Мини-субмарины – ошибочный путь развития
26.09.2013 14:00
Отказаться от проведения операции уже было нельзя, даже когда стало ясно, что она была задумана под несчастливой звездой. Именно так думали в 1943 году офицеры Королевских военно-морских сил и особенно адмирал Клод Бэрри (Claud Barry), командующий британскими подводным флотом.

В течение нескольких месяцев его штаб занимался подготовкой операции под кодовым названием «Источник» (Source), задача которой состояла в том, чтобы потопить самый мощный немецкий линкор «Тирпиц» (Tirpitz) или, по крайней мере, вывести его из строя. Этот ультрасовременный боевой корабль типа «Бисмарк» находился на севере Норвегии и был вне радиуса действия британских бомбардировщиков.



Одним своим существованием он представлял угрозу для союзнических конвоев в Северном море, перевозивших крайне необходимое для Советского Союза оборудование. Премьер-министр Уинстон Черчилль называл «Тирпиц» «зверем» из-за его стратегического значения.

Рискованные планы

Предыдущие попытки потопить немецкий линкор оказались неудачными. Норвежское сопротивление несколько раз снабжало британские спецслужбы и диверсионно-разведывательные подразделения прекрасной информацией, но все предпринятые попытки все равно оказались неудачными.


В 1943 году находившийся в подчинении у Бэрри начальник штаба предложил использовать против «Тирпица» разработанные еще до войны мини-подлодки класса «X». В 1942 году было построено в общей сложности 20 мини-субмарин, длина которых составляла 15,6 метра. В подводном состоянии их водоизмещение равнялось 30 тоннам, что было менее одной двадцатой от параметров обычных подлодок, применявшихся в ходе Второй мировой войны.

Поскольку в то время еще не было управляемых торпед и других средств поражения подобного типа, единственным «умным оружием», готовым к применению, были солдаты. Особенно когда речь шла о таких крупных объектах, как линейные корабли, применение «глупых» торпед, представлявших собой следовавшие после залпа неизменным курсом взрывные устройства с собственным двигателем, не имело больших шансов на успех.

Дело в том, что важные в стратегическом отношении объекты можно было защитить с помощью противоторпедных сеток или правильно подобранного места стоянки. Тогда как люди могли более гибко реагировать на возникавшие препятствия и были способны, к примеру, обнаружить проходы в противоторпедных заграждениях.

Именно таким образом командиру немецкой подводной лодки Гюнтеру Прину (Guenter Prien) удалось в октябре 1939 года проникнуть в акваторию британской военно-морской базы Scala Flow и с небольшого расстояния направить шесть «глупых» торпед в направлении линкора HMS Royal Oak и потопить его. Это был один из наиболее крупных успехов немецкого подводного флота.

Успехи итальянцев

Однако все воюющие стороны, естественно, сделали для себя соответствующие выводы и значительно усилили охрану стоянок линейных кораблей. С 1940 года подойти к ним на близкое расстояние на больших подводных лодках стало практически невозможно. Сначала итальянцы сделали ставку на пилотируемые торпеды, которые могли близко подобраться к кораблям противника и прикрепить к их корпусам магнитные мины. Незадолго до Рождества 1941 года боевые пловцы итальянских военно-морских сил с помощью подобных торпед сильно повредили в бухте города Александрия два британских линейных корабля.


Однако подобная операция против линкора «Тирпиц», проведенная в 1942 году, оказалась неудачной. Из-за сильного шторма управляемые торпеды потерялись, так и не достигнув своей цели. В суровых водах Северного моря требовалось применение более основательных боевых транспортных средств.



Настала очередь подлодок класса «X». Прототип был готов в 1939 году, однако в первые годы войны Королевские ВМС не нашли вариантов применения для сверхмалых подводных лодок. Их экипаж составлял четыре человека, помимо командира в него входили рулевой, моторист и боевой пловец.

Бесшумный ход

Субмарины класса «X» были оснащены дизельными двигателями мощностью 40 лошадиных сил и были способны в надводном положении покрывать расстояние до 1,4 тысячи морских миль. Их максимальная скорость составляла 6,5 узлов, тогда как параметры внутреннего пространства имели чисто теоретическое значение. В подводном положении максимальный радиус действия при скорости до 2 узлов составлял примерно 100 морских миль. Тем не менее, подлодки класса «X» были столь тихими, что гидроакустики практически не моги их обнаружить.

