Изменят ли Украину досрочные выборы?
Половина украинцев поддерживают идею проведения досрочных выборов в Верховную Раду, считая, что парламент просто перестал работать и окончательно превратился в «клуб коррупционеров». А согласно последним социологическим опросам, 39% наших сограждан возлагает главную ответственность за происходящий в стране бардак на действующего президента, которому полностью доверяют лишь 1,9% избирателей. На сегодняшний день основной фактор «поддержки» Петра Алексеевича – это опасения, что при новом Гаранте может стать еще хуже.
Фактически, общественное политическое мнение в Украине разделилось на два основных лагеря. «Нет сил терпеть дальше!» - считают сторонники досрочных выборов всех ветвей власти, подбадриваемые агитаторами от оппозиции. «Не стало бы хуже!» - качают головой противники перевыборов, оглядываясь на телевизоры с едва вмещающимся в широкие экраны «лицами» министров и их советников, призывающих «не расшатывать лодку».
Однако существует и третье мнение, которое разделяют немало украинцев из числа «не определившихся»: нет смысла менять шило на мыло, а козлов на ослов, поскольку рокировка нынешних политиков не принесет стране и народу положительных результатов.
Революции ещё пока что не было
Когда 22 февраля 2014 года второй Майдан устами сотника Парасюка послал президента Януковича куда подальше, а утром тот (и все его министры-советники) действительно сбежал из Киева, то это вызвало какой-то шок. Согласитесь, что ничего подобного в истории не было лет сто, со времен бегства Скоропадского. Поэтому вполне понятно, что тогдашние события сразу же назвали революцией – позднее прицепив к ней слово «достоинство».
И это понятно, потому что есть такая историческая традиция давать революциям задним числом пышные названия. Хотя единственное замеченное в тех событиях достоинство принадлежало невозмутимому козаку Гаврилюку, гордо прошагавшему нагим по Институтской. Все остальные участники событий вели себя, скажем так, не по-джентельменски.
Но дело не в названии, а в том, что никакой революции так и не получилось. Даже «национальной», о которой так радостно гомонили ломавшие памятники национал-патриоты. Поскольку проголосовать той же самой Радой (только спешно перегруппировавшейся) за «увольнение» Януковича и назначение на его место Турчинова – это не революция. И уж тем более трудно назвать «национальной революцией» ту вспышку шароварного национализма, который проявился лишь в битве с призраками прошлого (т.н. декоммунизации) и новым обострением языковой паранойи.
Вообще, существует мнение, что национал-патриотам разрешили забавляться декоммунизацией и украинизацией для того, чтобы они не поднимали реально актуальных национальных вопросов. А то ведь эти вопросы могли бы задеть олигархов, политиков и высоких чиновников, приносящих украинской нации вреда и горя больше, чем десять Путиных. Но эти же вопросы остро звучат и в совершенно ином ключе: в социально-политическом, там, где нет разделений на эллинов и иудеев, а есть лишь бедные, которых грабят богатые. В общем, с какой стороны не посмотри, а 90% населения Украины живут в злыднях.
О революции можно было бы говорить, если бы в стране сменилась форма власти или социально-экономическая система – но этого не произошло. Кое-какие реформы, ставящие целью уничтожение остатков социальной экономики, не были революцией. Разве что завершением «тихой» революции начала 90-х годов, когда в Украине действительно произошли радикальные перемены. Но ничего такого не случилось в 2014-м. Сменился вектор внешней политики? Но при Кучме он менялся каждые два год без всяких революций!
Более того, власть, по сути, оказалась в руках тех самых политиков и олигархов, которые уже владели ею ранее, до 2010 года (а Петр Алексеевич оставался в ней до 2012-го). То есть произошла очередная рокировка политиков, только не демократически, а через Майдан. И потом на досрочных выборах 2014 года во власть тоже не пришли новые люди. Разве что только несколько комбатов и журналистов, которые первые пару месяцев смотрелись в Раде словно большевики в царской Думе. Но их напускной принципиальности хватило ненадолго, и вскоре новые нардепы в камуфляжах перестали отличаться от старых нардепов в костюмах от Армани, они стали частью этой Системы и этой элиты.
Политики на замену
Сейчас говорят, что всему виною коррупция. Но в таком случае коррупционерами следует признать всю управленческую вертикаль, от президента и премьера до городских голов – ведь это они управляют процессами и контролируют ситуацию в стране. Или они хотят сказать, что ничего не контролируют и вообще не в курсе происходящего?
Возьмем самый вопиющий случай: распиливание и разворовывание десятков миллиардов бюджетных гривен в 2014 году, выделявшихся на рефинансирование банков, что обрушило национальную валюту. Конкретно решение о выделении денег принимал премьер Яценюк. Конкретно деньги выделяли главы Нацбанка Кубив и Гонтарева. И еще были конкретные люди, следившие за тем, как эти деньги использовались. Кто-то из них наказан? Да об этом уже и не вспоминают, а «реформы» продолжаются!
А теперь стоит вспомнить, что точно такой же мега-распил бюджетных ассигнований произошел в конце 2008 года. Чуть в меньшем масштабе, поэтому гривна упала не в три, а лишь в 1,6 раза. Тем не менее, сумма тоже исчислялась десятками миллиардов. И точно также никто не понес за это никакой ответственности. А кто тогда был премьер-министром? Юлия Владимировна, которую нынче пиарят как главную альтернативу Петру Алексеевичу! За которой еще тянется целый шлейф газовых скандалов, начиная от ЕЭСУ и заканчивая злосчастным договором с «Газпромом». Так стоит ли менять Порошенко на Тимошенко?
