«Каждый из нас в той или иной мере получил психологическую травму: одни были свидетелями убийств (вживую или по телевизору), другие вынуждены были браться за оружие сами, третьи и сейчас переживают стресс, так как напряжение ушло с улиц, но осталось в информпространстве, — говорит Елена Вознесенская, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии. — А ведь, чтобы хладнокровно воспринимать смерть человека, люди должны перестать видеть в нем этого самого человека. Такому учат наемных убийц, солдат спецподразделений. Но даже у них такое «натаскивание» не проходит без последствий для психики. Что уже говорить об обывателях».
Особенно значима психотравма у непосредственных участников событий и у тех, чьи родные и близкие пропали без вести. «У первых, кроме всего вышесказанного, добавляется подсознательное чувство вины за то, что ты остался жив, что не смог уберечь товарищей, — говорит Елена Леонидовна. — А у вторых нет возможности ритуализировать смерть дорогих людей и попрощаться с ними. Сразу скажу, что такие люди могут облегчить свое состояние, написав виртуальное письмо пропавшему».
Но ведь переживания были в разы острее в момент острых событий, почему же люди разболелись сейчас? «Каждый, кто хорошо знаком с историей, заметил, что во время войн и революций люди не болеют. Они болеют после. Почему? Потому что во время острого конфликта надпочечники человека вырабатывают большую порцию гормонов стресса: они мобилизуют весь организм, и даже грипп к нему не пристанет, — объясняет Ирина Бартош, невропатолог, рефлексотерапевт. — Но если стресс был сильным и продолжительным, то избыток адреналина и кортизола нарушают нейро-эндокринную регуляцию организма. Потому могут начаться и мигрени, и скачки давления, и проблемы с сердцем, и нарушения в работе желудочно-кишечного тракта. У моей знакомой и ее сына, к примеру, начались серьезные проблемы с иммунитетом. Парень просто жил на Майдане, а его мама все это время практически круглосуточно жила молитвами за жизнь и здоровье сына. Теперь оба болеют не переставая. У парня еще и ничем не сбиваемая высокая температура. И медики не могут поставить ему диагноз...».
Не проработанная психотравма «рассасывается» сама по себе только в 1/3 случаев, в остальных она однозначно даст о себе знать — это вопрос времени. В психологии есть даже понятие — отсроченная реакция, когда человек не реагирует на травму вовремя. Последствия в таком случае могут быть даже хуже.
Наши эксперты рассказали, как избавиться от старых и не допустить появления новых психотравм.
ОРУЖИЕ ПРОТИВ ПСИХОТРАВМ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
«Наша жизнь проходит в четырех аспектах: мыслительном, эмоциональном, телесном и поведенческом, — говорит Евгений Тычковский, психотерапевт, руководитель Первого украинского центра травматерапии. — И признак того, что травматизация произошла, — неадекватность проявлений человека в том или ином направлении. Или в нескольких сразу». Ниже — о том, как проявляется эта неадекватность, как ее упредить и вылечить.
Негативные мысли сформулируйте заново
«Примеры неадекватных мыслей (в контексте событий на Майдане и в Крыму): «Отобрали Крым — отберут и Одессу», «Идиоты у власти не выполнили требований Майдана», — говорит Евгений Владимирович. — Почему неадекватные? Потому что у этих утверждений нет доказательств. Это во-первых. При этом они сформулированы настолько безапелляционно и в негативном ключе, что, кроме разрушения самого человека, ничего не принесут ему. И это во-вторых».
Проработать травматические установки необходимо переформулированием мыслей. «Пересмотрите реальность своих опасений и откажитесь от них вообще — повторюсь, доказательств нет. Ведь так можно сказать, что, исходя из политики северного соседа, завтра он развяжет войну. Стоп! Так можно накрутить себя и до инфаркта. Это лишь ваши предположения, значит, в фразах должны появиться словосочетания «я думаю, что...» А «идиотов» замените на «пустословов». И то, и другое снизит градус досады, негатива, злобы, которая разъедает вас», — объясняет психотерапевт.
Неадекватные эмоции продышите
Негативная эмоция как реакция на возникшую проблему нормальна. Но если вы испытываете непроходящие страх, тревогу, грусть и злость, то вы уже перешли грань, за которой не за горами психосоматические расстройства (это когда ваше психическое состояние обретает физические проявления — от онемения конечностей и ощущения кома в горле до таких серьезных заболеваний, как диабет и язва желудка). «Задайте себе вопрос: «С чего все началось?» Осознайте, что плакать в момент острой проблемы — нормально, а дальше уже нужно не рыдать, а действовать», — говорит Тычковский. «Скажем, вы поняли, что паникуете из-за экономической нестабильности. Поймите и то, что влиять на ситуацию вы не можете, а вот изменить свое отношение к ней — да. Также сосредоточьтесь на том, что в силах изменить. Скажем, найдите подработку к основной работе», — добавляет Елена Вознесенская.
«Можно работать с цветом. Так, красный, желтый и оранжевый настраивают на позитив. Носите сейчас одежду этих оттенков, — говорит Ирина Бартош. — Фиолетовый — цвет мудрости. Представляйте себя в фиолетовом шаре. Это поможет настроиться на конструктивный лад».
