Великая украинская мечта - закончить хотя бы один год без газовых скандалов, похоже, сбудется не скоро. На днях российский «Газпром» перстом своего председателя правления Алексея Миллера вновь напомнил Киева, что за ним накопился должок – целых 882 миллиона. Причем не рублей и даже не гривен, а долларов.
Разумеется, сейчас, когда Украина живет ожиданием подписания Ассоциации на Вильнюсском саммите ЕС, а Россия каждый день грозит ей экономическими последствиями «ухода в Европу», любой подобный шаг Москвы воспринимается как очередная попытка шантажа. Это понятно, сейчас напряжение такое, и поддерживается оно в основном российскими политиками и журналистами, нещадно троллящими Неньку. Вот украинцы и нервничают…
Но всё же, выпив валерьянки, стоит спокойно рассмотреть ситуацию, потому что в ней можно открыть для себя очень много нового, о чем украинцы до сих пор даже не подозревали.
Итак, 882 миллиона. В принципе, сумма не такая уж и огромная, раньше Украина исправно оплачивала и куда большие ежемесячные счета. Однако на этот раз друг на друга наложился ряд обстоятельств, приведших к тому, что денег у Киева нет. Уточним: нет вообще. Поэтому украинскому руководству не оставалось ничего иного, кроме как издавать невнятные звуки и нелепо жестикулировать, а затем родить дежурную фразу о решении проблемы путем переговоров. Так как в результате болтовни деньги сами собой ниоткуда не появляются, то речь, видимо, пойдет об отсрочке платежей.
А ещё, что тоже важно, речь пойдет о том, переходить ли «Газпрому» и «Нафтогазу» в своих отношениях на предоплату или нет. Собственно говоря, именно предоплатой Москва и грозит Киеву за просрочку платежей. Насколько эти угрозы серьезны для украинской стороны? Тут сразу и не скажешь, поскольку свои дела и делишки украинская власть ведет путано и скрытно от своего народа. Так что в итоге мы ожидаем один результат, а получаем совершенно иной.
Теперь предоплата. Наверное, многие уже в курсе, что сам «Газпром», в силу наличия у него немереных объемов денежных масс от продажи углеводородов, давно перешел на предоплату по собственной инициативе. Именно так «Газпром» расплачивается с «Нафтогазом» за транзит газа по украинской ГТС. В настоящее время авансы давно внесены и за транзит заплачено по 1 января 2015 года. То есть выкрутиться из ситуации и договориться оплатить долг «Нафтогаза» перед «Газпромом» за счет оплаты транзита уже не получится.
Возможно, «Газпром» знал, что делает, когда уговаривал Украину взять оплату за транзит вперед. Ни для кого не секрет, что если украинской власти дать в руки деньги, то очень быстро этих денег не будет – и их концов не найдут. Ну что поделаешь, если украинцы от выборов к выборам голосуют за аферистов и растратчиков! Почему же не взять растратчика на крючок, дав ему денег? Элементарный метод, который известен всем грамотным людям: от мелких дилеров и бывших «гэбэшников» до серьезных экономистов. Судя по тому, как легко на него купилась украинская власть, таковых в её рядах просто нет. «Бачили очі що вибирали!»
А тем временем в Киеве вели очень рискованную игру в «возьми тут – дай туда». Из-за необдуманных щедрых трат бюджетных средств на популистские проекты и «распилочные» аферы, из-за великодушного списывания долгов олигархам и постоянных недоимок в бюджет возникли серьезные затруднения с финансами, которые экономические виртуозы и «проффесионалы» стали решать путем жонглирования денежными суммами с одного счета на другой.
Нужно заметить, что экономику Украины до последнего времени это во многом спасало: никакой инфляции, никаких дефолтов, финансовая сфера работает, банки дают кредиты, люди получают зарплату и социальные выплаты. Однако время от времени корявые руки жонглеров что-то роняют – и тогда возникает нехорошая ситуация, когда для поддержания этого вращающегося финансового кольца необходимы новые денежные вбросы. И тогда украинская власть клянчит кредиты, а если их не дают – отсрочки по платежам.
