...первые представления о добре, зле, справедливости, составляет первые в своей короткой жизни модели поведения. Но вот насколько безобидны сказки и то, что в них проповедуется – большой вопрос. Для начала я хочу взять к рассмотрению народные сказки, как квинтэссенцию народной, так сказать, мудрости. Ясен пень, что матерые сказочники типа братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Шарля Перро и даже Пушкина, базировались на фольклоре, то есть народных сказках, впрочем, смело компилируя их в единое целое, вольно интерпретируя и смело меняя меседжи и мораль. Чтобы, значит, веселее было. Или страшнее – кому как нравится. Совершенно, кстати, отдельная тема – сказки Ганса Христиана Андерсена, человека со сложной судьбой, болезненной фантазией и массой комплексов, которыми он радостно делился с читателями – детьми. Еще в детстве, читая Андерсена, я не мог заснуть ночами после его сказок – настолько они мрачные, мизантропические и безысходные по сути. Но до великого датского сумасшедшего мы еще доберемся, так как поначалу я хотел объединить все в одну статью. Но, перечитав как раз по этому поводу, сказки народов мира, понял – тема слишком уж богата и масштабна, чтобы уложить ее в 5-7 тысяч печатных знаков. Итак, начнем с того, что нам ближе и роднее всего – русских и украинских народных сказок.
Нелегкая доля бояна
По сути своей, украинский, белорусский и российский эпосы достаточно близки – они часто перекликаются друг с другом и героями и сюжетами. Немного отличаются выводы и мораль, но это как раз зависит от того, кто явился последним звеном в цепочке передачи сказок из уст в уста. Народные сказки ведь, как правило, не записывались изначально, а пересказывались многократно, сильно изменяясь в зависимости от характера рассказчика, его ораторского и литературного талантов и так далее. Следует учесть, что бродячие сказочники. Которые и переносили сказки с места на место, были люди ленивые , аморальные и беспринципные. Сейчас таких называют бомжами, а стародавние времена приход подобного персонажа в село, к примеру, был для его жителей недюжинным развлечением. И от того, насколько хорошо умел пришелец завлекать публику, сильно зависело его материальное положение.
Ну кто же будет кормить, поить, тем более, пускать ночевать того, кто не может связать двух слов, не сумеет развлечь хозяев, втереться к ним в доверие. Помните классическую фразу из Ильфа и Петрова – "Остап был голоден, поэтому красноречие его было безгранично". Очень верное определение! Чем круче заливаешь, чем больше знаешь песен, побасенок, сплетен и сказок, тем больше шансов быть накормленным, напоенным и спать уложенным.
Допускаю, что бродячие рассказчики были, зачастую, действительно талантливыми и разносторонними людьми. Но ведь они-то уходили, а далее сказки пересказывались местными жителями – крестьянами и работягами, которые были намного скуднее и кругозором и словарным запасом, да и с фантазией у них было хуже наверняка. Поэтому практически у всех народных сказок, если вы заметили, очень яркое начало, удобоваримая середина и скомканный и сжатый финал.
Представьте себе, как этот самый боян-рассказчик начинает, завлекает слушателя, рассказывает ярко и увлеченно. По ходу ему подливают алкоголя и подкладывают пищи. Он насыщается и, при этом, постепенно теряет интерес к повествованию, которое представлял уже сотни и сотни раз в самых различных местах.
Середину от отрабатывает, дожевывая и закусывая, а вот финал удается. Если сказка была короткой. В противном случае наш сказочник просто не вяжет лыка и стремится к одному – успешно завершить работу и завалиться на сеновал с крепкой селянкой, которая давно уж стреляет на него глазами и нудится от рассказов, предвкушая бурную ночь со свежим человеком, который так отличается от ее сограждан.
Ну и, наконец, примите во внимание, что рассказанную профессиональным рассказчиком историю, надо запомнить и потом адекватно пересказывать. А это, поверьте, тоже проблема, тем более, если слушатели восседают с оратором за одним столом и надираются так же, как и он. Ну, может, чуть меньше – им-то утром в поля, а сказочник отоспится на хозяйском сеновале с хозяйской же дочкой, если не женой, тайно прискакавшей к нему в поисках новых ощущений, да отправится дальше – лохов разводить. Так вот сказки и приобретали вид некой разменной монеты, шлифуясь и принимая тот канонический вид, в котором и дошли до наших дней.
