10 принципов поколения digital
26.07.2013 14:00
Их сформулировал в своей книге американский специалист по цифровым медиа Дуглас Рашкофф.

Не продавай своих друзей

По убеждению Рашкоффа, смысл интернета в коммуникации, а не в деньгах или контенте. Главной функцией цифрового мира всегда будет общение, и любые попытки сделать из него деньги разрушат всю философию и целостность сети. Ваши друзья — это не сгусток контента, они — то, благодаря чему интернет существует и развивается. Не нужно бездумно шерить рекламный пост и отдавать друзей в руки маркетологам. Брендам также есть о чем подумать. С навязчивыми баннерами число подписчиков не увеличится, зато социализация бренда, создание условий для общения потребителей приведет к положительным результатам.

Управляй своим временем

Интернет живет по правилу «здесь и сейчас», он не имеет времени, потому что давно стал частью повседневной жизни. Сообщения, новости, события — все это приходит к нам само и не требует усилий.

«Вместо того чтобы действовать во времени, компьютеры работают от решения к решению. Ничего не произойдет, пока я не напишу букву, а потом еще одну. Машина ждет команды, и время между командами может быть секундой, а может — целым днем»

Получается так, что компьютеры работают быстрее людей, а люди пытаются успеть за компьютерами. Мы приходим к тому, что Рашкофф называет состоянием постоянного ожидания.

«Каждый ответ на сообщение рождает десятки других. Чем быстрее мы реагируем, тем больше ждем, что отвечать придется еще и еще. Это приводит к вечному стрессу».

Важно отметить, что Рашкофф писал свою книгу три года назад, и с того времени все стало еще интереснее. Мы пишем пост — ждем лайков и комментариев, шерим новость — постоянно проверяем, насколько она популярна. Девайсов стало больше: с каждым новым сообщением срабатывают звуковые уведомления на планшете и телефоне и все это снова и снова. Получается довольно нервно и затратно по времени. Автор видит решение в том, чтобы человек умел выбрать — с кем и когда ему общаться, вместо того чтобы подолгу зависать в сети. Игнорировать сообщения сложно, зато просматривать ньюсфид каждые десять минут необязательно.


Не забывай про оффлайн-реальность

Цифровое пространство тем хорошо, что «сокращает» расстояние, позволяя связываться людям с разных концов планеты. Но есть большая опасность «уйти в технику» и перестать воспринимать тех, кто рядом. Следуй правилу: чем меньше расстояние, тем больше живого общения. Нужно видеть разницу между «local» и «global», причем не только в обычной жизни, но и при создании рекламной кампании, позиционирования бренда и т.д.:

«Сила локального бизнеса и всех локальных мероприятий — в налаживании связи с конкретным регионом и конкретными людьми. Определенная местность — это устойчивость».

Умей выбирать, а не подчиняться

Цифровой мир всегда требует выбора, причем не абстрактного и размытого, а очень точного. Потому что интернет, несмотря на всю свою необъятность, имеет понятные границы, созданные программистами. Когда вы регистрируетесь, предположим, в социальной сети, то в графе «семейное положение» можете указать только то, что предложено сайтом. Рашкофф считает, что это не предоставление свободы, а ограничение. Получается, выбирая, мы вынуждены приспосабливаться. Автор призывает не кликать бессознательно: лучше вообще ничего не выбрать, чем бездумно подчиниться вариантам. Не сужайте свой собственный мир до двоичного кода.

Будь разборчивее, не ведись на мнимую простоту веба

С интернетом находить ответы на любые вопросы стало в разы проще и быстрее. И здесь есть свои подводные камни в виде чрезмерной спешки и неохоты перепроверять информацию. Рашкофф предостерегает от ложных сведений и поверхностного ознакомления:
«В постоянной спешке цифрового мира дочитать до конца статью в „Википедии“ — настоящая роскошь, если ты уже нашел нужный ответ».
Хватаясь за голые факты, мы сильно рискуем упустить контекст, превратить процесс познания в погоню за новым и свежим. Без углубленного изучения проблемы даже самый яркий факт может быть обесценен и вскоре забыт. Смотрите ссылки в той же «Википедии», которая обычно дает неплохой список литературы и статей по теме.