А вот давайте вспомним, что еще в 2013 году Арсения Яценюка многие воспринимали как толкового экономиста либерального толка и верили, что он станет хорошей альтернативой Азарову. И он действительно стал следующим премьером – причем, судя по опросам, худшим украинским премьером за всю историю. Теперь на этот отнюдь не почетный титул претендует премьер Гройсман. Кого же из нынешних украинских «светил экономики» вы видите в этом кресле? Тараса Кутового? Юрия Бойко? А может Романа Насирова? Это не стеб, ведь по существу, украинские политики делятся на тех, кто уже попался на коррупции, и тех, на кого завести дело еще не успели. Да и, за редким исключением, потом эти дела замораживают и спускают в архив.
Однако дело не только, да и не столько в коррупции, сколько в том, что все нынешние претенденты на власть являются таким же продуктом 90-х и «нулевых», как и те, кто уже три года сидит в руководящих креслах. Они разнятся между собою в незначительных мелочах, в политических оттенках, но имеют общий взгляд на экономику, на державу, на народ. И в этом взгляде читается, что Украина и украинцы для них - это два источника прибыли, которую они намерены выжимать наиболее удобным для себя способом.
И тут следует понимать, что украинский политик, который назойливо твердит о необходимости неких «реформ», на самом деле просто хочет запустить новый способ получения прибыли. Эти способы весьма замысловаты, часто переплетаются с другими, и далеко не всегда можно разглядеть за ними чей-то корыстный интерес. Но если вы научитесь всматриваться в их суть, то увидите, что они сводятся к формированию новых или перенаправлению старых «потоков», а также к созданию удобных условий для своего бизнеса и подавлению чужого. А больше они ничего не хотят, да и не умеют.
Какие перемены нужны Украине?
Вполне вероятно, что всё это вы уже где-то считали или от кого-то слышали. И нетрудно догадаться от кого: сейчас дела у власть имущих идут настолько скверно, что им приходиться агитировать против досрочных выборов любыми вескими аргументами. Да, они уже давно признают, что за три года усердной работы смогли одарить украинцев лишь безвизовым режимом – и было бы глупо отрицать очевидное. Но убедить избирателей, что перевыборы ничего не изменят, это тоже способ остаться у власти!
Собственно говоря, в случае досрочных выборов, в ту же Раду вернутся большинство ныне сидящих в ней депутатов. Из неё исчезнет «Народный Фронт», но его члены могут реинкарнироваться в составе других политических партий. А вот Блок Порошенко, «Батькивщина», «Самопощь», Радикальная партия, Оппозиционный блок вновь разберут между собою голоса электората. Что же касается выборов президентских, то тут наибольшие шансы по-прежнему Петра Порошенко, потому что он объединит вокруг себя несколько политсил, а его конкуренты снова будут действовать поодиночке. И всё же власть не уверена, она опасается досрочных выборов, а потому всячески «глушит» эту тему.
Пропаганда власти убеждает в бесполезности перевыборов, агитация оппозиции призывает к скорейшему обновлению, а что же говорит народная мудрость? А вот к ней ближе всего недавно высказанная Надеждой Савченко «ересь» о том, что путь во власть необходимо закрыть всем, кто был при ней последние 25 лет. Такой себе вариант тотальной люстрации, хотя и малоэффективный. Дело в том, что если просто убрать из политики людей типа Порошенко, Яценюка, Тимошенко, то в неё массово придут Насировы - которых и так уже немало в рядах нынешней власти. Молодые сменщики, более энергичные, с репутацией «европейских профессионалов».
Но основное их отличие - в полнейшем наплевательстве на общественное мнение. Эти люди никогда не будут повышать свой рейтинг заискиванием перед избирателями, они не станут раздавать продуктовые наборы и чинить в канун выборов дороги, они потратят эти деньги на хитрые выборные технологии. А выиграв выборы, они запустят самые безжалостные антисоциальные реформы.
Как видим, дело не в кадрах, дело в Системе, которая их порождает. То есть всяческие кадровые перетасовки бесполезны, пока и старые, и новые кадры являются продуктом одной и той же Системы. Из чего напрашивается логический вывод о том, что менять нужно не власть, а всю Систему – что и будет настоящей украинской революцией. Причем, для этого вовсе не обязательно возводить баррикады и захватывать администрации. Систему можно победить, только противопоставив ей другую Систему.
В принципе, украинцы понимали это, когда в 2013 году пытались противопоставить украинской Системе, которую они ошибочно ассоциировали лишь с «донецкими» и пророссийским политиками, альтернативную «систему европейских ценностей». Но с ними они тоже сильно «лоханулись»! Во-первых, в качестве лидеров «новой европейской Украины» они приняли старых политиков бывшей «оранжевой» команды. А ведь уже тогда было отчетливо понятно, что никакие они не «европейцы», а самые что ни на есть украинские прохиндеи, зеркальное отражение тех же «донецких». Во-вторых, эти прохиндеи привили украинцам неверное понимание «европейских ценностей», они подменили их собственноручно изготовленной «куклой».
Сложно сказать, найдут ли украинцы выход из этого тупика. Однако стоит заметить, что в истории подобные ситуации часто разрешались тем, что собственную сгнившую Систему вытесняла пришедшая извне. Например, христианизация Рима или распространение ислама являлось такой же сменой Системы, как и буржуазные революции в Европе или Октябрьская в Советской России. Иногда местная элита встраивалась в новую Систему, нередко сметалась ею, но в любом случае жить по-старому она уже не могла.
Насколько быстро критическое большинство украинцев поймет, что для изменения ситуации в стране нужны не новые перевыборы, а новый образ жизни? И как именно они предпочтут жить по-новому?