Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко на брифинге 16 сентября сообщил, что в последней четверти года Украина обязана платить $ 398-402 за тысячу куб. м. Конечный потребитель, с учетом всех ценовых накруток, получит в октябре-декабре газ стоимостью не ниже $ 550.
В проекте госбюджета на 2012-й год предусматривается цена импортируемого природного газа в размере $ 414-416 за тысячу кубометров. То, что для Европы норма, для Украины смерти подобно. Но уж такой её сделали отечественные реформаторы с их «национальным прагматизмом».
От неумолимо надвигающейся перспективы платить неподъемную для экономики цену, в действиях украинского руководства явственно стали проявляться признаки отчаяния. На войну рекрутировали даже самосвята Филарета. Главный поп неканонического Киевского патриархата, решив, что его немногочисленная паства унижена и оскоплена ценами на газ, изрек мирянам: «Действия российского руководства являются несправедливыми, лукавыми и лживыми, а поэтому нарушают моральный закон».
Моментами отдельные представители украинской власти совсем съезжают с колеи, и мы слышим речи, более подходящие для «горячей» войны, а не для коммерческого конфликта хозяйствующих субъектов. Так, нардеп-регионал Ярослав Сухой совсем уж распоясался в комментариях: «России надо бы помнить, что на Украине живут 8 миллионов этнических русских… они своей тупой и недальновидной политикой надевают, по сути, наручники на этих людей». Баснописец Крылов рифмой так диагностировал подобные пограничные состояния личности: «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!».
Газовый вопрос, который, как любили ещё недавно пояснять украинские лидеры, не любит публичности, а ценит тишину, окончательно перешел в политическую плоскость, со всеми классическими атрибутами – дезинформацией, провокационными заявлениями, пропагандистской шумихой, уходом от рационального мышления в темь изветов, наговоров и диффамаций.
Но чем больше подвергается нападкам Контракт 2009 года, тем явственнее становится тот факт, что с юридической точки зрения он безукоризнен.
«Мне нужна окончательная бумага! Фактическая. Настоящая. Броня! Чтоб никакой Швондер даже близко не мог подойти!» – возмущался профессор Преображенский, требуя от высокого кремлевского чина оградить его от наездов главы домкома. И Москва имеет такой документ – «Контракт купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах».
Его непоколебимые прелести для Украины, впавшей в очередное «газоборчество», столь очевидны, что пан Шлапак, курировавший от Секретариата Президента Ющенко газовое направление, на суде 15 августа бросил в сердцах: «Стокгольмский арбитраж завершится тем, что Россия обяжет Украину выполнять условия действующего соглашения». И, махнув рукой, добавил «угольку»: «Будет колоссальный скандал, нас все равно ткнут мордой в этот контракт».
Тем не менее, фатализм компетентного человека не лишает нас права взглянуть на некоторые ноу-хау киевских стратегов в развязанной ими новой газовой сече.
Тут – помню, а тут – не помню
В начале сентября Кабмин Украины направил письмо главе правительства РФ Владимиру Путину, в котором подчеркивалась необходимость выполнения межгосударственного договора 2004 года относительно газа. «Мы считаем, – разъяснял Азаров, – что контракт, который был заключен в январе 2009 года, противоречит, по крайней мере, той части, которая касается ежегодных уточнений соглашений, и они не выполняются».
Эвон, вспомнили... Что тогда мешает помянуть всесоюзный референдум 17 марта 1991 года с вопросом «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик», на который ¾ голосовавших дали утвердительный ответ. Однако вопреки опросу, имевшему силу высшего закона, руководители республики обтяпали дельце с «незалежностью». Что теперь, прикажете всех президентов «вильной» Украины назвать самозванцами и этапировать на Колыму?
После 2005 года Украиной исполнялись все вновь заключенные углеводородные соглашения (которые объявлялись «пэрэмогой» над газовым супостатом), включая последнее от 19 января 2009 года, и только теперь спохватились, что дали маху. А если бы цены были 200 долларов, как это было в 2009-2010 гг. и как того ныне желает заполучить Гарант по новой справедливой формуле? Наверняка склеротичные явления в мозгах керманычей прогрессировали бы и дальше. «Тут – помню, а тут – не помню» – так косил под упавшего с верхней полки уголовный пахан по кличке «Доцент» из «Джентльменов удачи». На что ему отвечали: «Так не бывает».
