Не стоит брать угощения у чужого дяди – это мудрое наставление, очевидно, незнакомо украинскому президенту, который с большой благодарностью и довольным лицом принял от своего российского коллеги целый пакет экономических бонусов, вызывающих удивление даже у бывалых экспертов. Откуда такая щедрость? Что Янукович пообещал Путину взамен? Как это повлияет на нынешнюю политическую ситуацию в Украине?
Увы, все эти вопросы рождены не столько Московскими соглашениями, сколько отсутствием о них достоверной информации. Да и не только о них! Вот, например, выступая на итоговой пресс-конференции в Москве, Янукович заявил о своем желании «создать условия для прозрачности работы украинской газотранспортной системы».
Что ж, дельная мысль! Вот только почему-то она пришла в венценосную голову только на третий год правления. Что же мешало Януковичу заявить об этом раньше? И не просто заявить, но и сделать украинскую ГТС прозрачной. И не только ГТС, но и всю украинскую газовую сферу – начиная от компаний, занимающихся разведкой, добычей и закупками газа, и закачивая контрактами с конечными потребителями - самой закрытой и коррумпированной сферой украинской экономики.
Конечно, не нужно быть излишне требовательным к Виктору Федоровичу. Газовая сфера Украины стала «непрозрачной» еще в первый президентский срок Кучмы (а нефтяная – еще при Кравчуке). Её не сделал публичной и Виктор Ющенко, несмотря на все свои «обіцянки» и заумные речи о законе и совести. Публичными при нём стали лишь связанные с газом скандалы. Так стоило ли ожидать этого от Януковича? Лидер Партии Регионов шел на выборы под лозунгами «Украина для людей», а не «изгоним олигархов».
Газовая сфера, как и бюджетная, уже много лет является источником основных доходов очень богатых и влиятельных людей страны. Эти люди заводят знакомства с прокурорами, берут в долю министров и стремятся войти во власть не потому, что они такие общительные и щедрые, а потому, что сверхприбыльность их бизнеса основана на теневых схемах, специальных льготах, откатах и долях, сомнительных контрактах, посреднических накрутках и т.д. и т.п. Это паразиты, ежегодно высасывающие десятки миллиардов из бюджета и карманов украинских потребителей. Не говоря уже об использовании низкооплачиваемого труда рабочих, доведенных до рабского состояния и телом, и душой.
Если бы в Украине вдруг произошло чудо и внезапно воцарилась бы та самая «диктатура закона», о котором так много, долго и без толку говорили политики, то, пожалуй, вся украинская элита враз бы стала нищей. А судить её было бы просто некому, поскольку камеры были бы забиты, в первую очередь, их «корешами» в погонах. Но так как чудес не бывает, а украинцы до сих пор наивно верят политическим аферистам, то никакой «диктатуры закона» в стране в обозримом будущем не ожидается. А значит, «теневые схемы» и персональные льготы для «своих» по-прежнему будут основой украинского бизнеса…
Поэтому, когда руководители президентских пресс-служб донесли до журналистов радостную весть о небывалой скидке на российский газ для Украины, это вызвало бурную радость только у людей, далеких от темы. Равно как и вызвало у таких же людей массу не совсем правильных, а иногда и просто глупых вопросов.
Единственный правильный вопрос задал Арсений Яценюк, который тут же прокричал с трибуны Евромайдана: а стоит ли теперь населению ожидать уменьшения тарифов на отопление? Правильный, с чисто политической точки зрения. Не просто вопрос, а вопрос-лозунг. Именно такую мысль нужно было сразу же посеять в головы маленьких украинцев – мол, а какой же нам прок от ваших московских договоренностей?
Однако этот политический вопрос не отражал экономической сути украинской газовой сферы. Все лидеры оппозиции прекрасно знают, насколько она погрязла в «тени». Все они знают разницу между тем, что сообщают обывателям пресс-службы, и тем, что существует на самом деле. И все понимают, что фраза «Россия сделала для Украины скидку на газ» просто абстрактна, рассчитана исключительно на недалекого обывателя. И у всех них в головах бешено прокручивались шестеренки думательной машины: о чем же там на самом деле договорился Янукович? Думали долго и безрезультатно, а потому не смогли родить ни одного толкового коммюнике.
