1. Любовь делает нас слепыми (образно, разумеется)
Наверняка у каждого есть особенный человек — самый важный во Вселенной, без которого и жизнь не жизнь, и радость не радость. При этом совершенно не важно, насколько он в действительности невыносим. Что бы нам про него ни говорили, мы всегда найдем оправдание: «Да он так шутит» или «Нет же, он вовсе не грубый, он просто прямолинейный». Такое ощущение, что мы просто не способны заметить, какой этот человек на самом деле гад.
В человеческом мозге есть определенная область, отвечающая за обработку суждений. При нормальных обстоятельствах эта область сразу активируется, как только мы сталкиваемся с незнакомой ситуацией, требующей немедленной оценки — например, если встречаем кого-то впервые или пытаемся понять, нравятся ли нам изменения в меню нового ресторана.
Люди — существа по своей природе привередливые и всегда готовые что-нибудь покритиковать. Тем не менее, когда мы кем-то или чем-то увлечены, эта область мозга как будто спит.
Мы на самом деле становимся физически неспособными найти недостатки в том, что (или кого) любим. Судя по всему, это хитрый биологический механизм, обеспечивающий выживание вида — мы биологически снижаем свои требования, и вот уже этот, объективно говоря, гад не так уж и плох. Черт, да он просто потрясающий! И почему этого никто не понимает?
С «любовной слепотой» связано еще одно явление под названием эффект ореола: мы выделяем в человеке одно положительное качество и автоматически противопоставляем его другим качествам, не всегда приятным. Таким образом, мы сами придумываем себе причину, по которой человек нам симпатичен.
Когда ваш парень (или девушка) смеется над вашей ужасной шуткой про растерзанного котенка, или вы, наоборот, сами смеетесь над чем-то подобным, то ни он, ни вы не притворяетесь — мозг как бы дает команду: «Этот человек обладает качествами, обязательными для идеального брачного партнера, поэтому каждая мелочь, которую он сделает, будет восприниматься, как волшебство. Выполнять».
2. Наш мозг направляет нас к худшему возможному партнеру
При выборе партнера мы склонны искать кого-то, чья личность, увлечения и привычки похожи на наши собственные. Бурный роман с человеком, совершенно на вас непохожим, скорее всего, обречен на провал. Здравый смысл подсказывает, что лучше найти нечто общее хотя бы для того, чтобы вы и ваш партнер раздражали друг друга как можно меньше.
Но часто случается, что некоторых людей привлекают только их полные противоположности. Виной всему нейрохимический механизм, так что, как ни старайся, поделать ничего нельзя.
Давайте немного поговорим о гормонах. Чаще всего в ситуации под кодовым названием «противоположности сходятся» виноваты именно гормоны: если у человека в организме преобладает эстроген, то его автоматически тянет к тому, у кого тело едва не лопается от тестостерона, и наоборот. Например, воспитанным домашним девочкам часто нравятся так называемые «альфа-самцы», а прирожденный доминатор может сложить лапки перед спокойным и покладистым человеком.
По мнению психологов, люди бессознательно пытаются найти некий баланс, восполнить недостающие в них самих черты характера. В восточной философии есть такое понятие, как Инь и Ян — женское и мужское начала, которые вместе становятся половинками одного целого. Так вот, мы сейчас говорим как раз об этом.
Есть другой случай притяжения противоположностей, настолько специфический, что психологи называют его эффектом хомяка, еще он называется неустойчивым парным эффектом. В этом случае яркая, склонная к критике всех и вся женщина влюбляется в застенчивого интроверта — неудивительно, что отношения в итоге со стороны кажутся ужасными, невозможными. Так почему настолько разные люди влюбляются друг в друга и часто проживают вместе всю жизнь?
Потому что на ранней стадии отношений полностью несовместимые с нами личности кажутся необыкновенно привлекательными. Например, молчун чувствует себя комфортно с подругой-болтушкой: он любит молчать и теряется в больших компаниях, а она чувствует себя комфортно среди других людей и возьмет беседу на себя за них обоих. И наоборот, женщине, которая любит поговорить, будет очень комфортно рядом с тем, кто молчит, слушает и не перебивает.
И только когда все, что называется, уже серьезно, они начинают замечать, что терпеть друг друга не могут — ее постоянная болтовня начинает сводить его с ума, а его бесхарактерность ее бесит.
3. Любовь вдруг делает нас социальными
Если вы лет до 20-ти, а то и больше, не слишком хорошо умели общаться с людьми, то что произошло, когда вы встретили своего первого парня/девушку? Наверное, стало вдруг гораздо легче флиртовать с другими, хотя раньше вы этого не умели. Такое ощущение, что вами раньше заинтересоваться не могли, но теперь-то у вас есть партнер, который нашел в вас нечто прекрасное — значит, и другие просто не могут это «прекрасное» не заметить.
Что случилось? Очевидный ответ — отношения дали вам уверенность в себе, а уверенность всегда привлекательна. Но это не вся правда, есть и более научное объяснение происходящего.
Когда мы встречаем кого-то, кто нам искренне нравится, наши тела вырабатывают значительное количество окситоцина — главного гормона для любви как химического процесса. Окситоцин, помимо прочего, делает нас более чуткими по отношению к другим людям и помогает нам правильно интерпретировать даже самые тонкие социальные сигналы, такие как легкое недовольство или желание партнера побыстрее уйти домой с вечеринки. А приподнятая бровь вдруг начинает означать не только удивление, но и раздражение из-за того, что вы не протерли пыль.