И что делать с ратифицированным «на ура» 21 апреля 2010 года Верховной Радой межправительственным соглашением по цене на газ и Черноморскому флоту («за» проголосовали 410 человек)? Ведь формула, заложенная в январе 2009 года в новом контракте, не менялась, а значит априори признана законной.
Тогда, помнится, первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов, от удовольствия расточая блаженные улыбки, с трибуны парламента втолковывал депутатам великость нового межправительственного пакта: это «новый этап развития отношений двух стран», «реальное стратегическое партнерство», оно «навсегда исключает повторение какого бы то ни было конфликта между Россией и Украиной».
«По Венской конвенции для того, чтобы договор был прерван, требуется коренное изменение обстоятельств. Любое государство может денонсировать любой договор, но тем самым оно нарушает международное право и фактически переводит себя в разряд государств-изгоев», – ответственно ответствовал чиновник на вопросы нардепов.
Не хватало ещё с новой азаровской цидулкой тащиться в Стокгольмский суд. Ведь, ей богу, засмеют! Век воли не видать, засмеют!
Бей своих, чтобы чужие боялись
Параллельно с письмом Путину киевские архистратиги замыслили «грохнуть» «Нафтогаз», действуя по классической гангстерской схеме: нет субъекта – нет проблем. Имеется в виду распоряжение от 2 сентября 2011 года президента Украины Виктора Януковича о ликвидации компании «Нафтогаз Украины». «Операция «Ликвидация», по мнению Мыколы Яновича, должна повлечь пересмотр соглашений 2009 года: «Появятся новые субъекты, а «Нафтогаз» как субъект хозяйствования прекратит свое существование. Естественно, в силу этого все соглашения, которые существуют на сегодняшний момент, должны быть пересмотрены».
Но, очевидно, Гаранту не досуг читать документ, из-за которого проистекает томленье духа. Не царское это дело.
Пришлось официальному представителю «газпромичей» Сергею Куприянову доставать «из широких штанин дубликатом бесценного груза» приснопамятный Контракт и в голос зачитывать общественности: «В соответствии с пунктом 9.6 контракта на поставку газа и пунктом 13.5 контракта на транзит газа, в случае изменения организационно-правовой формы, слияния или любого другого преобразования одной из сторон, она обязана надлежащим образом обеспечить правопреемство, а права и обязательства по контракту передать вновь образовавшейся структуре».
Даже киевских экспертов оторопь берет от непродуманных заявлений властей. Так, Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, с недоумением критикует очередное смехотворение Банковой: «Если ликвидируют «Нафтогаз», субъект исчезнет. Значит, придется подписывать новое соглашение. Но все это выглядит смешно, потому что новое соглашение-то не с Гренландией будут подписывать, а все равно с Россией».
Мутная схема, по которой ликвидация «Нафтогаза» по решению собственника, т. е. государства Украина, позволит обойтись без правопреемников, таит в себе грандиозные репутационные риски для страны. Кроме того, кредиторы имеют право требовать досрочного погашения долгов. А «Нафтогаз» за последний год уже успел хапнуть долгов – как минимум по авансу за транзит газа на $ 1,5 млрд., выданному в конце 2010 года «Газпромом».
Ну а потом, после досрочной выплаты долгов и позорного камлания над бездыханным «Нафтогазом», куда прикажете разворачивать оглобли для заключения «справедливого» газового соглашения? Наверное, поедут на поклон к Бердымухамедову. Говорят, он обещал в 2015 году газ по $ 200 (конечно, если россияне не дадут большую цену), без гарантии доставки к границе Украины. Не смешно, хотя государственные мужи делают всё, чтобы электорат улыбнуло.
Туманы диверсификации
Заштормило в отношениях между братьями-славянами, и вновь о диверсификации стали размышлять, как про осознанную необходимость.
Но то, с каким пылом власти снова предались пустословию, навевает тоску. Для истинной диверсификации нет реальных условий. Во-первых, для строительства СПГ-терминала отсутствует на руках такая «мелочь», как железо-бетонные контракты на поставки в Украину СПГ. Потому впрок строить объект стоимостью в $ 5 млрд. (такова стоимость аналогичного по мощности терминала, что строится на Сахалине россиянами и японцами) из той же чернухи, что и прокладка трубопровода Одесса - Броды. Нам что, мало одного памятника государственной тупости?