Да и раскрывать все тайны газовых схем украинской экономики лидерам оппозиции тоже не выгодно: ведь они наверняка мечтают прийти к власти и взять эти схемы под своё крыло. Виктор Андреевич, например, так и сделал. А ведь какого святого из себя строил, прямо ходячую совесть!
Если бы украинский газовый рынок был действительно прозрачным, а недра принадлежали нации, а не кучке паразитов, то украинцам не приходилось бы платить за отопление такие большие деньги. Более того, на все требования МВФ повысить коммунальные тарифы еще больше, украинское правительство могло бы отвечать гомерическим смехом: мол, а какое ваше дело до нашей коммунальной сферы?
А для этого требовалось бы всего лишь выделить отдельно всю украинскую добычу газа и поставлять его без коммерческих накруток (по себестоимости) на коммунальные предприятия (включая котельные и ТЭЦ). Хватило бы его? Собственная добыча газа в Украине составляет 20-21 миллиард кубов, а его потребление коммунальной (жилой фонд) и бюджетной (больницы, школы, учреждения) сферами с 2009 года сократилось до 25-27 миллиардов кубов. Раньше в год сжигали до 37 миллиардов, но затем спохватились, провели структурную модернизацию, начали вводить экономные технологии – и потребление сократилось на четверть! Но это не предел, так как в запасе еще остались другие ресурсы экономии: перевод части котельных на уголь и сокращение теплопотерь жилого фонда.
Таким образом, коммунальная и бюджетная сферы Украины могут обходиться без импортного газа, то есть газовая независимость украинцев - это реальность. Как реально платить за него по себестоимости – разумеется, при наличии технологий и платежных схем для его экономного потребления. А то любит наш народ греть архангелов!
Без необходимости дотировать из бюджета импортный газ отпадают все вопросы, связанные с иностранными кредиторами Украины, требующими, чтобы украинский бюджет не расходовался на социальные нужды. А отделение украинской коммунальной газовой сферы от промышленной сняло бы претензии к украинским импортерам. Напомним, что за границей их иногда обвиняют в «нечестной конкуренции» за счет демпинга, который поясняют, в том числе, использованием дешевого газа украинской добычи. Именно поэтому международные структуры (ВТО, ЕС) предъявляли Украине требования повысить цены на собственный газ. Однако тогда бы они повысились и для населения! А вот разграничение газовой сферы помогло бы решить этот вопрос раз и навсегда с выгодной для населения.
Разумеется, это было бы невыгодно для олигархов, которые бы потеряли источник сверхдоходов. Ведь украинский газ - это не только сверхдешевое сырье для предприятий, это еще и экспортный товар. Зачем продавать свой дешевый газ и покупать дорогой импортный? Затем, что «тут купил, там продал» - это основа украинского олигархического бизнеса. На этих схемам люди (те самые, с лозунга «Украина для людей») заколачивают себе колоссальные состояния. И было бы напрасно ожидать, что они вот так добровольно откажутся от своего бизнеса или позволят кому-то его отобрать.
Что вы, за этот бизнес идут нешуточные войны! Вон Юлия Владимировна в темнице сидит, думаете, за правду и политику? Её «закрыли» не за то, что она хотела стать президентом, а за то, что, став им, она бы начала «отжимать» бизнес у других олигархических группировок…
Но вернемся к нашим скидкам Московских соглашений. Что в них не так? Прежде всего, возникает вопрос: а зачем «Нафтогазу» вообще закупать российский газ? Да еще и наращивать его импорт до 33 миллиардов кубов? Ведь сам премьер Азаров заявил, что Украина существенно сократила импорт российского газа: с 37 миллиардов кубов в 2010 году до 26 миллиардов в 2013-м. Зачем же покупать лишнее, пусть даже со скидкой?
