ЗАО «Одессакондитер» захватывают рейдеры – история о корпоративном конфликте вокруг одной из самых старых кондитерских Украины не сходит с колонок одесских газет. О том, что на предприятие со 190-летней историей и на трудовой коллектив более чем в тысячу работников совершают так называемую рейдерскую атаку, как говорят, «знает вся Одесса». Да, в многочисленных интервью бывший председатель наблюдательного совета ЗАО «Одессакондитер» Валентин Хамалов неоднократно заявлял: с предприятия исчезли почти все акции. Виновником внезапного исчезновения господин Хамалов называет экс-бухгалтера предприятия Валентину Гросу: «Скажем, ей были похищены акции, были организованы похищения обоих реестров: и торгового дома, и "Одессакондитер", после этого были фальсифицированы документы».
Валентина Гросу на протяжении 10 лет скупала акции у трудового коллектива и таким образом сформировала 90% и пакет. Еще 5% выкупил прежний председатель наблюдательного Совета предприятия, 5% осталось у работников предприятия. Как утверждает госпожа Валентина, на протяжении пяти лет такая ситуация устраивала всех, пока между ней и председателем наблюдательного совета не возник конфликт. Господин Хамалов внезапно пожелал стать единоличным владельцем, заверяет Гросу: «Собственно говоря, на этой почве у нас конфликт и произошел. Хамалов захотел забрать себе все акции, требовал, чтобы я их просто так перевела на его фирму. Я этого, естественно, не хотела, я уже поняла, что конфликт разгорается достаточно серьезный, я могу акций лишиться, поэтому я, естественно, приняла решение, чтобы все акции перевести на свою семью».
Как же обстоит ситуация на самом деле? Журналисты программы «Громадська Варта» попытались разобраться в ситуации и провели свое расследование. Результатом стал очередной эфир передачи «Зрощення бізнесу і влади в Одесі: конфлікт навколо ЗАТ «Одесакондитер» .
Захотелось не ограничиться только передачей, возникло желание поделиться мыслями и с читателями сети – настолько циничными оказались действия одесских чиновников и, как потом оказалось, правоохранительных органов в отношении и бывших, и нынешних законных собственников предприятия.
Конфликт между главным акционером и менеджментом, скорее всего, закончился бы победой уволенного руководства – настолько сильным было давление на акционера: были подключены прокуратура, милиция, сотрудники СБУ. Однако Валентина Гросу нашла партнера-инвестора, который, по ее мнению, и фабрику помог бы развивать, и помог бы разрешить спорную ситуацию. Осенью 2009 г. в роли партнера выступила группа компаний «ТЕКТ», которая и приобрела 90% акций «Одессакондитер». Зная о существовании корпоративного конфликта на предприятии и понимая собственные риски, инвестор провел тщательную проверку предлагаемого объекта.
Алексей Сухоруков, генеральный директор ГК "ТЕКТ", утверждает: «Полностью изучив документы, мы пришли к выводу, что есть все основания для приобретения акций у собственника, который находился в реестре акционеров. Проверили все выписки, проверили протоколы собрания акционеров, поняли, что никаких сомнений в том, что продавец является собственником, нет».
Несмотря на все правовые аргументы инвестора, менеджмент предприятия буквально стал в боевую стойку, продолжая упрямо утверждать, что это «грабительство», а сама группа компаний «ТЕКТ» (кстати, с 15-летним опытом прямых инвестиций) - рейдер.
И до сегодняшнего дня реализовать свои права инвестору просто не дают. Оказывается, кроме треугольника Гросу - менеджмент кондитерки - инвестор, есть еще и четвертая сторона: кое-кто кто считает себя настоящим «неформальным» владельцем - а именно начальник Одесского территориального управления Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Юрий Ровинский. Дело в том, что именно Ровинский на встрече с инвесторами, Валентиной Гросу и Валентином Хамаловым заявил, что он и его партнер - председатель одесского Хозяйственного суда Валентин Продаевич являются истинными хозяевами фабрики. При этом никаких документов в подтверждение не предоставил. Зато из его уст зазвучали угрозы в адрес Гросу – мол, «посадим тебя». Впоследствии, кстати, Продаевич опроверг свою причастность к «Одессакондитер».
Таким образом Юрий Ровинский не только заявил о так называемом «своем интересе», но и начал активно подключать собственные наработанные чиновничьи связи.
