заинтересованные стороны этих встреч теперь с большим пониманием будут представлять себе роль предстоящего саммита и дипломатические методы и техники участия в нем со стороны Украины и всего ЕС».


В данном случае жест Януковича важен не только в качестве чистого жеста, высказал мнение политолог, «но и является пониманием того, что накануне саммита, а затем и в преддверии уже осеннего саммита, на котором может быть подписано соглашение об ассоциации Украины и ЕС, необходимы жесты и решения, которые бы не полностью, но хотя бы частично разрядили обстановку вокруг т.н. политически мотивированных судебных процессов и заключенных».

Собственно, уже за жестами Януковича последовала реакция судебных органов Украины, сказал господин Карасев: «Высший специализированный суд признал незаконным арест Луценко, и появилась информация, что о он может отменить приговор Луценко и предоставить ему свободу. Такая информация не появляется случайно, тем более после заявления украинского президента на совместной пресс-конференции с двумя президентами соседних стран». Вадим Юрьевич предположил, что подобного вряд ли стоит ожидать в отношении Тимошенко, «но какие-то формы смягчения, например, допуска ее на процесс по делу Щербаня, вполне возможны».

Журналист, публицист, телеведущий, президент телеканала TBi Виталий Портников намерения «помощи» западных соседей украины видит совершенно по-иному: «Польская внешняя политика сегодняшнего дня базируется на нежелании политической элиты этой страны видеть Польшу границей западного мира, границей Североатлантического союза и ЕС. Я не буду обговаривать националистические поводы такого отношения к реальности, оно базируется на исторической памяти поляков, которые практически всю свою историю находились между двумя доминантами – между Германией и Россией. И Польше, очевидно, сегодня тоже не хочется находиться между ЕС и Западной Европой, даже будучи частью европейского мира, и российской сферой влияния. Поэтому для Польши очень важно, чтобы страны, которые находятся между ней и РФ, Украина и Беларусь, стали членами ЕС, стали членами европейской цивилизации. Это не какая-то особая забота про Украину, это абсолютная забота о себе».

Насколько понимает Виталий Эдуардович намерения Коморовского и других членов его команды, они стараются сделать все возможное, чтобы убедить президента Януковича и его окружение в необходимости пойти на уступки ЕС: «Дело в том, что президент Коморовский не может за других участников ЕС решить вопрос подписания соглашения об ассоциации, однако он может снова и снова, что он делает последовательно, убеждать президента Януковича в необходимости выполнять эти условия, потому что если эти условия не будут выполнены, никакой европейской интеграции не будет. Это и есть смысл этой встречи, и президент Коморовский прекрасно понимает, что если Янукович к нему не прислушается, то договор подписан не будет, и он использует все возможности диалога с Януковичем для того, чтобы использовать последний шанс. Не удивительно, что многие комментаторы называют и эту встречу, и предыдущую с президентом Литвы использованием последнего шанса».


Таких встреч может быть сколько угодно, уверен журналист, «просто мы должны себе четко отдавать отчет в том, что если рекомендации ЕС не будут выполнены, Тимошенко и Луценко не будут освобождены, если не будет проведен ряд действий, показывающих, что Украина отказывается от авторитаризма, то европейской интеграции не будет и финансовой поддержки тоже не будет».

Исполнительный директор Фонда украинско-польского сотрудничества PAUCI Ян Пекло рассказал, по какой причине словацкий президент принимал участие во встрече с Януковичем: «Президенты Польши и Словакии представляют Вышеградскую группу – это Венгрия, Словакия, Чехия и Польша. Целью этой встречи было снова подчеркнуть для президента Украины, что для Польши и стран Вышеградской группы европейская интеграция Украины находится в приоритете. Но, тем не менее, в первую очередь польский президент снова подчеркнул, что в порядке тесной интеграции с ЕС и подписания соглашения об ассоциации, Украина должна следовать европейским стандартам, реформировать свою судебную систему и прекратить избирательное правосудие в отношении Тимошенко и Луценко».

Насколько известно нашему польскому эксперту, не так давно некоторые комментарии по этому вопросу давали Кузьмин и посол Украины в ЕС Елисеев: «Они очень неохотно комментировали деятельность ЕС. Кузьмин, если я правильно помню, сказал, что ЕС пытается очернить Украину, а Елисеев сказал, что Европа должна быть добрее к Украине. Украина начала критиковать ЕС и европейский подход к Украине. Это не очень хороший знак, я полагаю».

«Дело в том, – объяснил Ян Пекло, – что польский и словацкий президенты имеют ограниченные возможности лоббировать украинский вопрос. Поэтому это лобби должно пояснить президенту Януковичу, что он должен делать что-то, а не только говорить. Президент Янукович пообещал, что будут пересмотрены законы, что Тимошенко будет свободна, но этого не происходит. Поэтому есть ощущение, что, возможно, для Польши не имеет смысла встречаться с Януковичем снова и снова, потому что Янукович не слушает ее».


Руководитель Европейского института политической культуры Александр Булавин высказал мнение о том, что визит президента за рубеж важен хотя бы потому, что он уже становится персоной нон грата в некоторых наднациональных органах.

«Мы помним, – рассказал господин Булавин, – что в Давосе он был не слишком востребованным, и не все встречи, которые он планировал, захотели с ним провести. Поэтому любой визит, даже в Польшу – вроде бы как бы страну, недавно принятую в ЕС, но которая старается поддерживать отношения с Украиной и является промоутером Украины в ЕС, является важным». Но оцениваем мы ее не только по внешним атрибутам, отметил эксперт, но и по достигнутым результатам: «А достичь ничего не удалось, и стороны разъехались при своих козырях. Я имею в виду, что китайские предупреждения прозвучали, и мантры главы государства по поводу европейского выбора тоже прозвучали, как всегда. Но для меня является очень знаковым финальное заявление Януковича на последней пресс-конференции, когда он заявил о том, что мы стремимся в ЕС, но мы не можем потерять и восточный вектор и в частности ТС, с которым у нас сегодня товарооборот 60 млрд. долл.».

Таким образом, считает господин Булавин, «шпагат» между Востоком и Западом делает Януковича объектом критики с обеих сторон: «Коммунисты и значительная часть сторонников ПР упрекают президента, что он недостаточно определен в плане того, что все-таки 60 млрд. долл. – это очень значительная сумма, учитывая, что национальный бюджет меньше. В стратегической перспективе, когда мы говорим о сотрудничестве с Востоком или Западом, мы говорим об экономике не в первую очередь. Более того, ЕС настаивает, что очень важно сотрудничество именно в политической области, про экономику они помалкивают. С другой стороны, финальное заявление вызовет волну критики со стороны оппозиции, и я уверен, что и Яценюк, и Соболев, и даже Кличко обязательно выскажут свое «фе», что Янукович заявил о своей приверженности идее сотрудничества с ТС».


Словакия в этом вопросе, резюмировал Александр Булавин, – молодое государство в ЕС, и «в данном случае это как подпевка в европейском хоре, группа поддержки, потому что понятно, что если бы Словакия пригласила нашего президента, то еще вопрос, поехал бы он туда».

Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Лиза Монина
Новости Украины - From-UA
Поделиться в Facebook
Последние новости