Более того, выражение «Украина закупила» - оно тоже абстрактно, поскольку в Украине импортом газа занимаются две компании: государственная «Нафтогаз» и принадлежащая олигарху Фирташу «Ostchem Gas Trading AG». В частности, как пишет российский «Коммерсант» (украинские СМИ такую информацию до народа прочему-то не доносят), в 2013 году половину объемов импорта российского газа закупили структуры Дмитрия Фирташа, который, как известно, еще с 2012 года приобретает его со скидкой (230-260 долларов), обеспечивает им свои химические предприятия и, возможно, продает предприятиям других олигархов.
Таким образом, путем нехитрых математических вычислений можно узнать, что в этом году Нафтогаз закупил лишь около 13 миллиардов кубов российского газа, часть из которых пошли на технологические нужды транзита, около 4-5 миллиардов кубов на нужны населения, и совсем немножко – для тех украинских предприятий, которые еще не начали покупать импортный газ у Фирташа. Вот почему, например, с августа «Нафтогаз» прекратил закачку российского газа, поскольку до следующего года необходимости в нем не было.
И вот тут происходит срыв покровов, и наши уважаемые читатели с удивлением осознают, что политики их просто морочили. Что все стенания о российском газе по 400 были, мягко говоря, неискренними, потому что это была цена не для Украины, а только для «Нафтогаза», компания же Фирташа покупала его в полтора раза дешевле. Что «нафтогазовский» российский газ по 400 долларов сейчас потребляют лишь немногие предприятия. Что зависимость от российского газа украинской коммунальной сферы сейчас минимальна (около 20%) и может быть вообще сведена к нулю. А также, что когда эта зависимость резко упала (с 45% в 2009 году), то для украинцев так и не понизили коммунальные тарифы, а даже напротив, и без всяких на то оснований. То есть на вопрос Яценюка, «снизятся ли тарифы для населения после Московских соглашений?», уже сейчас можно дать уверенный ответ «нет». Народ не получит с этого ничегошеньки.
Заодно нетрудно понять, что морочил их и советник российского президента Сергей Глазьев, рассказывая, что Украина получит, вступив в Таможенный Союз, газ без экспортных пошлин, то есть примерно по 260 долларов. Хорошо морочил, не зря был за это награжден премией «Человек года». Но, как оказалось, пока уважаемый Сергей Юрьевич рассказывал украинцам про российский газ без пошлин в ТС, украинский олигарх Фирташ уже покупал его у Газпрома – тоже без всяких пошлин. А сейчас и «Нафтогаз» будет покупать его у России без пошлин, хотя Украина ни в какой ТС не вступила…
Но вернемся всё же к Московским договоренностям и зададимся вопросом: зачем же «Нафтогазу» увеличивать импорт российского газа в разы? Ведь заявленный объем в 32-33 миллиарда кубов – это даже чуток больше, чем нужно всей Украине. Премьер Азаров говорил о сокращении потребления российского газа до 26 миллиардов кубов, иные источники – до 27,3 миллиарда кубов (сказывается отсутствие в Украине прозрачной официальной информации о газовых делах), то есть около 6 миллиардов кубов будут как бы лишними. Куда их девать?
Ну, хорошо, допустим, их можно использовать как резерв для наращивания промпроизводства. Но ведь есть еще одно огромное «но» - это империя Фирташа, которая сама импортирует российский газ в объемах (по разным источникам) от 8 до 13 миллиардов кубов. И Фирташ вроде бы не собирался сворачивать свой газовый бизнес – напротив, работал в направлении его наращивания. Но если обе компании, «Нафтогаз» и «Ostchem», будут закупать российский газ в запланированных объемах, то от его переизбытка, образно выражаясь, лопнут все украинские газохранилища.
Теперь наши уважаемые читатели понимают, что значит «непрозрачность» газовой сферы Украины – не видя всей картины, владея лишь обрывками реальной информации, начинаешь изумленно пучить глаза и пытаться понять, что всё это означает?! Недалеким обывателям, верящим в сказки политиков, проще: они верят в газ по 400 и в скидку на него от Путина, верят в снижение тарифов и «подъем производства», верят в светлое будущее. Блаженны верующие – и несчастны знающие…
И всё же, чем можно пояснить эту странную ситуацию? На ум приходят целых четыре версии, причем две из них просто фантастические.