Почти сразу после многосторонней встречи владельцев, Одесская прокуратура возбудила уголовное дело по факту подделки протокола собраний 26 августа. Впоследствии по решению суда, в связи с отсутствием состава преступления, дело закрыли. Но уже через 2 месяца оно появилось снова, только возбужденное уже по факту использования поддельного протокола. В судах Одесской области одно за другим рассматривались дела, в которых миноритарные акционеры ЗАО «Одессакондитер» пытались запретить вновь назначенному руководству исполнять свои обязанности.
Между тем инвестор готовился к проведению общих собраний акционеров. Понимая, что их любым способом будут пытаться сорвать, было принято решение о проведении процедуры в прямом эфире. Несмотря на все сложности (арендодатель в день проведения собрания отказался предоставить помещение), собрание все же состоялось по заявленному адресу. В нем приняли участие свыше 40 акционеров, которые совокупно владеют более чем 90% акций. Однако Государственная комиссия по ценным бумагам, а именно начальник отдела финансового мониторинга контрольно-правового управления Олег Мисюра, вопреки факту регистрации кворума, подписал акт о его отсутствии! Чем не наглядное доказательство эффективности связей г-на Ровинского?
Но главные события развивались вокруг реестра ЗАО "Одессакондитер". Юрий Ровинский понимал, что рано или поздно новые хозяева легитимизируют решение общих собраний акционеров, а следовательно, старому менеджменту придется уйти с предприятия. Поэтому, чтобы не уступать контроль над «Одессакондитер», нужно было создать второй, параллельный реестр акционеров. Первым шагом на пути к этому стало подписание сотрудниками центрального аппарата ГКЦБФР Акта об «утере реестра без возможности его восстановления». При этом в том же Акте признается, что реестр ведется другим регистратором.
Как утверждает инвестор, почти наверняка на сегодняшний день уже создан второй реестр акционеров, в котором в списке собственников значатся совсем другие лица и структуры. «Хотя на сегодняшний день настоящий реестр ведется другим регистратором, решение о чем было принято, как того требует закон, на общем собрании акционеров. И об этом чиновники ГКЦБФР были неоднократно проинформированы», - утверждает Алексей Сухоруков.
Бывшая глава правления Алла Маштакова утверждает, что трудовой коллектив ничего никому продавал. "Акции у нас украдены", - неоднократно заявляла она. Вместе с тем документы, изученные журналистами «Громадської Варти», не подтверждают ее слова. В частности, летом 2009 года около 90% акций ЗАО «Одессакондитер» действительно принадлежали семье Гросу. А вышеописанная история с угрозами, проявлением админресурса, попыткой срыва собрания акционеров, процессом создания второго реестра - всеми действиями со стороны менеджмента и их партнера во власти Ровинского только подтверждает версию о том, что законных акционеров «Одессакондитер» уже более полугода всяческим способами пытаются лишить их собственности.
Здесь следует вспомнить, что из года в год место Украины в рейтинге инвестиционной привлекательности становится все ниже и ниже. Учитывая вышеописанную историю – это не удивительно. И так будет до тех пор, пока чиновники, судьи и силовики не перестанут использовать свои полномочия для решения собственных бизнес-интересов. Инвестиционный климат страны начнет улучшаться тогда, когда чиновники будут создавать благоприятные условия для инвесторов, а не ущемлять их интересы.
P.S. Среда, 28 апреля. До выхода подготовленной нами передачи в эфир остается несколько минут. Именно в это время, как нам стало известно позже, несколько неизвестных, не представившись, но назвавшихся сотрудниками правоохранительных органов, насильно задерживают Валентину Гросу в г. Умань, где она гостила у родственников. В качестве основания задержания предъявляют постановление о приводе как свидетеля по уголовному делу (о нем мы уже писали). Хотя какое имеют право сотрудники СБУ задерживать свидетелей по постановлению следователя МВД. Затем Гросу везут в Уманский отдел службы, где так же насильно удерживают до приезда одесских милиционеров. Не отпускают, несмотря на то, что Гросу, никогда до этого не получавшая повесток к следователю, соглашается ехать в милицию добровольно. Интересно и то, что в разговоре с нами один из участников задержания, сотрудник СБУ Владимир Гаращенко, всячески отрицал как свое участие в задержании, так и сам факт такового задержания. Вместо этого он цинично посоветовал нам почитать один из одесских сайтов, где сообщалось о задержании некой бизнес-леди, якобы укравшей имущество одного из ЗАО.
Цинизм отдельных сотрудников МВД и СБУ просто поражает. И еще раз подтверждает версию о том, кто является законным владельцем ЗАО «Одессакондитер».
14.05.2010 11:43