Семь лет. Каков ответ?

...как и два последних месяца, стоят палатки и манифестанты. Разгонять их силой никто не спешит.

Но, пожалуй, это единственное место, где люди открыто выступают за Тимошенко. И к слову, этот «мини-майдан» не идет ни в какое сравнение по массовости с недавними выступлениями чернобыльцев и воинов-афганцев, протестовавших против отмены льгот, или с годичной давности выступлениями частных предпринимателей, не принявших налоговую реформу.

Похоже, таким отсутствием реакции обескуражены и в штабе партии Тимошенко «Батькивщина». На экстренном сборе парламентской фракции ее именного блока было принято решение начать акции «сопротивления нынешней власти во всех регионах страны». Такое заявление сделал вице-спикер украинского парламента Николай Томенко. Но здесь уместно вспомнить, что аналогичные акции были обещаны и после ареста Тимошенко, в жарком августе, и из этой затеи, по большому счету, ничего не вышло. Покуда единственным условно протестным действием можно назвать акцию «Не спи», проведенную во Львове: в полдень всем водителям города было предложено одновременно нажать клаксоны.

Сомнительно, что эти гудки были услышаны в администрации украинского президента. Иное дело – реакция мирового сообщества. Вчера экстренные дебаты по поводу приговора Тимошенко созвал Европарламент.

«РГ» попросила известного украинского политолога Михаила Погребинского оценить сложившуюся ситуацию и дать прогноз о будущем – как Тимошенко, так и Януковича:

– Сегодня политические перспективы Тимошенко, признаться, в тумане. Тем более ее президентские перспективы. В действительности, арест, который, по идее, должен был бы мобилизовать ее электорат, на рейтинге Тимошенко практически не отразился. У украинцев, мне кажется, есть некая раздвоенность сознания по ее поводу – с одной стороны, многие понимают, что судят ее не просто так, не на пустом месте, с другой – очевидно выборочное и грубое применение закона, которое не может нормальным людям нравиться. «Она – такая же, как и они все. Почему тогда не судят других политиков?» – я думаю, это вопрос задает себе большинство наших сограждан. Поэтому мы не видим какого-то массового возмущения. Так происходит потому, что персонально с Тимошенко люди уже надежд на лучшее будущее не связывают, и, скорее всего, эти люди будут искать кого-то другого, кому можно доверить голос. Кого – пока рано говорить. Формирование новой политической реальности здесь идет как раз сейчас, не исключено, что на первые роли ближе к выборам выйдут какие-то другие люди.

Нельзя сейчас оценить и политические перспективы Януковича. Его второй срок зависит от результатов первого. Пока что-то предсказывать сложно. Нужен еще по меньшей мере год, чтобы начать строить некие прогнозы, ведь до 2015 года может многое измениться.

Очевидно одно – давление на Януковича из-за рубежа гораздо сильнее, чем давление общественного мнения внутри страны. Новой революции ждать, наверное, не стоит. Мнение Европы, США, России для него, похоже, важнее. В особенности мнение Европы – слишком много планов у Януковича с нею связано.

«Очевидно, что приговор Юлии Тимошенко может быть использован как аргумент для Стокгольмского арбитража, а так же как элемент политического шантажа», – заявил «РГ» президент Российского газового общества Валерий Язев. Понятно, что появится соблазн привлечь в качестве сообщника к «преступным деяниям» другую сторону соглашения – Россию, считает эксперт. Но итог такой игры будет тот же, что и всегда – большие репутационные потери Украины перед международным сообществом. «Любые изменения в энергетической политике Украины неизбежно ведут к повышению цен на газ на ее внутреннем рынке. Это экономически обусловлено. Просто вину за это пытаются переложить на поставщика», – уверен эксперт.

По его мнению, комментировать приговор нет возможности. В чем состоит ее вина, неизвестно. «Приговор в силу не вступил, но есть возможность для его пересмотра», – заключил Валерий Язев.

Позиция Украины на газовых переговорах противоречивая, заявил «РГ» Валерий Язев. С одной стороны, она работает над разрушением долгосрочных контрактов, стараясь понравиться Евросоюзу. С другой – настаивает на гарантиях по поставкам газа. «Пожелания могут быть учтены, но при наличии встречных обязательств», – уточнил Язев. При этом успех будет зависеть от того, смогут ли стороны отделить политическую составляющую текущих переговоров от контрактной.
Только экстренная и самая важная информация на нашем Telegram-канале
Теймур Абдуллаев
«Российская газета»
Поделиться в Facebook
Последние новости