…перестало серьезно воспринимать эти угрозы.
Предупреждения ученых или призывы политиков влетают в одно ухо, рисуют в уме потрясающую картину «конца света», а затем вылетают в другое, выталкиваемые рекламой печенья и светской хроникой. Конечно, взметнувшиеся в нашем воображении тучи пепла и несущиеся на побережье мега-цунами заставляют на пару минут испуганно почесывать затылок. Но потом приходит спасительная мысль «авось пронесет мимо».
Это только первые христиане, современники апостола Павла и Иоанна Богослова, твердо верили в то, что Армагеддон может разразиться с минуты на минуту. Они слышали пророчества и считали, что видят знамения близкого конца. Словно канзасский фермер, увидевший, как из его кукурузного поля вырастает и устремляется в небо огненное копье «Минитмена-3», и понимающий, что до ответного удара русских (или китайцев?) у него осталось максимум полчаса, за которые ему нужно распрощаться с ценностями прежней жизни и подготовиться к новой.
Не тратя времени на оплакивание нового мебельного гарнитура и фарфорового сервиза, сделать главное: успеть занести в подвал коробку с продуктами, бидон с питьевой водой и истерически рыдающую жену. Бросить прощальный взгляд на мир, которому осталось существовать последние минуты, и плотнее захлопнуть крышку люка.
Наверное, так же смотрели на грешный мир святые старцы перед тем, как, прижимая к себе Святое Писание, закрывались от него в пещере.
Это самое тяжелое в осознании неизбежного Армагеддона – расставание с привычной комфортной жизнью. Ведь ученые теоретически допускают выживание человечества – хотя бы его части, которая, разумеется, успеет подготовиться. Религии гласят, что путь к спасению открыт для всех. Поэтому в большинстве вариантов «конца света» у каждого есть шанс спастись самому и спасти своих родных.
Однако «потеря всего», даже при условии выживания, страшит куда больше, чем сам катаклизм. Поэтому большинство на этот счет настроено очень скептически: мол, а стоит ли бороться за такую жизнь? Интересно, что человечество не готово нести даже расходы или приложить усилия на само предотвращение «конца света». Например, о системе т.н. «космической обороны» против метеоритной угрозы говорят уже лет пятнадцать – но до сих пор ни одно государство не удосужилось оплатить хотя бы ее проект. Авось пронесет и так?
Правда, если он таки упадет, то окажется, что все то, ради приобретения чего люди затрачивают чуть ли не целую жизнь, не будет стоить и ломаного гроша. Система ценностей резко изменится.
Ученики апостолов не пытались купить себе место в убежище Царствия Небесного, раздавая свое имущество – просто они в самом деле считали, что деньги, шелка и виллы вскоре станут бесполезным хламом. Как станут никому не нужной бумагой доллары, если на нашу планету свалится очередной астероид. Поэтому себе оставляли только необходимое.
Вандалы, захватившие в 455 году Вечный Город, были бОльшими христианами, чем успевшие вновь погрязнуть в комфорте римляне - они тоже брали только самое необходимое.
Впрочем, возможно, что римляне просто устали ждать. Четыре столетия – достаточный срок для того, чтобы у многих возникли сомнения. Жители Хиросимы тоже сомневались в том, что их город будут бомбить: в течение нескольких месяцев сигналы воздушной тревоги включались практически ежедневно, а все В-29 пролетали мимо. В конце концов, на вой сирены перестали обращать внимание.
За две тысячи лет чувство опасности полностью выветрилось из христианских душ. Утопающий в мягких диванных подушках, похрустывающий свежими булочками обыватель, увлеченно смотрящий на своем домашнем кинотеатре «Рассвет мертвецов», - вот во что превратилось христианство на заре третьего тысячелетия своего существования. Мы, конечно, тоже с волнением ожидаем Армагеддона – но только в экранизации Голливуда, не скупящегося на спецэффекты.
Согласно опросам, проводимым в одной их самых «верующих» стран мира – Соединенных Штатах, только 52% верят, что Второе Пришествие может случиться при их жизни. В то, что это может произойти в любую минуту, верит на порядок меньше. Тех, кто к этому готовится – единицы. Такое отношение у американцев по отношению к другим вариантам «конца света».
При этом эти единицы считаются чудаками. Что не всегда далеко от истины, поскольку иногда они готовятся к «черному дню» не только духовно. Как, например, кенийские последователи секты «Дом Яхве», которые в 2006 году построили сеть подземных укрытий, веря, что вскоре наш мир вспыхнет в ядерном Армагеддоне. В их бункерах были устроены склады продуктов запасом на год, в течение которого, верили они, все грешники будут стерты с лица земли.
Нечто подобное устроили недавно 29 сектантов из села Никольское (Пензенская область, Россия), которые в ожидании Второго Пришествия заперлись в вырытой ими пещере. По словам их «пастыря» Петра Кузнецова, в бункере они устроились довольно комфортно: есть туалет, миниатюрная баня, колодец и даже кухня. На все просьбы родственников и властей вернуться в наш мир затворники отвечают гордым отказом.
Власти к подобным несанкционированным мероприятиям всегда относились резко отрицательно. Например, членов секты «Ветвь Давида» обвинили, ни много ни мало, в терроризме – после чего уничтожили с помощью вертолетов и бронетехники. Беднягам не повезло в том, что, кроме Библий и продуктов, они запасли немало оружия – что, правда, в США вроде бы и не запрещается.
Зачем «потомкам Давида» потребовались винтовки, можно только догадываться. Скорее всего, они много читали постапокалептической литературы и посмотрели немало фильмов на ту же тему. А из них нетрудно догадаться, что после взрывов атомных бомб, падения кометы или вторжения инопланетян начинается самое худшее: борьба тех, кто уцелел, за то, что уцелело…
19.11.2007 14:55