Иван Царевич, бывший Дурак
Итак, кто является главным героем славянских сказок? Это люди, звери, порой, нечистая сила, ну и сочетания этих самых людей, зверей и, опять же, нечистой силы. Центральной, то бишь - ключевой фигурой выступает Иван-дурак – человек во всех отношениях положительный, вот только крайне ленивый, необразованный и безалаберный. Он неплох – молод, хорош собой (в рамках сельскохозяйственного менталитета), беден и корыстен. Но не жаден! А корыстен – от бедности.
Поскольку нормальный славянский человек, как правило, работать не любит, Иван-дурак постоянно встревает в различные авантюры, то углубляясь в лес и встречаясь там с дикими зверями и всякой нечистью, вроде Бабы Яги, Лешего, Змея Горыныча и болотных кикимор. Дикие звери по отношению к непутевому человекообразному ведут себя по-разному. Одни хотят его сожрать, другие просто растерзать, а некоторые проникаются симпатией и начинают помогать. Примерно, как Маугли – мы с тобой одной крови! Ивана, как правило, спасает немудреная народная смекалка и простота реакций.
Кстати, в сказках у нечисти и даже у зверей, заметьте, модели поведения намного сложнее, чем у Ивана-дурака! При этом они все наивны. Как дети малые, так что обмануть их под силу даже деревенскому дубосеку. Чем он, кстати, бесстыдно пользуется. То у Кощея золото стырит, то Бабу Ягу вместо себя кремирует в русской печи, то волку какую-то гадость подсунет, то заманив медведя в западню, палкой отмудохает. Красавец, что и говорить! Еще одна важная составляющая – мечта безродного ублюдка выгодно жениться.
Поэтому Иван вполне нахально является во дворец, предлагая себя в качестве жениха для принцессы. Нормальный правитель посадил бы наглеца на кол и был бы прав. Но сказочные цари и прочие высокопоставленные особы часто проявляют чудеса гуманизма, давая Дураку шанс, в виде замысловатых заданий, и обещая, в случае их выполнения, деньги, дочку и полцарства в придачу. Вот тут-то и начинает работать воспаленное воображение голодного и похмельного сказочника!
Ничто так не воодушевляет народ, как наличие "равных возможностей" - проверено на опытном полигоне под названием Соединенные Штаты Америки. Дурак быстро умнеет, чувствуя наживу и угрозу жизни, находит разнообразных союзников, обещает им откат, и добивается своего самыми невероятными способами! Плюс – невероятное везение нашего героя. Видимо, отсюда и берет корни знаменитая поговорка – "дуракам везет". Ну а, получившего в жены принцессу и полцарства, назвать дураком у кого-то вряд ли уже повернется язык. Иван-дурак становится Иваном Царевичем, на худой конец – Иваном Ивановичем. Сбываются мечты – сидит Иван, надувает щеки и ничегошеньки не делает! Вот она – идеальная схема и воплощенная в жизнь славянская мечта!
Прикладная зоопедофилия
Очень характерный пример сказки – "Маша и Медведь". Глупая девочка Маша попадает в лес, отбивается от подруг и оказывается в лапах дикого зверя, который, кстати, не такой уж злобный, ибо девочку не ест, а селит у себя и начинает воспитывать. Конечно, может он просто хотел ее откормить, понимая, что столь тщедушным организмом насытиться не выйдет. Тогда медведь – дальновиден и интеллектуален, ведет хозяйство, думает о будущем и т.д. О его относительной доброте также говорит тот факт, что он соглашается отнести бабушке с дедушкой короб с пирожками! Пусть даже он постоянно пытается присесть на пенек и отъесть толику от гостинца. Но хамоватая Маша ловко разводит наивного зверя – забирается в короб к пирожкам и исполняет роль "джи-пи-эс-навигатора", вещая оттуда утробным голосом.
Примечательно, что самый сильный зверь в лесу – медведь, слушается, стыдится и исполняет все приказы заплечного дивайса! Другой бы просто выбросил короб в кусты и сказал, что отнес. Значит, у него еще и совесть есть, в отличие от Маши. Неудивительно, что именно эту сказку сегодня взяли в качестве основы для популярного мультика. Маша там такова, что ее хочется, порой, прихлопнуть, как блоху – шумна, доставуча и беспардонна. А медведь – по-своему сентиментален, наивен и отягощен своеобразными принципами, за что и страдает постоянно!