В качестве руководителя первой крупной операции с использованием подлодок класса «X» против линкора «Тирпиц» был выбран австралийский доброволец военно-морских сил Хенти Хенти-Крир (Henty Henty-Creer). Согласно разработанному плану, три мини-субмарины должны были атаковать главную цель - линкор «Тирпиц», еще две мини-подлодки - линейный корабль «Шарнхорст» (Scharnhorst), тогда как мишенью последней мини-подлодки должен был стать уже устаревший к тому времени линейный крейсер «Лютцов» (Luetzow), который раньше назывался «Дойчланд» (Deutschland).

Шесть обычных подлодок отбуксировали эти мини-субмарины на расстояние примерно 100 километров до выбранной цели - до Кофьорда (Kafjord). Оставшийся путь подчиненные Хенти-Крира должны были пройти своим ходом.


Все подлодки типа «X» были оснащены двумя донными минами, в каждой из которых содержалось две тонны взрывчатого вещества повышенной мощности. Планировщики Королевских ВМС решили в тот раз отказаться от прикрепления к корпусу корабля магнитных подрывных зарядов, поскольку в узком и не очень глубоком фьорде донные мины обладали практически такой же разрушительной силой, но применять их было легче - их нужно было «просто» подвести под корпус намеченной цели и затем осуществить подрыв с помощью взрывателя с часовым механизмом.

Операция «Источник» началась 20 сентября 1943 года, и после намеченного приведения в действия взрывных устройств она должна была закончиться 22 сентября.

Плохое предзнаменование

Однако начало операции оказалось неудачным. Одна из шести мини-субмарин оторвалась при транспортировке от своего буксира. Также пришлось отказаться от использования мини-подлодки, которая должна была атаковать линейный крейсер «Лютцов», поскольку один из взрывателей на борту был преждевременно приведен в действие и повредил ее корпус.



Однако Хенти-Крир не хотел отказываться от проведения операции. Три мини-субмарины, в том числе лодку «X-5» под его личным командованием, он направил на «Тирпиц», а последнюю - на «Шарнхорст». Но затем вновь возникли непредвиденные обстоятельства. Немецкий линейный корабль оказался не на своем обычном месте якорной стоянки. Кроме того, у подлодки «X-10» возникли технические проблемы, и поэтому ее командир принял решение вернуться на базу.


Остальные подводные лодки в погруженном положении подошли к «Тирпицу». Однако в этот момент мини-субмарина «X-5» была обнаружена немецкими часовыми, ее обстреляли. Предположительно, выдвинутый перископ оставил на воде пенистый след. Все четыре члена ее экипажа погибли.

«Тирпиц» поврежден

Оставшиеся мини-субмарины «X-6» и «X-7» смогли, тем не менее, приблизиться к «Тирпицу» и сбросить ему под киль свои мины. После этого обе подводные лодки были повреждены, а члены их экипажей попали в плен. Капитан немецкого линкора в этой критической ситуации приложил все силы для того, чтобы заставить британских и австралийских моряков сообщить ему о точном местонахождении заложенных ими мин. Кроме того, он хотел перевести свой корабль на другое место стоянки.

Однако все его усилия ни к чему не привели: в 10 часов 12 минут 22 сентября 1943 года взорвались все четыре установленные мины, и «Тирпиц» получил значительные повреждения. В результате в корпус корабля попало 1,4 тысячи тонн воды, а его рулевое управление полностью вышло из строя. В течение следующих шести месяцев «зверь» не мог принимать участия в боевых действиях.



Несмотря на пленение, командиры двух успешно действовавших мини-субмарин получили высшую военную награду - Крест Виктории, а члены экипажей - ордена «За заслуги». Из шести мини-подлодок лишь одна смогла вернуться назад. Девять моряков Королевских ВМС погибли. Во время войны это считалось «приемлемой» ценой за нанесение повреждения линкору «Тирпиц», однако больше подобного рода операции не проводились.

Вместо этого оставшиеся мини-подлодки класса «X» принимали участие в подготовке высадки союзнических сил в Нормандии, а также для того, чтобы доставлять агентов «Управления специальных операций», особой британской разведывательной службы, за линию немецкого фронта. В последние месяцы войны немцы и японцы также использовали мини-субмарины и пилотируемые торпеды, однако результаты были незначительными, тогда как потери - большими. В военном отношении подлодки класса «X» и им подобные оказались ошибочным путем развития.

Перевод: ИноСМИ