«Нафтогаз» выпросил отсрочку по августовским платежам за российский газ – до 1 октября. Но октябрь закончился, а никто ничего не заплатил. Судя по всему, в Киеве решили пока что перечислить имеющиеся деньги куда более важному кредитору: в октябре Минфин и Нацбанк перевели 642 миллиона долларов Международному валютному фонду в счет уплаты по взятым ранее кредитам.
В принципе, выбор был правильным. Задолженность по финансовым кредитам перед МВФ и другими крупными «спонсорами» грозила бы Украине серьезными неприятностями: от невозможности взять новые кредиты до риска дефолта. Это могло бы пошатнуть украинскую финансовую сферу, являющуюся сегодня костяком экономики – и тогда бы она посыпалась, как доминошки. А вот задолженность перед «Газпромом» грозит Украине разве что отключением газа. Но пока в Москве соберутся и решат, да пока в Валуйках закрутят вентили, пройдет какое-то время, за которое можно попытаться отыскать необходимую сумму. В крайнем случае, можно какое-то время и без российского газа посидеть, благо, свой есть.
Вообще, без «вонючего газа» (как говаривал Ющенко) украинская коммунальная сфера могла бы обходиться и круглый год, если бы не идиотская газовая схема внутри самой Украины. Она настолько запутана и скрыта от взора общественности, что описать её словами весьма трудно. Впрочем, попробуем: якобы запасенный на зиму для нужд государства украинский газ переводится для нужд транзита российского, а потребителям подается часть российского, предназначенного для поддержания транзита – и это лишь один из многих вариантов этих афер. И если Россия закроет вентили, то она внесет дисбаланс в этот круговорот газа в Украине – и кое-где могут действительно погаснуть котлы и конфорки.
Но как же предприятия, спросите вы. А вот тут самое интересное! Дело в том, что значительная часть украинских предприятий уже покупают газ не у «Нафтогаза», а у частной компании «Ostchem», принадлежащей украинскому олигарху Фирташу. В состав этой компании, как известно, входят скупленные олигархов украинские химические комбинаты – главные промышленные потребители газа в стране. Кроме того, уже давно говорили о возможности продажи «Ostchem» газа для металлургических заводов, принадлежащих другим олигархам.
Таким образом, на сегодняшний день в Украине существуют два импортера российского газа: государственная компания «Нафтогаз» и частная компания «Ostchem». Причем первая стремительно сокращает импорт и уже в этом году приобрела российского газа в полтора раза меньше, чем фирташевская «Ostchem», стремительно наращивающая закупки.
При этом если «Ostchem» имеет клиентами промышленные предприятия (в том числе свои), исправно платящие за газ, то «Нафтогазу» остался проблемный коммунальный сектор с его вечными долгами. На сегодняшний день их накопилось более двух миллиардов долларов, что и стало причиной отсутствия у «Нафтогаза» необходимой суммы на счетах. А на помощь государства рассчитывать не получается, государство расплачивается с МВФ.
Налицо, как говорится, полный передел газового рынка Украины, сопровождающийся традиционным украинским беспределом. И это еще не всё! Если «Нафтогаз» продолжает приобретать российский газ по «мировым» ценам, то для «Ostchem» его цена составляет 260 долларов. Это та самая «скидка украинским друзьям», о которой говорил Путин.
Но что за такая дружба соединяет украинского олигарха и российского президента? По мнению политолога Юрия Романенко, их планы скрыты от общественности, но в данном случае видно, что Фирташ играет на стороне Путина, и проданный ему газ со скидкой всплывет зимой, когда он будет срочно необходим Украине.
Вот только деньги с «Нафтогаза» требуют сейчас – да и какой Фирташу толк просто подыгрывать россиянам? Возможно, в этой истории у каждой стороны есть свой расчет.