С кого писал старика Пушкин
Еще один крайне распиаренный персонаж – Емеля! Очень важная тема практически всех сказок – исполнение желаний. Причем не так, чтобы напрягаться, думать и делать что-то, а так – сказал "по щучьему велению, по моему хотению" - и все готово! Емеля, кстати, очевидный прообраз старика из сказки о золотой рыбки Пушкина. Интеллигент и романтик Александр Сергеевич посчитал, что тривиальная щука очень уж утилитарна, да и образ немощного старика, отягощенного несчастливым браком со сварливой и уродливой бабкой, более выигрышен, по сравнению с молодым оболтусом. Так щука и стала красным китайским карасем, гордо именуемым у нас "золотой рыбкой".
Впрочем, Пушкин поселил старика у синего-синего моря, очевидно, в Одессе (не на Кавказе же!), а щуки в Черном море не водятся. Как, впрочем, и золотые рыбки. Но поймать в черном море барракуду было бы явным перебором, даже для сказки. А рыбка на то и золотая, чтобы дышать чем угодно, да еще и "молвить человеческим голосом". Короче, молодой балбес Емеля отправляется даже не на зимнюю рыбалку!
Он просто решил зачерпнуть воды из проруби, по причине отсутствия водопровода (интересно, неужели колодца у него тоже не было? Впрочем, учитывая адскую лень этого персонажа, он вполне мог брать воду из реки, рискуя заболеть холерой или, на худой конец, дизентерией) и совершенно случайно вытащил оттуда волшебную щуку. Щука оказалась, кстати, вполне благодарным животным, в отличие от пушкинской золотой рыбки, которая, в конце концов, аннулировала все "дедские" достижения, мстительно вернув бабки разбитое корыто (уж корыто-то могла бы и оставить!). Щука же честно исполняла все пункты уговора. Впрочем, и Емеля проявил чудеса креатива, запросив самодвижущийся агрегат, да еще и с обогревом, учитывая зимнее время и суровый климат средней полосы. В общем, у молодого балбеса все кончилось хорошо, чего никак не скажешь о старом подкаблучнике из сказки Пушкина. На то Пушкин и дворянин – ему-то не надо было сочувствовать бездельникам, чтобы заработать сказками на штоф самогона с брюквой и ночлег. Но вот образ Емели, как нельзя лучше отражает народные чаяния – получить все, сразу, при этом, не особо утруждаясь. Такой вот менталитет!
Лаваш-оборотень, блин
Ну и напоследок – классическая сказка из самого раннего детства – "Колобок". Круглый, вернее, сферообразный пончик с зачатками интеллекта, при этом – наглый, хвастливый и лишенный всяческих принципов. Гадом буду, сказка родилась, когда бродячий сказочник цинично скоммуниздил у стариков-хозяев последнюю еду, которую те наивно оставили на видном месте. А потом, опасаясь справедливого возмездия за крысятничество, быстренько сочинил незамысловатую историю про разумное хлебобулочное изделие.
Сюжет, кстати, достойный лечь в основу фильма ужасов или романа Стивена Кинга. Если бы Колобок еще мог временами расплющиваться в армянский лаваш с аналогичными замашками, жрать мясо и рыбу, превращаясь то в беляш, то в расстегай, а иногда принимать вид тора, представляясь бубликом, и душить зазевавшихся граждан – был бы полный пердимонокль!
Все же, интеллекта у Колобка было маловато – он только и умел, что укатываться от противников, при этом, отчаянно хвастаться своей неуязвимостью и, судя по всему, свято в нее верить. За что и поплатился, напоровшись на более изощренного противника в лице Лисички-сестрички. Мораль, кстати, очевидна – хвастунов не любят нигде!
Правда, дед с бабкой остались умирать голодной смертью, так как сусеки у них, судя по сказке, были выметены дочиста. Впрочем, есть пончик, который катался полдня по лесным дорожкам и побывал в лапах диких зверей – тоже мало радости. Хотя, чего не сделаешь с голодухи? Образ Колобка – неблагодарного и непутевого отпрыска. Который, не успев приобрести достаточного опыта и не желая ничего дать родителям, поскакал познавать мир, считая себя, как минимум, самым умным и хитрым. Пропознавал мир он, правда, недолго, и плохо кончил, как это обычно и случается с неразумными молодыми балбесами.
Вот и сказочке конец
На этой позитивной ноте мы и завершим первое путешествие в волшебный мир народных сказок и их героев. В мире очень много различных сказок, насыщенных самой разнообразной моралью, так что препарировать не перепрепарировать! До новых сказок!
11.11.2012 09:00