Однако вспомнил я о нем не из-за этого. Его ограбили на улице.
"Я вышел из машины со своим айфоном в руках, пошел по двору домой. Рядом проезжал парень на мопеде. Он спросил, который час. Я ему ответил: 11:20. Тут из-за угла выехал еще один мопед, потом еще один... Я вижу, там уже четыре мопеда... Они заехали на тротуар, окружили меня, вырвали из рук айфон... Потом развернулись, проехали мимо меня еще раз, причем первый умело запустил руку мне в карман, а другой на ходу расстегнул и сорвал с меня куртку...
Кенни – высокий двадцатилетний парень спортивного вида – думает, что привлек внимание грабителей своим айфоном.
"Я решил, что если и куртку сняли, то нужно срочно заблокировать все мои кредитки. У меня iPhone 4S, и я подписан на iCloud, так что все содержимое айфона сохранялось где-то в недрах Эппл. У меня был пароль на iCloud, так что вытер все содержимое, и позвонил оператору AT&T, чтобы заблокировать номер".
В Штатах достаточно одного звонка оператору, чтобы заблокировать телефон. Главное при этом доказать, что именно ты являешься его собственником.
Порадовавшись за Кенни, который отделался относительно дешево, я по просьбе редакции принялся разбираться с тем, как крадут айфоны, смартфоны и другие сотовые устройства, что с ними делают, и какие опасности во всем этом таятся для неискушенного пользователя.
Телефонная клептомания
Ответственный за безопасность в AT&T Тед Эмороссо в Интернете охотно делится советами, как защитить свой телефон от несанкционированного использования.
"Украденный смартфон могут использовать для рассылки спама. Могут взломать счет, бесплатно звонить и посылать смс. Краденые мобильники используют для DoS атак, чтобы засыпать бизнес гигантскими пакетами бессмысленных данных. Могут их использовать для рассылки вредоносных программ. Часто, используя персональные данные с краденого телефона, воры могут распоряжаться финансами его владельца", - рассказывает специалист.
Из всех видов преступлений, от которых может пострадать айфон, обычная кража – самая низкотехнологичная. При этом шансов получить свое "надкушенное яблоко" назад довольно мало.
Недавно Apple предложил пользователям функцию kill switch, которая способна виртуально выключать украденный айфон. Самсунг объявил, что последует их примеру
Недавно Apple предложил пользователям функцию kill switch, которая способна виртуально выключать украденный айфон. Самсунг объявил, что последует их примеру. В новые моделях смартфонов также предлагается вместо кода доступа использовать отпечатки пальца. Однако и такое средство защиты вряд ли остановит воров айфонов.
Американская полиция говорит об эпидемии краж. Каждый день в США воруют около четырех тысяч айфонов. После нескольких лет падения уровня преступности в Нью-Йорке кривая из-за этого опять поползла вверх. 50 тысяч человек обратились в полицию после кражи айфонов.
Я тоже среди них. Я – это не я, а моя бывшая помощница, тайванская китаянка с таким однобуквенным именем.
"Дело было вечером в шумном и переполненном баре, – рассказывает Я. - Я ничего не заметила. Лишь позже сообразила, что замок на сумочке расстегнут. Странно, что вор не взял кошелька или ключи, а лишь айфон. Пропажу так и не удалось найти".
"Полиция изо всех сил старается справиться с этими преступлениями, однако все преимущества на стороне преступников, – говорил в одном интервью Патрик Тимлин, в прошлом заместитель комиссара полиции Нью-Йорка. – Смартфоны легко украсть, и они такие же ликвидные, как наличность".
Тимлин подготовил отчет, где указывается, что краденые смартфоны переходят из рук в руки по всему огромному "городу, который никогда не спит".
"Продают и покупают в местных бодэгах (испанское название для мелких продуктовых лавок), в квартальных прачечных, да и просто на боковых улочках, - рассказывал Тимлин.
Мобильная барахолка по-американски
Я решил сам проверить, как все работает, а для этого продать свой старый айфон. Предварительно стер все содержимое. Найти покупателя было несложно. На досках объявлений в интернете тысячи объявлений от желающих купить айподы, бывшие в употреблении.
Набираю один из номеров. Некто с легким китайским акцентом представился Биллом. Он назначил мне встречу на автостоянке в торговом центре соседнего городка Фарминдейл. Билл сразу узнал меня и повел в маникюрный салон. М олоденькие маникюрши занимались клиентками и не обратили на нас особого внимания. Билл провел меня в заднюю комнату, где другой парень взял мой айфон, пощелкал клавишами перед несколькими мониторами и спросил, сколько я хочу за свой аппарат.
Я не заметил, чтобы этих ребят волновало, как ко мне попал этот смартфон, и почему там все стерто. Они, казалось, не сомневались, что смогут его продать. В конце концов, мы не сошлись в цене. Но понятно, что в таком месте вор запросто мог бы обратить краденый телефон в наличные.
Судя по отчету Тимлина, власти не могут оценить оборот рынка краденых смартфонов. Тем более, что рынок этот стал глобальным, да и преступления бывают куда более хитроумными, чем банальные кражи. В 2011 прокурор Манхэттена Сайрус Венс объявил об аресте 27 человек. Они занимались не кражами телефонов, а "кражей личности" - делали фальшивые кредитные карточки и через смартфоны покупали товар на миллионы долларов. В основном это были айфоны и планшеты, которые затем продавались через интернет. Следствие по их делу пока не закончено, а двое главных подозреваемых подались в бега.