Первая – что украинское промышленное производство (металлургия и химия) в 2014 году вырастет чуть ли не в разы, потребляя все объемы закупленного газа. А это не только нереально, возникнет еще и вопрос, куда девать произведенную продукцию? Ведь расширения рынков сбыта не предвидится!
Вторая – что все излишки газа будут просто сжигаться, а оплачивать этот банкет будет конечный потребитель. Но тут есть одна неувязка: повесить перерасход газа в котельных на население, на маленьких украинцев будет нетрудно. Но олигархи платить лишнее не будут! Они ведь и стали олигархами потому, что никогда не платили лишние налоги, пошлины, зарплаты.
Третья – готовится грандиозная афера с обуванием украинцев в лапти 100% российского газа. Так как реэкспортировать его Украина не может, то «излишки» направят на нужды населения, а за границу начнут экспортировать газ украинской добычи. В пользу этой версии говорит и то, что цифра увеличения объема закупок «Нафтогазом» российского газа удивительным образом совпадает с цифрой объемов украинского, идущего нынче в коммунальную сферу.
Разумеется, что это был бы настоящий подарок и украинской власти, и кормящимся при ней олигархам. Вот только даже в этом случае на украинском рынке вряд ли уживутся вместе две компании-импортера с одинаковой ценой на газ. Ведь газовый бизнес Фирташа успешен, только пока «Нафтогаз» покупает российский газ по 400 долларов – даже по 500, учитывая «скидку» Харьковских соглашений 2010 года за фактически подаренный России севастопольский причал (вот лоханулись так лоханулись). Теперь же, если у «Нафтогаза» тоже будет газ по 260, «Ostchem» вряд ли сможет расширить свой бизнес. Более того, те олигархи, которые уже начали покупать газ у Фирташа, теперь могут снова начать покупать его у «Нафтогаза».
И вот тут мы приходим к четвертому варианту: что Дмитрия Фирташа просто кинули, и это является главным итогом Московских соглашений. Не 15-миллиардный кредит облигациями, который уйдет в бюджет и будут проеден и распилен за пару месяцев, не контракт на постройку двух энергоблоков АЭС, а именно скидка для «Нафтогаза», которая больно бьет по бизнесу «Ostchem».
Выходит, что Янукович ездил в Москву только для того, чтобы наказать Фирташа? Учитывая, что эксперты связывают трениями между этими фигурами с политическими событиями в Украине, говоря, что поддержавшая Евромайдан Инна Богословская и подававший в отставку Сергей Левочкин являются «людьми Фирташа», то эта версия не лишена доли истины. Но только если представить её как «месть Януковича».
Проблема в том, что сию месть он как бы осуществляет с помощью Путина. А российский президент до недавно считался как бы другом Фирташа, поскольку предоставил ему возможность покупать газ со скидками. Зачем же ему вдруг топить своего «протеже»?
С другой стороны, пару лет назад Фирташ сетовал, что именно Путин похоронил его прибыльный бизнес «РосУкрЭнерго», а Юлия Тимошенко ему тогда в этом подыграла. И сейчас существует пояснение, что скидка на газ для Фирташа была для него небольшой компенсацией от Кремля за «отжатый» у олигарха бизнес в Средней Азии и Европе. А тот всё равно не простил и в отместку стал поддерживать евроинтеграцию Украину как верный способ увести её от путинского проекта ТС и Евразийского союза. Потому, мол, люди Фирташа и Евромайдан поддержали. А теперь Путин в свою очередь наказывает Фирташа, заодно тем самым делая услугу Януковичу…
В общем, первопричина всего этого не «газ – наше всё», и не «поднимем производство», а обыкновенные разборки олигархических группировок в Украине. Которые напоминают грызущихся щенков, а Путин - увлеченно забавляющегося этим мальчишку-сорванца, периодически подзуживающего то одного пса, то другого. Пресловутая скидка на газ в этом играет роль обыкновенной косточки. Увы, но люди, считающие себя элитой страны, сами позволяют, чтобы с ними обращались подобным образом. А играющий с ними российский озорник забывает, что иногда собаки серьезно калечат неосторожных детишек…
23.12.2013 08:00