Не путай реальное и абстрактное

Цифровой мир — одна сплошная абстракция, в которой легко увязнуть, если не выражать через нее конкретные идеи и мысли. Рашкофф напоминает, что одна из повседневных абстракций — язык, чего уж говорить об интернете, где рамок и пределов гораздо больше. Виртуальная абстракция всегда должна иметь в основе что-то реальное, тогда успех может быть гарантирован. Удачный пример — фэнтези-бейсбол, когда создается виртуальная команда игроков, а баллы начисляются в зависимости от действий реальных прототипов на поле.

Кроме этого, в сети все имеет свои масштабы, и чем проект больше, тем лучше. Но расширять все подряд необходимости нет:

«Доминируют, как правило, те, кто повышает уровень абстракции. Но если мы будем помнить, что один масштаб не подходит для всех, то сможем сохранить локальные и специфические единицы в условиях требований к глобализации»

Глобальное обычно побеждает локальное, поисковики выигрывают у площадок, а агрегаторы у поисковиков. Но это не аксиома. Если определить для себя отдельную нишу, пусть и не слишком масштабную, всегда можно занять хорошее и устойчивое место.


Будь собой

Цифровой мир безличен, так как часто анонимен. А анонимность дает возможность высказываться не стесняясь, подавляя чувство ответственности. Итог — чрезмерная жестокость, графоманство и ненависть.

Вторая проблема — непонимание собеседника из-за невозможности видеть его. Автор сравнивает это явление с Синдромом Аспергера: зависимость от слов из-за невозможности посмотреть в глаза собеседнику. Это приводит к непониманию, случайным оскорблениям и бесплодным попыткам понять чужую мысль. Некоторые особенно впечатлительные люди могут целый день рассматривать сообщение, раздумывая, что это было: ирония, безобидная шутка или серьезное утверждение? А главное — как на это реагировать? Лучше не бояться переспрашивать. Пусть будет больше вопросов вместо бездны непонимания.

И есть еще третье, о чем не пишет Рашкофф, но знает другой автор — Пол Грэм («Чего ты не должен говорить»). Речь о моде на слова и формы выражения. Бывает, ты смотришь свое фото трехгодичной давности и думаешь: «Боже, во что это я тут одет», а тогда казалось очень даже норм. Так происходит и с постами в ЖЖ, и с твитами, и просто с сообщениями. Если вы обратили внимание, не так давно была страшная мода на капс, который заполнял всю ленту в Twitter. Сейчас люди чаще используют скобки, которые раскрывают «недосказанное» в основной части. Еще недавно можно было встретить какое-то утверждение, а после него — «(на самом деле нет)». Проблема трендовых слов и форм — они приедаются. Поэтому лучше дважды подумать, точно ли ты хочешь выразиться именно так.

Говори правду

С появлением цифровых медиа информация распространяется молниеносно — скрывать правду становится все труднее. Люди, правда, до сих пор изощряются как могут — фейковые отзывы, черная оптимизация, посев вирусного контента, но все это недолговечно. Как только человек понимает, что его обманули, он уже никогда не вернется, еще и запостит предостережения во всех соцсетях. Проверять информацию стало легко, это делает ложь невероятно уязвимой. Правило одно: хочешь продать товар — сделай его качественным и не выдумывай.

Делись вместо того, чтобы красть

Сеть призвана быть открытой, в этом ее смысл и одно из главных достоинств. Интернет помогает нам делиться друг с другом тем, что у нас есть, рассказывать о себе, своих работах и проектах. Но как только стирается грань между обменом и воровством, открытость играет против нас.


Учись кодить

Цифровая реальность создана программистами. Они определяют, где начнется и закончится ваша свобода в сети, какие будут ограничения, и чего вы никогда не сделаете даже при огромном желании. Чтобы не стать заложником матрицы, нужно учиться программировать самому. Если «мама педагог, а папа пианист» и учиться кодить строго невозможно, желательно хотя бы чуть-чуть понимать, как устроены процессы в сети и в чем их принципиальное отличие от оффлайн-реальности. Иначе можно попасть в ловушку и стать жертвой беспощадной монетизации чужих инициатив.