Так ли это? И почему «Свобода» показала столь убедительный результат на западе и в центре страны? С этим попытались разобраться опрошенные From-UA эксперты.

«Я считаю, что немецкий эксперт абсолютно прав, потому что любое проявление нацизма, неонацизма, неофашизма не только в Европе расценивается как серьезная угроза, но и подавляющим большинством жителей Украины. Реальная опасность прохождения в Верховную Раду есть, и поэтому неизбежно это вызовет конфликт в обществе», – заявил он.
Впрочем, успехи «Свободы» относительны и вызваны совпадением по времени с принятием властью ряда непопулярных мер на фоне общей нелегкой социально-экономической ситуации.
«Поэтому, с одной стороны, она не получила ожидаемого большинства, а с другой стороны, сумели на этой ситуации паразитировать неофашистские элементы за счет четких лозунгов возрождения страны, отмывания имиджа Украины, возвращения к националистическим ценностям – именно на такой волне и фашизм пришел к власти в 1933 году», – провел аналогию Булавин.

«Без всякого сомнения, на имидже Украины это отразится очень плохо, если такая политическая партия будет представлена в парламенте», – считает он, хотя и утверждает, что шансов на самом деле у «Свободы» на такой успех очень мало, поскольку, по его мнению, националистическая идеология не находит поддержки среди большинства граждан Украины.
А победа партии Тягныбока в западных областях, по мнению коммуниста, вызвана разочарованием тамошних избирателей в существующей оппозиции.
«Успех «Свободы», в первую очередь, вызван разочарованием в БЮТ, который фактически являлся там доминирующей политической силой. Я думаю, это больше протестный электорат, нежели идеологический», – отметил Килинкаров.

«Европейцы и россияне строят свою политику, а украинцы – свою. Поэтому наши выборы – это внутренние проблемы, а не проблемы Европы», – прокомментировал он высказывания Умланда.
Рост рейтинга «Свободы» бютовец объяснил просто: антиукраинское поведение новой власти спровоцировало защитную реакцию в обществе.
«Успех могу объяснить испугом избирателей в западном регионе перед реальной угрозой потери государственности. И если такая политическая сила, как «Свобода», говорила то, что хотели услышать избиратели, и действовала соответствующим образом, то они и получили вотум доверия», – подчеркнул Гудыма.

«Первая: есть огромное количество разочарованных в национал-демократических силах на Западной Украине и в Центре, и есть потребность в силе, которая бы отражала эти настроения. Такой влиятельной политической силы нет, поэтому есть ставка на партию «Свобода». Второе – то, что существует определенный вакуум активности, вакуум привлекательных политических проектов на западе и в центре, с которыми могла бы пойти молодежь, которая могла бы выступать с умеренных националистических позиций. Третье: есть проблема эскалации тренда отказа Киева от украинскости, и это радикализировало западно-украинскую публику», – считает Кулик.

«Это стабильный электорат, который готов голосовать за патриотичные идеи из-за неверия в партии, которые представлены в парламенте, в том числе БЮТ и «Наша Украина - Народная самооборона», и он перешел к новой непарламентской политической силе, которой сейчас является «Свобода». Поэтому успех достаточно прогнозирован», – считает политик.
«Во многих европейских державах правые партии достаточно сильно представлены в парламенте, на выборах. Можно вспомнить Францию, Нидерланды, Венгрию. Так что волноваться об ухудшении международного имиджа не приходится. Сейчас при власти силы, которые фактически превращают страну в сателлита России, способствуя постепенному демонтажу государственности. И если что-то и должно пугать Европу, то как раз та ситуация, которая есть сейчас», – уверен Доний.

«Первый аспект – это разочарование и фактически крах большинства старых национал-демократических проектов. У каждого своя история, но к этим выборам они подошли ослабленными, с разрушенным имиджем, в состоянии склоки, потери доверия. И второй – сохраняющиеся у нас довольно сильные традиции национал-демократических настроений среди избирателей», – акцентировал он.
Так сложилось исторически, что место Народного руха и партии Ющенко заняла «Свобода», считает он.
«Это действительно радикальная сила. Ее особенность, что костяк – это уже молодая генерация политиков, которые не обременены какими-то стереотипами и ограничениями той политической когорты, которая была связана со старым диссидентским движением. Но я думаю, что есть пределы роста у этой политической силы, во-первых. Во-вторых, мне кажется, что из широкого спектра видов национализма, к которым можно отнести национализм социальный, экономический, этнический, политический, гражданский, у этнического национализма есть серьезные ограничения и электоральные, и политические. Поэтому я бы пока не спешил рисовать радужные перспективы «Свободы» на парламентских выборах. Им еще нужно доказать, что они состоялись как политическая партия, что они устойчивы», – предупредил Ермолаев.
Мнения и объяснения прозвучали разные. Но, несмотря на некоторый скепсис экспертов относительно безоблачного будущего «Свободы», вывод один: если популярность этой политической силы будет и дальше расти такими же темпами, как до сих пор, вскоре именно партия Тягныбока сможет стать главной оппозицией власти с правого фланга, задвинув на маргинес не только «Нашу Украину» (это уже практически удалось), но и БЮТ. А там, глядишь, к 2015 году из Тягныбока вырастет реальный кандидат в президенты. Что, впрочем, только на руку нынешнему Главе государства: получить радикала в соперники во втором туре – это почти гарантия победы. Опробовано не раз как в Украине, так и за ее пределами…