В марте прокуратура Калифорнии объявила об аресте двух человек в Сакременто. Они подозреваются в том, что нанимали бомжей покупать смартфоны с контрактом на два года по скидке. Бомжи, разумеется, никакой контракт не выполняли, а смартфоны вывозились в Гонконг, где они стоят около $2000 - в десять раз дороже, чем за них отдавали в Америке. Предполагается, что подозреваемые за несколько месяцев положили в карман четыре миллиона долларов.
Украденные в ЕС мобильные везут в страны, где нет черных списков
"Преступления со смартфонами – это не только кража", - говорил в недавнем интервью по Национальном общественному радио Марк Рождерс из специализирующейся на безопасности в онлайн фирме Lookout.
Рождерс - сам "исправившийся хакер", который теперь по работе занимается тем, чем занимался прежде по зову души. Он зависает на форумах, где обсуждается черный рынок смартфонов. Роджерс утверждает, что пока во всемирной игре в кошки-мышки, мышки неизменно оказываются быстрей кошек.
Например, Евросоюз создал черные списки, куда вносились краденые смартфоны, после чего их нельзя было использовать в других сетях. Но преступники быстро сообразили, что к чему, и стали вывозить краденое в страны типа России и Украины, где можно обойти черные списки, и продать товар по ценам, близким к розничным.
Роджерс критикует полицию и правоохранителей, которые занимаются лишь ловлей воров. Он уверен, что куда важней обрушить сам черный рынок. Функции безопасности в новой операционной системе Apple, как и идентификация отпечатков пальцев, требования вводить пароль перед очисткой телефона, являются хорошим началом.
"В конечном счете, было бы здорово, если мы могли бы настроить смартфон так, чтобы украденное устройство превращалось в бесполезный набор запчастей", -- говорит он.
Новый айфон = всплеск краж
Чего Роджерс и другие эксперты из коммерческих фирм не говорят публично, так это то, что производители смартфонов на самом деле зарабатывают на эпидемии краж. Они лишь увеличивают продажи.
Новые средства защиты встревожили защитников прав человека и свободы личности. Ворам трудно достать наши отпечатки пальцев, зато американское государство, которое следит за всеми и каждым, по крайней мере, в виртуальном пространстве, тщательно коллекционирует отпечатки пальцев всех граждан, или, по крайней мере, тех, кто получал в Америке любые правительственные удостоверения или сталкивался с властями по какому-либо поводу. Да и базы с нашими личными данными (как государственные, так и коммерческие) зачастую дырявые и используются для различных злоупотреблений. В опубликованных недавно документах, предоставленных СМИ Эдвардом Сноуденом, содержаться факты, что сотрудники и подрядчики в недрах Агентства национальной безопасности использовали свое положение, чтобы следить за верностью своих супругов и любовниц.
В преддверии выхода каждой новой модели айфона полиция Нью-Йорка приводится в состоянии повышенной готовности. Замечено, что с тех пор, когда первый iPhone дебютировал шесть лет назад, каждый новый продукт компании Apple совпадает со всплеском уличной преступности.
Предупрежден – значит, вооружен
Джонни Динаполи у меня вроде Айболита для всех компьютерных проблем. Джонни объясняет, что одной простой мерой от воров не защитится. Это может быть дистанционный рубильник kill switch, это может быть возобновляемая проверка пользовательских полномочий, которая требуется, когда пытаются стереть содержимое телефона или подсадить новые приложения. Джонни распечатал мне список предосторожностей, необходимых для пользования.
"Хорошо, - говорю я Джонни. - Давай-ка достанем наши игрушки и по списку проверим, что мы соблюдаем, а чего нет".
Я достаю свой iPhone 4S. У Джонни Samsung Galaxy S3. Начинаем.
Имеем ли мы под рукой информацию о своем устройстве? Единогласно говорим "да".
Следующий вопрос по списку - установили ли мы код доступа на своих устройствах? Опять говорим "да".
Третье – установили ли мы приложение, дистанционно вырубающее смартфон, если его украдут. Как водится, сапожник оказывается без сапог. Мне Джонни установил такую аппликацию, но себе пока нет. "Зато я где-то сохранил маленькую наклейку с серийным номером, - смеясь оправдывается Джонни, - и провайдер связи может вырубить, если я им сообщу".
Четвертое правило – сохрани уникальное ID своего смартфона. "Я его записал в блокноте, - говорит Джонни".
Интересно, что у такого сверхтехнологического молодого человека еще есть бумажный блокнот-календарь. Я уже лет десять, как не пользуюсь бумажным блокнотом. Зато у меня где-то в кладовке в мастерской еще сохранятся оригинальная упаковка, и я полагаю, что ID там.
Пятое правило – делай регулярно backup – резервную копию раз в неделю или раз в месяц. Мы с Джонни весело смотрим друг на друга, и без слов понимаем, что наш ответ будет отрицательным.
Правда, я зарегистрировался на iCloud, и надеюсь, что они там делают резервную копию моих контактов, календаря и приложений, которые я купил. Джонни говорит, что он скоро все равно купит новый, и что ничего ценного там нет – большинство его контактов в других смартфонах. Тем не менее, из пяти пунктов мы оба можем поставить себе тройку. Если же проявить к себе больше благосклонности, то и на тройку с плюсом.
Я правил этот материал на своем айпаде в зале ожидания нью-йоркского аэропорта ЛаГардия, когда сообразил, что устройство ведет себя как-то странно. Сенсорный экран реагировал необычно, все работало очень медленно. От греха подальше я быстренько отослал текст, снял заднюю панель и вынул батарею. Устройство я включил, уже когда был дома. Так верней.
30.09.2013 16:00