В мае 1953 года Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей вдвоем стояли на вершине мира. Сегодня на Эвересте трудно найти уединение.
Современное альпинистское снаряжение и неутомимые усилия проводников-шерп позволяют все большему числу людей достигать вершины, которая еще несколько десятков лет назад считалась недоступной.
По данным журнала National Geographic, в 1990 году 18% попыток покорения Эвереста были успешными. К 2012 году эта цифра возросла до 56%.
Парк развлечений или "Макдональдс"
Многие жалуются на то, что Эверест стал похож на парк развлечений или на многополосную магистраль.
За один день в 2012 году вершины Эвереста достигли 234 человека. В 1983 году это число не превышало восьми человек, в 1990-е годы - 40.
В этом году некоторые альпинисты жаловались, что в очередях по дороге к вершине приходилось ждать по два с половиной часа.
В 2012 году немецкий альпинист Ральф Дуджмовиц сделал ставшую известной во всем мире фотографию, на которой видно, как цепочка из нескольких сотен альпинистов ждет своей очереди на склоне Эвереста.
Западные туристы платят от 10 до 100 тысяч долларов за разрешение подняться на Эверест и за услуги шерпы, а на базовом лагере Эвереста процветает значительный туристический бизнес, вызывающий жалобы на мусор и грязь на километры вокруг.
"От людей деваться было некуда, - рассказывает 31-летняя альпинистка Аиша Джесса из Лондона, побывавшая в базовом лагере на Эвересте, - все полностью поставлено на коммерческую основу, все рассчитано на западного туриста".
Многие опытные альпинисты говорят, что это обесценило в их глазах восхождение на самую высокую точку мира.
В последние годы было несколько экспедиций по очистке Эвереста
"Это не соприкосновение с природой, это больше похоже на поход в "Макдональдс", - жалуется опытный альпинист Грэм Хойланд, автор книги "Последние часы на Эвересте", посвященной трагической попытке Джорджа Мэллори и Эндрю Ирвина достичь вершины мира в 1924 году.
Индустрия помощи
Погоду на Эвересте теперь можно довольно точно предсказывать заранее, и многие пытаются достичь вершины в одно и то же время, когда погода способствует восхождению, что ведет к особому скоплению народа.
Теперь стало больше известно о высотной болезни, и это также помогает большему числу альпинистов достичь высоты в 8848 метров над уровнем моря.
Западным туристам за деньги предоставляют достаточно кислорода и очень часто шерпы-непальцы, которые сопровождают их, обязаны обеспечить успех экспедиции.
Группы туристов пользуются закрепленными страховочными веревками, которые позволяют менее опытным альпинистам достичь вершины. Бывалые покорители вершин говорят, такие веревки не используют те, кто серьезно занимается альпинизмом.
Благодаря всей этой индустрии с 1953 года более 3 тысяч человек достигли вершины Эвереста.
Среди них - Джордан Ромеро из Калифорнии, которому было 13 лет, когда он покорил вершину мира в 2010 году, а также 80-летний японец Юитиро Миура, ставший самым пожилым альпинистом, достигшим вершины Эвереста. 81-летний непалец Минь Бахадур Шерчан сейчас пытается побить этот рекорд.
"Если человек не слишком болен и не слишком слаб, почти каждый, если у него достаточно денег и терпения, может достичь вершины", - говорит Эберхард Юргалски, который составляет хронику всех восхождений на Эверест с 1953 года.
"Если погодные условия в течение нескольких недель не способствуют восхождению, то когда погода улучшается, на склонах особенно много народа", - добавляет он.
Возможность трагедии
Есть и те, кто опасается, что наплыв неопытных альпинистов на достаточно опасные склоны может привести к трагедии.
"Восхождение начинают люди, которые не умеют пользоваться альпинистским снаряжением, - недовольно говорит Хойланд. – В любой момент может произойти ужасная трагедия".
В 1996 году недалеко от вершины в течение 36 часов погибло восемь человек. В 2012 году на Эвересте погибло 10 человек, трое из них – шерпы.
Одна компания предлагает установить лестницу к так называемой Ступени Хиллари, где может пройти только один человек
Как рассказывает Хойланд, опытных альпинистов раздражают длинные очереди любителей на склоне, пользующихся закрепленными веревками и замедляющих восхождение.
В апреле этого года на склоне на высоте 7470 метров произошла драка между двумя известными европейским альпинистами - Симоне Моро и Ули Штеком - и группой непальских проводников.
По словам Хойланда, хотя по-прежнему альпинисты жалуются на мусор на горе, несколько экспедиций по очистке Эвереста улучшили ситуацию на склонах.
Многие призывают непальские власти принять меры, чтобы ограничить число туристов, но эти предложения вызывают много споров.
Одна компания, организующая экспедиции на Эверест, предлагает установить лестницу к так называемой Ступени Хиллари, скале недалеко от вершины, где может пройти только один человек. Но некоторые опытные альпинисты жалуются, что это облегчит восхождение.
Проблема регламента
Есть предложения регламентировать число альпинистов. До 1985 года непальские власти ограничивали число посетителей и давали разрешение только на одну экспедицию к вершине по каждому из путей. В принципе, есть возможность снова ввести подобные ограничения.
Другие предлагают давать разрешение на восхождение только тем, кто прошел специальную подготовку - или по меньшей мере тем, кто может продемонстрировать, что у них есть альпинистский опыт.
"Если бы каждый из тех, кто пытается достичь вершины, хотя бы имел представление о культуре альпинизма, это сильно помогло бы", - замечает Хоуланд.
Но идея введения квот претит многим в свободолюбивом мире альпинизма.
Сэр Крис Боннингтон, достигший вершины в 1985 году в 50-летнем возрасте, говорит, что он благодарен судьбе, что побывал на Эвересте, когда там было мало людей.
При этом сэр Крис выступает против того, чтобы ограничивать число посетителей.
"Если давать разрешение 100-200 альпинистам, тогда огромное число людей не смогут пережить этот удивительный опыт достижения вершины Эвереста", - говорит он.
Ограничение числа посетителей также сильно скажется на местном населении. "На этой горе живут люди, и они полностью полагаются на доходы от альпинистов", - замечает Джесса.
Дебаты будут продолжаться. И пока в мире помнят Хиллари и Норгея, на Эверест будут устремляться толпы людей.