Да, это еще один из жестоких парадоксов организма — тело не вырабатывает химических веществ, которые привлекают партнеров, пока вы самостоятельно не привлечете хотя бы одного.
На самом деле окситоцин оказывает настолько сильный эффект, что, по мнению некоторых ученых, его потенциально можно использовать для лечения острых социальных расстройств вроде аутизма. Но, тем не менее, пользу он приносит только тем, кто раньше был асоциальным — если вы и без того легко заводили друзей, то изменений не заметите.
4. Любовь заставляет пищу казаться слаще (в буквальном смысле)
С незапамятных времен любовь связывали с чем-то сладким — возможно, потому, что и любовь, и сладости нам нравятся. Мы часто называем партнеров «сладкий/сладкая» для выражения нежности. А конфеты заставляют нас чувствовать себя лучше, порой настолько, что мы коварно прячем их от всего мира в ящике рабочего стола и потихоньку подъедаем, пока никто не видит. Знаем, что это как-то неприлично, но ничего не можем с собой поделать — сладенького-то хочется. То же самое можно сказать о любви и сексе.
Исследователи из Сингапура решили выяснить, есть ли на самом деле связь между «сладкими» ассоциациями и любовью: они попросили студентов написать сочинения. Первую группу попросили описать личный романтический опыт, вторая группа должна была написать о ревности, а третья — о чем угодно, что они чувствуют, вплоть до тесноватых джинсов или поездке на метро.
После этого всем студентам дали по конфете из горького шоколада и попросили оценить, насколько она сладкая. В большинстве своем студенты, писавшие о собственных романтических отношениях, решили, что конфета очень сладкая. Вторые две темы эффекта на вкус конфеты не оказали.
Затем исследователи собрали новых студентов и провели тот же эксперимент, но вместо конфет в конце дали обыкновенную воду. Это была действительно самая обычная вода, но ученые наврали бедным студентам, что необходимо протестировать новый бренд подслащенного прохладительного напитка — и попросили каждого оценить, насколько вода сладкая. И те, кто писал о своей любви, опять-таки нашли обычную, заметьте, воду очень сладкой.
Наш мозг — невероятен, он способен производить сложнейшие операции. А еще его очень легко обмануть: мысли о любви и романтике активируют область мозга, ответственную за ожидание и восприятие награды — та же область активируется, когда мы едим сладости.
Когда мы думаем о любви, мозг дарит нам ощущение сладкого независимо от того, едим мы конфету или нет. Следовательно, мы связываем любовь и сладость просто потому, что на них реагирует одна и та же область мозга. Это как виноградный сок в тетра-паках — никакого отношения к винограду, по сути, не имеет, но, тем не менее, на него похож.
5. Тела партнеров подстраиваются друг под друга, порой очень странными способами
Когда два человека влюбляются, они начинают потихоньку «корректировать» свои привычки так, чтобы было легче жить вместе. Если каждый будет следовать собственным интересами и не обращать внимания на интересы другого, то наступит хаос, за которым придет война.
Некоторые из этих вносимых коррективов мы осознаем — например, начинаем любить именно такую пиццу или есть менее соленую пищу. Кто-то вообще вегетарианцем становится, хотя раньше обожал мясо — осознанные кардинальные перемены. Другие перемены происходят неосознанно, и они бывают странными. Очень.
Например, когда мужчина влюблен в женщину, то автоматически начинает ходить медленнее, если идет рядом с ней, чтобы подстроиться по ее короткие шаги. Однако он не замедлит шаг, если гуляет просто с женщиной-другом. Скажете, простая вежливость? Отнюдь.
В исследовании, в котором приняли участие 32 пары, партнеров попросили лечь в полуметре друг от друга. Ученые подключили к испытуемым сердечные и респираторные мониторы. Оказалось, что два влюбленных друг в друга человека синхронно дышат, более того, их сердца тоже бьются синхронно.
Сердцебиение — физиологический механизм, который сознательно контролировать нельзя, по крайней мере, без каких-нибудь особых тренировок. Вот, пожалуйста, любовь дает нам возможность замедлить собственное сердце, хотя в Шаолине мы вроде не обучались. У женщин, кстати, это лучше получается — чаще их сердце подстраивается под сердце мужчины, а не наоборот. Очередное доказательство того, что женщины — сверхъестественные существа!
Шутки шутками, но это еще не все. Организм вдобавок ко всему подгоняет уровень гормонов, в частности, количество тестостерона, под партнера.
Скажете, природа хочет одного — любой ценой распространить ДНК, а тестостерон регулирует половое развитие и размножение. Таким образом, если мы говорим о гетеросексуальной паре, то уровень тестостерона у женщины должен увеличиться, а у мужчины — снизиться, что и происходит. Разумеется, борода у женщин не растет, мы не об этом — просто пары становятся еще более совместимыми.
По мере того, как отношения развиваются, уровень тестостерона возвращается к норме. Согласно эволюционной теории, причина в том, что женщины в итоге сосредотачиваются на воспитании детей, и таким образом их уровень тестостерона, а с ним и сексуального желания, уменьшается. При этом уровень тестостерона у мужчин возрастает, а это значит, что они хотят больше секса. Комедия же, честное слово.