Россия забросила в Ливию зомби
15.10.2013 16:00
4 октября МИД РФ сообщил о полной эвакуации всего (!) персонала Посольства Российской Федерации из столицы Ливии. Трудно сразу вспомнить, когда Россия или другая страна проводила полную эвакуацию сразу всего персонала дипломатической миссии. На память приходит только Кабул 1992-го и Багдад 2003 года. В Багдаде почти все западные страны провели полную эвакуацию накануне начала войны, но Россия вывезла своих дипломатов только в апреле 2003 года, когда американские войска входили в Багдад. Тогда, помнится, российский конвой попал под обстрел «джиай». Странно также, что людей вывозили в Тунис, как во время войны 2011 года, хотя аэропорт Триполи работает, и рейсов до Москвы в он-лайн букинге сейчас предлагается почти полторы сотни, хотя прямых и нет.

Посол России в Ливии Иван Молотков и эксперты уже попеняли, что дипмисся РФ нескоро вернется в Триполи, потому что власти страны не могут обеспечить ее безопасность. Также в очередной раз повторили мантру, что Ливия превращается в Сомали (уже как третий год), и что при Каддафи такого не было.

На самом деле, при Каддафи тоже не всегда получалось обеспечивать охрану иностранных дипломатов. Более того, революция в Бенгази в 2011 году началась именно с акций памяти павших и пропавших без вести во время разгона протестов возле консульства Италии 17 февраля 2006 года. Протесты проходили с 2006-го каждый год, но в 2011-м они стали настолько массовыми, что официальные власти Джамахирии вообще потеряли контроль над всем востоком страны.

Однако то, что заявил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич, представляет ситуацию совсем в другом ракурсе и заставляет задавать множество вопросов не ливийским властям, а российскому государству, начиная, собственно, с МИДа. Ключевые слова – Екатерина Устюжанинова.

Эвакуация российских дипломатов последовала за нападением на посольство. 2 сентября вооруженная толпа прорвалась за периметр миссии, устроила поджоги машин и здания, сорвала государственный флаг России и забросала гранатами территорию. Дипломатический персонал спрятался в защищенных помещениях. Подоспевшие ливийские силы безопасности открыли огонь по нападавшим, убили двоих из них и ранили пятерых.


Нападение стало ответом на убийство офицера ливийских ВВС Мухаммада аль Суси и тяжелое ранение его матери, которые днем ранее совершила некая женщина, которая пыталась укрыться в российском посольстве, но была арестована. Стиль преступления поверг в шок даже привыкших к насилию ливийцев – в тот же день все увидели на стене в квартире жертвы надпись на английском «Deathtorats» («Смерть крысам»), сделанную кровью.

Первая мысль, которая приходит в голову, что это могла быть, скорее всего, украинская медсестра. Их в Триполи и сегодня работают сотни. Но никто не смог бы и в бреду представить, что это окажется россиянка, принимая во внимание то, что ни одна российская фирма не вернулась в Ливию после 2011 года, и круг российских граждан ограничивается работниками посольства РФ.
Но оказалось, что кое-кто остался «в тылу врага». Екатерина Устюжанинова – личность примечательная. Ливийский офицер полиции описал ее как «атлетического сложения, малого роста, коренастая, очень сильная». Да, она – мастер спорта по пауэрлифтингу. Еще в ее активе год изучения арабского языка в Новосибирском государственном университете.

Очевидно, российское государство в Триполи стало жертвой продукции собственной пропагандистской фермы, на которой выросла секта явных фанатиков. Не секрет, что Москва прикормила целую армию блоггеров, задача которых – поддерживать клавиатурой власть, мочить ее врагов и создавать образ «гласа народа» в интернете. С 2011 года, конкретно с начала «арабской весны» из этой официально окученной среды выделился «Комитет солидарности с ливийским народом» во главе с более-менее публичными личностями вроде Николая Сологубовского, Николая Старикова или Марата Мусина.

Сын генерал-майора Николай Сологубовский – бывший сотрудник Агентства печати «Новости», публицист, кинематографист, спец по Ближнему Востоку. Николай Стариков – историк, коммерческий директор Петербуржского филиала «Первого канала» и основатель консервативно-православного Профсоюза граждан России. Марат Мусин – экономист, эксперт по телекоммуникационным системам и защите финансовой информации, в прошлом – риск-менеджер принадлежащей Олегу Дерипаске ФПГ «БазЭл» и консультант по антикризисным системам. В общем, кадры проверенные – в самый раз для эфэсбэшных подрядов.

