Зеленский и пророк его. Виктор Бобыренко предсказал победу Зе еще в 2015-м
Эксперт "Бюро анализа политики" Виктор Бобыренко рассказывает о том, как четыре года назад ему удалось спрогнозировать победу Владимира Зеленского на президентских выборах, о перспективах нового парламента и вероятности четвёртого Майдана
Когда в 2015 году на экраны вышел сериал "Слуга народа", политтехнолог Виктор Бобыренко опубликовал небольшой блог в "Украинской правде". "Отыграет Владимир Зеленский три сезона "Слуги народа". Создаст партию. Скажет, что теперь будет, как в кино. Покажут с десяток новых лиц, и будем иметь нового президента", — написал он. Тогда в прогноз Бобыренко поверили единицы — слишком уж невероятным он представлялся. Зато теперь политтехнолога называют не иначе как пророком.
Технология Голобородько
Как вам удалось это всё напророчить?
— Это не было пророчеством. Я как политолог в тот момент понял, что началась избирательная кампания, а технология из фильма будет необычайно успешной в жизни.
Почему, по-вашему, эту технологию не разглядела команда тогдашнего президента Петра Порошенко?
— Потому что в то время она играла в игру "Бей своих, чтоб чужие боялись" — уничтожала рейтинги Арсения Яценюка и Андрея Садового. Порошенко видел конкурентов среди своих. Знаете, моя статья на "УП" тогда совсем не зашла. Даже знакомые нардепы отмахивались: Витя, что ты чудишь? Место Зеленского на корпоративах, какой из него президент?!
Что лежит в основе технологии, благодаря которой Зеленский стал президентом?
— Желание видеть у власти порядочного человека. Если спросить людей (не только в Украине), каким они видят своего руководителя, никто не станет говорить, что это должен быть человек со стратегическим мышлением, умением подбирать кадры, коммуникабельный, профессиональный, стрессоустойчивый. Большинство скажет: нам нужен порядочный, честный человек — и завуч в школе, и начальник департамента. Потому что такой человек постарается раньше отпустить женщину за ребёнком в детский сад, не станет унижать, вовремя выпишет премию. Да, честность в политике эксплуатировал Анатолий Гриценко. Но избиратель не понимал, честный Гриценко или нет, а вот Голобородько —точно такой, мы в сериале увидели. На экране Зеленский — супергерой. Он побеждает олигархов, но при этом не отдаляется от народа: выпивает водочку, закусывает картошечкой. Зеленский-президент и сейчас продолжает эту линию. Например, купается в красных труселях в Одессе на том же пляже, где может отдыхать каждый из нас.
Когда появилось ощущение, что эта киношная быль станет явью?
— Если честно, то с первых выступлений "Квартала". Сначала на сцене умножили на ноль всех политиков как выходцев из одного двора, сидящих в одной песочнице. Затем показали альтернативу: порядочного человека, который не способен воровать и обманывать. Далее приучили к эпатажу, задействовав такое свойство характера, как хуцпа, что в переводе с идиша означает "беспредельная наглость", — это постоянное наступление. Классический пример — вызов на дебаты на стадион: кандидат в президенты попробовал построить действующего главу государства, а тот повёлся. Эта дерзость понравилась людям. Зеленский эксплуатирует образ пацана 1990-х, который может построить любого — и учителя, и директора. Все хорошистки при этом будут хихикать, мол, смотрите, как Вовочка может.
Сейчас же Зеленский действует, как Александр Лукашенко в Беларуси. Он приезжает в регионы и строит местных князьков — тем, кого боялись, кому заглядывали в рот, он "даёт лещей". И князьки сидят молча. Это нравится людям. Народ уже хочет не просто справедливости, он требует наказать всех — посадить, а лучше расстрелять. Кстати, самый кровожадный избиратель ушёл к Шарию (партия блогера Анатолия Шария на внеочередных выборах получила 2,23%. — Фокус), считающему, что коррупционеров надо не просто судить, для них необходим суд Линча.
По-вашему, команда Зеленского накануне съёмок фильма изучила настроения людей или действовала по наитию?