Полностью соглашусь с мнением уважаемого директора энергетических программ центра «Номос-1» Михаила Гончара: «Но так, как сейчас подходят к этому, то это, скорее, профанация. В лучшем случае, это станет элементом корпоративной диверсификации отдельно взятой олигархической группировки, которая приватизирует, скажем, Одесский припортовый. А в худшем случае это так и останется на бумаге, потому что пока привязка проекта терминала осуществляется к тем проектам поставок сжиженного газа, которые выглядят пока как идеи, но даже не проекты. Я имею в виду поставку природного газа из Азербайджана через его сжижение на черноморском побережье в Грузии и далее транспортировку Черным морем».
А «второе первое», сланцевый газ из тех же баек, что и легенды про золото и алмазы Украины. Даже если он реально существует, то его разведку и добычу мы не потянем ни финансово, ни технологически. Нужен иностранный инвестор. А для этого необходимы внятные прогнозы стоимости «классического» трубопроводного газа. Высокие цены на газ существуют только последние 5 лет. А если они вернутся (большая вероятность, что в ближайший год цены на нефть рухнут) к показателям 2005 года – $ 120 за тыс. куб. м и ниже, что тогда прикажете делать с продуктом, себестоимостью на порядок превышающим затраты на добычу российского газа?
Знать, так богата Украина, что помышляет о многомиллиардных проектах с заведомыми убытками...
«И тут Остапа понесло...»
Теперь звучит новая придумка, как заставить «Газпром» пойти на попятную. «Коль скоро Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины, Украина хочет получить ясный ответ, рассчитывает ли дальше Россия использовать украинскую ГТС. И от Европы Украина хочет узнать, каковы планы насчет украинского маршрута транзита газа», – озвучивал новую идею 15 сентября пресс-секретарь премьер-министра Николая Азарова Виталий Лукьяненко. По его словам, если Россия не собирается использовать украинскую ГТС, «ее содержание для Украины нерентабельно, ее придется демонтировать или использовать в других целях».
Это уже смахивает на угрозу применить китайскую месть – повеситься на пороге у нелюбимого соседа или осуществить самострел на виду у всей Европы. Но на «самогубство» никто не пойдет – кишка тонка качать права посредством членовредительства. А вот подобной истерикой возможно окончательно убедить россиян и европейцев в том, что строительство «Южного потока» является правым дело. Одного «Северного» нам маловато будет.
Собственно говоря, это и произошло. Намедни «Газпром» подписал уже не декларацию, а юридически обязывающее соглашение с зарубежными компаниями о строительстве «Южного потока» с разбивкой на доли участия. Свинтить с него уже невозможно. Даже если Украина предложит контрольный пакет акций на ГТС, Россия не свернет с «Южного» маршрута. Его строительство может быть отодвинуто лишь форс-мажорными обстоятельствами – второй волной финансового кризиса. Но Украине, учитывая её явно колониальный тип экономики, при всех раскладах будет хуже всех.
Развивая тему «бить или не бить» ГТС, украинские парламентарии снова выпали из реальности. Я про цидулу, которая подготовлялась в ВР в адрес Госдумы и Европарламента. Слуги народа просят их о гарантиях загрузки транзитной трубы. При чем здесь эти две почтенные организации, не занимающиеся конкретной коммерческой деятельностью? С таким же успехом можно писать по адресу: на небеса к Богу. Он все видит, но ничего не решает. Прошу прощение за невольное богохульство.
После человеколюбивой Пенсионной реформы, продиктованной МВФ, нужна победа в священной газовой войне. Теперь она для Януковича, в ситуации неминуемой конфузии в «деле Тимошенко», является Сталинградом, за которым земли для него нет. Ставя примерно так вопрос, киевское руководство лишает себя маневра в газовых спорах и, наоборот, мобилизует Москву на серьезное противостояние. А то, что в Первопрестольной, если проблему ставят на попа, могут идти до конца, мы все помним по второй газовой кампании 2009 года. В арсенале у Путина появились и новые фугасы, которые ему предоставляет Таможенный союз – таможенные барьеры для украинского товара. А товарооборот с Россией больше, чем со всеми странами ЕС в целокупии. Есть ли смысл будить лихо, пока оно тихо?
Под пропагандистские разговоры о взаимном компромиссе все-таки придется уступать России. Но такова доля любого слабака, решившего войти в клинч с гораздо более сильной стороной.
Однако во всей этой углеводородной кутерьме есть и положительный момент: похоже, мы являемся свидетелями рождения национальной идеи новой Украины – ныне и присно борьба с неправдой – ценами на газ, какими бы они не были...
27.09.2011 11:05