Предполагается, что Фирташ хочет восстановить своей прежний высокоприбыльный бизнес газового посредника, который у него существовал ранее, пока он владел печально известной компаний «РосУкрЭнерго». Бизнес, уничтоженный Юлией Тимошенко. И вот, после смены власти, с 2011 года новая компания Фирташа «Ostchem» получает право на импорт газа в Украину и постепенно расширяет своё дело, вытесняя с рынка «Нафтогаз».
Можно даже сказать, что к настоящему времени первый этап уничтожения «Нафтогаза» завершился: ведь государственная компания потеряла почти всех прибыльных клиентов, оставшись с проблемным социальным и коммунальным сектором. Эти типичная схема «прихватизации», когда государственное предприятие делится на две части: прибыльную и социальную, потом первую прибирают к рукам «бизнесмены», а вторая медленно умирает без денег.
Каким будет второй этап, нам покажет финал этой истории с долгом «Нафтогаза» и та роль, которую в ней сыграет «Ostchem». Возможно, всё идет к тому, чтобы «Ostchem» стал кредитором «Нафтогаза», а затем забрал в счет долга какое-то его имущество. А возможно, «Нафтогаз» признают ненадежным партнером и передадут весь объем российского газа «Ostchem» - и таким образом, Фирташ (с друзьями) станет монопольным посредником газового импорта, восстановив свой прежний бизнес. В любом случае, его интересы сугубо экономические.
А вот обитатели Кремля могут преследовать в этом деле и политические интересы. Ну, во-первых, это еще один удар по Украине, которая уходит от России в Европу. Только-только москали вмазали хохлам по сусалам их же шоколадом, так теперь, не отходя от кассы, традиционный газовый хук правой. Теперь будут суетиться, нервничать, унижаться. Между тем до Вильнюсского саммита осталось менее месяца, да и зима, как говорится, близко.
И ведь как всё хорошо обставлено, не придерешься: Киев сам создал долг перед Москвой, не оплатив вовремя августовский газ, «Газпром» просто законно требует своё! И даже претензии в адрес разоряющего «Нафтогаз» Фирташа, которому друг Путин продает газ со скидкой, не принимаются: ведь «Ostchem» не сам по себе начал импорт газа в Украину, ему на это дала лицензию украинская власть. Так что, украинцы, сами разбирайтесь, кто там у вас в министерствах помогал Фирташу возрождать его бизнес, ставящий под угрозу экономику всей страны…
Во-вторых, фактический разгром «Нафтогаза» как государственной компании и владельца украинской ГТС может помочь россиянам взять эту ГТС под свой контроль. Если, конечно, она им нужна. Опять же, тут есть самые разные варианта контроля – необязательно это означает, что «Газпром» просто купит трубу. Нет, её может взять в долгосрочную аренду та же «Ostchem».
Ну и, в-третьих, сам по себе раздел газового рынка Украины между «Нафтогазом» и «Ostchem» приведет, как уже было отмечено, к тому, что госкомпания останется на бобах – то есть с коммунальной сферой. И вот тут возникает интересная ситуация: «Нафтогазу» придется либо находиться в перманентном инфаркте от нехватки денег, либо выколачивать из населения долги. И в первом, и во втором случае население рискует остаться без тепла и горячей воды - либо отключенными за долги, либо потому, что у «Нафтогаза» не будет для котельных газа. Вот тогда-то и наступит обещанный Украине россиянами пипец! Разумеется, его объяснят уходом Украины в Евросоюз. «А мы вам говорили!»
Можно ли ещё как-то спасти украинского газового гиганта от разорения, а украинцев от холода? Да, если «Нафтогаз» вступит в эту игру на своих условиях. Вообще откажется от закупок российского газа (оставив его «Ostchem») и полностью изменит газовую схему Украины. Но вряд ли люди в украинском правительстве, выдавшие лицензии Фирташу, пойдут на эти шаги. Они ведь пришли во власть не того, чтобы блюсти интересы державы…
04.11.2013 08:00