— Любой избирательный процесс начинается с системных социологических исследований, чтобы понять, какой избранник зайдёт людям. Под этот образ написали сценарий, запустили на экраны Голобородько, тот стал жить среди нас. Другое дело, что никто не надеялся, что результат будет таким: победа Порошенко не по очкам, но нокаутом. Заметьте: как только рейтинг Зеленского стал сдуваться, президент поехал строить чиновников в Борисполь и Ужгород, а всей стране показали об этом картинку. Так создаётся параллельная реальность: Украина отдельно, картинка для обывателя — отдельно. В нейролингвистическом программировании есть принцип "карта не территория": территория — это реальный опыт, мир вокруг нас, а карта — только представление об этом мире. Так вот, нам вместо территорий показывают карты, как в кабинете географии. Сегодня — карту лесов, завтра — карту почв. Подменять понятия легче для тех, кто смотрит телевизор и пользуется соцсетями.
Вы знаете, кто автор такой технологии у Зеленского?
— Я бы и сам хотел познакомиться с этим великим человеком. Думаю, кто-то из окружения Игоря Коломойского. Возможно, и сам он. Как профессионал профессионалу я аплодирую — это красивая игра. Но не надо забывать, что в заложниках оказался весь украинский народ.
Позиция олигархов
Какие силы теперь влияют на Зеленского и как, на ваш взгляд, это влияние будет меняться в ближайшее время?
— Я иногда захожу на Facebook-страницы приверженцев Зеленского. Так вот, назвать их иначе как "уверовавшими" нельзя. Люди всё меньше думают, что Владимир Александрович — марионетка, для них он вырос для самостоятельной игры.
У каждого из олигархов разная мотивация. Пинчук старается сохранить лицо и капитал, поэтому будет сдержан в действиях. Коломойский — игрок авантюрный, предвидеть его действия сложно. Но он точно будет наступать, не станет отсиживаться в окопе. Поэтому возможен конфликт. Активную его фазу увидим при назначении премьера. Будем откровенны: в парламент людей Коломойского зашло мало. Они есть, но меньше, чем хотелось бы Игорю Валерьевичу. То есть продвигать решения через парламент олигарх пока не сможет. Зеленский же захочет назначить премьера сам. Для него Украина — театр, а его мотивация не деньги, а слава. Ему надо сыграть такую пьесу, в которой, что делать, решает он сам, а не продюсер Коломойский и десятки сценаристов. Для Украины это даже хорошо — гарантия того, что президент не пустит на нашу территорию актёра абсурда Путина.
Что со всем этим делать. Бывший комик оказался не готов к вызовам, которые стоят перед президентом
Спрогнозируйте, кто станет премьером?
— Имён не назову. Но Зеленский уже чувствует полёт, у него выросли крылья. Основным критерием будут не советы союзников и друзей, а лояльность кандидата к гаранту. Скорее всего, это будет трудоголик без амбиций, который может много, долго работать и не лезть в камеру. Конечно, Зеленскому станут навязывать кандидатуры со стороны. Не исключено, что он из-за незнания пойдёт на поводу. Например, воспользуется советом Андрея Богдана (главы Офиса президента. — Фокус). Но надо учитывать, что Богдан уже не человек Коломойского, сейчас он понял, что поймал Бога за бороду и держит у себя в кармане ключ к вратам рая — кабинету Зеленского. У кого есть гарантии, что Богдан уже не начал свою игру? Непрофессионально думать, что кто-то был человеком какого-то Пупкина и останется верным ему до конца.
Как вам кажется, надолго ли сохранится влияние Зеленского на парламент и когда в его фракции начнутся протестные движения?
— Если снимут депутатскую неприкосновенность, президент получит преимущество — поставит своих депутатов в жёсткие рамки: проявляешь ненужную инициативу — вылетаешь из Рады. Но как только начнёт сыпаться рейтинг Зеленского, депутаты от "Слуги народа" поймут, что без своего лидера они мало что могут. Свадебный фотограф, выигравший в Запорожье у олигарха, сам по себе ничего не стоит — он нужен лишь для того, чтобы нажимать на кнопку и легитимизировать решения верхушки. В этот момент в парламент и зайдут олигархи, сделав народным избранникам предложения, от которых те не смогут отказаться.
Когда, по-вашему, рейтинг Зеленского начнёт падать?
— Не так скоро, как хочется его врагам. Они думают, что это произойдёт уже осенью, когда люди получат коммунальные платёжки. Но я бы не списывал Зеленского так быстро. Фан-клуб актёра — это не фан-клуб политика. У Зеленского он более горячий, чем у Порошенко. Любовь к политику проходит быстро, к артисту — живёт дольше. К тому же артист наш очень креативен, всё время будет давать картинку, наказывая мелких чиновников. Если лояльность Коломойского и Пинчука сохранится, то какое-то время телеканалы будут поддерживать его рейтинг. Если же Коломойский не получит своего премьера, то откопает топор войны. Тогда падение ускорится. Но в любом случае рейтинг Зеленского начнёт проседать этой осенью, в октябре 2020-го от него не останется и половины, а спустя два-три года он будет таким, как у Порошенко к концу каденции.