Видимо, они получили некое финансирование, которое позволяло «виртуальным каддафистам» совершать поездки в Ливию, а сейчас – и в Сирию. Продуктом этих поездок были журналистские материалы, которые цитировались и мейнстримными СМИ вроде телеканалов и газет. Не секрет, что официальные власти отрицательно относились к тому, что происходит в той же Ливии или Сирии, и направление подачи блоггерских материалов в сторону поддержки Каддафи или Асада приветствовалось. Оно и сейчас приветствуется, несмотря на то, что по своему содержанию эти блоги ушли даже от видимости журналистского подхода и скатились в откровенный маргинес, вплоть до больных фантазий в матерном изложении. Фантазии этих блоггеров зашли настолько далеко, что до недавнего времени там можно было увидеть сообщения о танковых колоннах верных Каддафи войск, идущих на штурм Триполи, чтобы уничтожить временно засевших там «крыс».
Катя Устюжанинова, как сообщается, стала адептом этой секты «каддафистов», и таки выехала в Триполи уже после свержения полковника, причем помощь ей в этом, как утверждают некоторые блоггеры, оказал Марат Мусин. Сообщается, что российские дипломаты в прошлом году помогали ей уладить погашение долга в $2 тыс. перед одним из самых дорогих отелей Триполи «Каринтия». Однако здесь начинаются вопросы.


Разумеется, увидеть в Устюжаниновой агента под прикрытием может разве что фанат «Секретных материалов». Скорее речь идет о манипулировании. Как признавалась сама Катя, «всю свою жизнь я была глупой агрессивной блондинкой, которую интересовали только пьянки, шмотки, спорт и Лавкрафт. 20 марта 2011 года я узнала о вторжении в Ливию, и моя жизнь изменилась навсегда». Экзальтированная дамочка 24 лет от роду, имеющая проблемы с социализацией, плохо контролирующая вспышки гнева, вероятно, сидящая на стероидах (косвенное свидетельство – всего за полгода сдала мастерский норматив по пауэрлифтингу) вполне может сгодиться на роль «полезной идиотки». Подобные «заготовки» с успехом используют и спецслужбы, и тоталитарные секты, и террористы. К слову, интересная деталь: сведения о жертве, Мухаммаде аль Суси, крайне скудны – даже арабские источники не называют ни его звания, ни должности. Известно лишь, что он перешел на сторону повстанцев два года назад, и что ему было 58 лет. Но в таком возрасте вряд ли он был всего лишь майором. Неизвестно также, какие отношения связывали его с Устюжаниновой. Впрочем, даже если имела место банальная бытовуха, как утверждает российский МИД, вопросы остаются.

Почему сотрудники посольства РФ, зная о фанатичных про-каддафистских настроениях Устюжаниновой, не предприняли мер по ее невозвращении в Ливию, где она могла быть в безопасности только в очень ограниченном количестве мест вроде района Абу Слим в Триполи, городах Бани Валид или Сирт? Где она находилась последние два года? Если на территории Ливии, то за какие деньги она могла «бомжевать» все это время, учитывая, что стоимость проживания в столице Ливии отнюдь не маленькая? Если она бывала наездами, то каким образом она могла получать журналистские визы, принимая во внимание, что, начиная с сентября 2011 года ливийские посольства выдают визы только по предъявлению писем от редакций изданий, и эта процедура иногда бывала весьма длительной?

Наконец, самое главное, насколько часто и тесно Устюжанинова общалась с сотрудниками посольства своей страны? Очевидно, что им есть чего опасаться, и дело не в признании официальных ливийских властей в неспособности обеспечить безопасность дипломатической миссии России. Поскольку все посольства находятся под постоянным наблюдением, полиции не составит труда установить, появлялась ли там подозреваемая и насколько часто. И уже не говоря о том, что сама Устюжанинова расскажет на допросах. Ирония состоит в том, что после фактического изгнания посольства из страны к Кате теперь никто не сможет приходить в тюрьму и оказывать консульскую поддержку, на что она имела бы полное право. Россия и так сегодня имеет главную проблему с Ливией в виде приговоренных к длительному тюремному заключению граждан РФ, приговор которым сейчас лежит на рассмотрении в местном гражданском суде.


Выход видится только один – официально сделать из Кати душевнобольную и невменяемую, исходя из той репутации, которую она себе создала за пару последних лет. Только такая схема позволит вывести ее не только из-под уголовного наказания, но и сделать ничтожными ее показания во время досудебного следствия. Но это самый оптимистичный сценарий. Однако объективным фактом остается то, что кремлевские кураторы пропагандистской машины явно перекормили народ оболваниванием, и мы уже видим первого зомби, который создал проблему международного масштаба. Хуже будет, когда выяснится, какой доктор Франкенштейн ему в этом помогал.