Есть ли антисемитизм в современной Украине?
17.08.2012 11:00
В ежегодном отчете департамента о свободе совести и вероисповедания Государственного департамента США за 2011 год сказано, что из Украины поступило несколько сообщений об антиеврейском вандализме.

Аналитики американского Госдепа даже узнали, что «неизвестными извергами» были осквернены еврейское кладбище в Павлограде, здание еврейской «общины» в Сумах, «холокостные» мемориалы в Кировограде и Севастополе. Также представители «вашингтонского обкома» отметили, что деятели из партии "Свобода" протестовали против паломничества хасидов на могилу, похороненного в Умани основателя «брацлавской» версии хасидизма рабби Нахмана.

«Погром» 2002 года

Мифы и легенды о диком антисемитизме в Украине периодически появляются в некоторых мировых СМИ. Жителям Украины, знакомым хотя бы с количеством действующих синагог и толерантностью телевидения и радио, странно слышать такие наветы. Но, как видно, есть в Украине и за ее пределами силы, заинтересованные в нагнетании межнациональной истерии. Или видимости этой истерии.


В связи с этим вспоминается история еще из далекого 2002 года. Тогда группа экстремистов бросала камни в окна киевской синагоги Бродского. Случай неприятный, но не выходящий за рамки обычного хулиганства с межнациональным подтекстом. И не прошло и суток с момента этого прискорбного случая, как один из еврейских активистов на весь мир начал трубить о том, что в Киеве начался еврейский погром. Какой погром? Где? Кого громили? Это уже было не важно, главное было устроить истерику.

Антисемитизм, бесспорно, в Украине есть. Но, он не является государственной политикой. Госантисемитизм был в советский период, но после 1991 года ситуация изменилась. Поворотной точкой здесь стали траурные мероприятия 50-й годовщины трагедии Бабьего Яра, после которых говорить о государственном антисемитизме стало неудобно.

В пост-советских странах в этом плане сложилась ситуация, как в Америке. Бытовой антисемитизм есть, но на государственный уровень он не выходит. В быту, наверное в любой многонациональной стране, трудно избавиться от ксенофобии. Люди привыкли определять друг друга по принципу «свой-чужой». Своя ксенофобия есть и в еврейской среде, что наглядно демонстрируют каждый год брацлавские хасиды во время паломничества в Умань.

«Свободовцы» и «русский мир»

В политической среде от антисемитизма и ксенофобии в целом избавились ведущие партии и движения. Они слишком заинтересованы в сохранении крепких связей с европейским и американским истеблишментом. А у пост-советских элит есть стереотип, что для завоевания позиций в Европе надо на каждом шагу кричать о толерантности. Не факт, что это мнение правильное, но ему стараются следовать.


Но, отсутствие государственного антисемитизма не означает, что антисемитов в Украине нет. Они есть, так же, как и в любой другой стране. Антисемитизм востребован на крайних флангах украинской политики.

Вот, к примеру, Всеукраинское объединение «Свобода». В их риторике часто проскакивает возмущение количеством олигархов еврейского происхождения. Для свободовцев ксенофобия одна из «фишек» их политической программы, поэтому удивляться антисемитизму в их среде не стоит. В любом случае, для этой политической силы евреи не являются главными соперниками.

Свободовцы больше обеспокоены российской экспансией и польскими претензиями на культурное наследие Галичины. Евреи в этой ситуции выступают как вспомогательный фактор для мобилизации галицких и волынских сельских избирателей, уставших от перечисления в СМИ разных «коломойских», «рабиновичей» и «фельдманов».

Свои проявления ксенофобии наблюдаются и в среде представителей так называемого «русского мира». Они к свободовцам не имеют никакого отношения, считают их своим врагами, но в отношении к евреям их взгляды похожи. Для «русского мира» евреи чуждая сила, которая еще со времен Хазарского каганата мешает Руси в ее великой миссии. Так считал известный фальсификатор и академический постмодернист Лев Гумилев.Его спорные теории весьма живучи и популярны.


В целом, в «русский мир» не очень вписываются любые меньшинства, и этому помогает позиция некоторых представителей Русской православной церкви. В ее вреде сильны ортодоксальные позиции и своеобразная подозрительность ко многим новациям наподобие пресловутой «толерантности». Но, надо признать, что в последнее время православные фундаменталисты больше обеспокоены растущей активностью ЛГБТ-движения, чем чем-либо иным.

Грантоеды

Есть еще одна небольшая группа, заинтересованная в «наличии» темы антисемитизма в украинском обществе. Как это ни печально, но в правозащитной среде и в среде еврейских общественных активистов (которых часто называют «профессиональными евреями») есть категория людей, котьрые жить не могут без борьбы с чем-нибудь. Тем более, если эта борьба неплохо оплачивается международными фондами по «развитию гражданского общества», «межнациональной толерантности» и «защите прав человека».

Так и превращается бытовое хулиганство в «погром», крикливые комментарии анонимов на сетевых форумах – в «спланированную антисемитскую кампанию», а надписи на заборах и в подземных переходах – в «угрозу межнационального конфликта».

Даже, если все хорошо, всегда найдутся люди, которые будут кричать, что все плохо. В «еврейском вопросе» это правило работает безотказно, так как за прошедшие двадцать лет сформировалось целое поколение общественных «деятелей», которые неплохо прикормились на правозащитных грантах. Для этих людей наличие «свободовцев» и апологетов «русского мира» как манна небесная. Кому нужны все их правозащитные усилия, если нет правых и левых радикалов, если нет проблемы как таковой?


А антисемитизм в сегодняшней Украине? Так нет его, по сути. Нет, хотя некоторым силам очень хочется, чтобы он был.

Юрий Корогодский
Новости Украины – From-UA