Какой исторический урок необходимо выучить Зеленскому, чтобы досидеть до конца срока?
— Не надо переходить грань. Цезарь погорел на том, что стал забывать, что Рим — это республика. Заговор против него организовали люди, которым он беззаветно верил. А решающий удар нанёс его ближайший соратник Брут. В политике нет друзей навсегда. У нас государство не строят десятилетиями богатые, авторитетные, свободные люди. Политики приходят к управлению на пять лет. Поэтому, как только рейтинг Зеленского упадёт ниже 15%, а антирейтинг вырастет до 50%, его покинут соратники. Вот этот урок истории надо запомнить. А ещё — заглянуть в учебник современной истории Украины: любые попытки сдать нас России обернутся сопротивлением наиболее пассионарной части общества, организовавшей три Майдана: Революцию на граните, Оранжевую и Революцию достоинства. Эти же люди поднимут четвёртый Майдан. Если Зеленский пойдёт по пути заигрывания с Россией, то окажется рядом с Януковичем. Если же в её сторону смотреть не будет — свой срок досидит, каких бы ухудшений, в том числе экономических, ни случилось.
В поисках мессии
А какие ошибки совершил Пётр Порошенко?
— Он не работал с картинкой. Его рейтинг убило телевидение. Он проиграл информационную войну. Спросите у любого избирателя Зеленского, почему он за него голосовал? Тот ответит: потому что Порошенко у всех всё украл. А ещё заигрался с Медведчуком, не был твёрдым в своих решениях. Именно Порошенко отдана роль злодея. И никто не помнит уже того, что он всё-таки сделал и что-то хорошее, начал некоторые реформы.
Какая политическая судьба ждёт бывшего президента?
— Народ его уже не полюбит. Это доказывает опыт Юлии Тимошенко. У неё есть свой стабильный рейтинг на уровне 8%. Так случится и с ним. Да и то пока "Европейскую Солидарность" будут считать самой проевропейской партией. Если такой станет "Голос", то электорат перетечёт туда.
Что произойдёт с рейтингом Виктора Медведчука?
— Он будет стабильным. 70% его избирателей — это люди, которым за 50 лет, они выросли в Советском Союзе, хотят туда вернуться. Но молодёжь не хочет. Поэтому новых поклонников ему найти сложно. Но в случае Медведчука падение рейтинга — долгий процесс. Возможно, сейчас он даже увеличится за счёт тех, кто хочет мира любой ценой.
Каковы шансы, что Зеленский сможет поддержать идеи "русского мира"?
— Разве что его обманут. К примеру, могут пообещать, что если поддержит развитие русского языка, то Путин успокоится и перестанет нападать. В этот момент важно, чтобы нашлись те, кто скажет: любые договорённости с Путиным могут быть только на условиях Путина, а это потеря части суверенитета, он не отступит, пока не получит Украину целиком. Но сейчас я уверен, что Зеленский не хочет быть прислужником Кремля. Он в этом театре главный, так что конкурентов не потерпит.
В материале 2015 года, где вы утверждаете, что будущим президентом Украины станет Зеленский, говорится, что один ваш знакомый профессор тогда тоже увидел в нём президента. Что он думает теперь?
— Он голосовал за него. Считает, что в ближайшее время необходимо провести и местные выборы, чтобы дать всю власть Зеленскому: тот всех построит — и будет нам счастье.
То есть его даже не волнует, что среди депутатов Зеленского нет профессоров?
— Он верит в гениальность Зеленского. В таких случаях научное звание не важно.
Кто же придёт на смену Зеленскому?
— Мы не вылечим народ от популизма за пять лет. Поэтому, возможно, с украинцами будут заигрывать те, кто вновь пообещает счастье за пять минут. Но при этом многие получат прививку, поймут, что новые лица ничем не лучше старых, только менее профессиональны. Ожидания людей счастья к следующим выборам будут ниже, и это даст шанс прийти к власти рассудительным политикам. Пока же мы в поисках мессии. Нового лидера ещё нет — он проявится на волне критики действующего президента.