Избавиться от негативных эмоций помогает противотревожное дыхание. «Практикуйте его утром и вечером по 1,5–2 минуты. Вдохните, выпячивая живот, выдохните, втягивая его. Вдох при этом должен быть в два раза короче выдоха. Старайтесь с каждым разом дышать глубже: скажем, вдох — 2 сек., выдох — 4. Завтра уже вдох 3 сек., выдох — 6 и т. д., — советует Тычковский. — А также найдите время для любимых дел (танцы, рисование, чтение детективов). На языке психологов это называется «ресурс», поскольку все, что нам приятно, дает дополнительную энергию и вытесняет негативные эмоции».
Болезни упредите прогулкой
Конечно, если начались скачки давления или головные боли, то визит к врачу обязателен. Но если явных расстройств нет, но есть общее недомогание и напряженность в теле, то начните нагружать себя физически. Например, хотя бы ходите пешком по 3–4 км в день. Это снимет мышечные блоки и упредит развитие заболеваний на нервной почве. «Но прежде опять-таки вернитесь в отправную точку и разберитесь, какая установка была неадекватной, вызвала негативные мысли, а те в свою очередь — телесные зажимы», — говорит Тычковский.
При нарушениях поведения — к врачу!
«Поведенческие расстройства — снижение или увеличение аппетита, апатия или возбуждение — можно попробовать нормализовать с помощью предыдущих советов, — говорит Тычковский. — Но если без конца накатывают воспоминания о пережитом или вас преследуют картинки ужасов предполагаемой войны, то консультация психолога обязательна! Тем более, что многие мои коллеги предлагают помощь бесплатно (контакты легко найти в интернете. — Авт.)».
«Если трудно заснуть, каждый вечер перед сном принимайте теплую ванну (температура воды — до 38 С), растворив в ней бутылочку спиртовой настойки валерианы или пустырника (50 мл), — советует натуропат Елена Свитко. — Курс — 10–12 дней. И выпивайте успокоительный чай. Смешайте в равных частях листья пустырника, мяты, цветы боярышника, пассифлоры и ромашки. 1 ст. л. этой смеси настаивайте в 200 мл кипятка 7–10 минут. Курс — 21 день. Или за 20–30 минут до сна съедайте пол чайной ложки сульфата магния, запив водой. Курс — 7–10 дней».
«Утром, идя на работу, и вечером, возвращаясь домой, пойте про себя песенку Чукчи — то есть обо всем, за что цепляется ваш взгляд. При этом во все вживляйте себя. Скажем, «я курица с бигборда, которая высиживает супермаркет», «я мокрый асфальт, по которому бежит рыжий кот». Важно петь не задумываясь. Результат: регулярное сосредоточение на другом, притом смешном, позволяет избавиться от мысли, которая засела внутри, то есть расциклиться. А несуразность фраз разгружает наше сознание, и мы начинаем мыслить шире», — объясняет невропатолог Ирина Бартош.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ
Ситуация в стране, казалось бы, не должна особо влиять на детей. Ведь настоящих военных действий, к счастью, не было, как и серьезного экономического кризиса, чтобы детвора ощутила эти процессы на себе. Но на деле влияние на детскую психику есть. «Менее управляемыми и более агрессивными стали не только школьники, но и детсадовцы. Я сужу по своему опыту и рассказам коллег, — говорит психолог и психотерапевт Татьяна Михеенко. — Причина: повысившаяся тревожность родителей и то, что за переживаниями о будущем страны они стали меньше уделять времени и сил своим детям». Как все исправить?
Не обсуждайте с детьми политику
Не только с малышней, но и со старшими. Исключение — они сами вас спрашивают, что к чему, и заводят разговоры о войне. Ваша задача — спокойным тоном ответить, что становление большинства стран проходило через катаклизмы и что все решаемо. Просто нужно время. «Касаемо панических настроений, то можно рассказать ребенку о хаосе, который царил после взрыва на ЧАЭС. Но со временем все утряслось, — советует Татьяна Леонидовна. — Истории из вашего прошлого успокоят детей действеннее, чем десяток теоретических рассказов».
Побольше объятий
«Позитивный тактильный контакт с родителями ребенком воспринимается как сигнал о готовности мамы с папой защищать его. Притом независимо от возраста. Потому в дополнительной порции объятий и поцелуев (не меньше восьми и того, и другого в день) нуждается сейчас и трехлетний карапуз, и подросток». И организуйте детям физнагрузки, если таковых не было, — это снимет и упредит мышечные блоки из-за переживаний».
Смотрите с чадом комедии
«Умение родителей радоваться в представлении детей — признак их уверенности, надежности. Рядом с такими мамой и папой ребенок чувствует себя защищенным, — объясняет психолог. — Кроме того, у самого ребенка умение позитивно смотреть на вещи стимулирует память и мышление, поскольку центры, отвечающие за логику и чувство юмора, находятся в одном полушарии мозга и в прямой связи. Плюс смех стимулирует выброс гормона радости. Потому каждый день читайте карапузам веселые стишки или устраивайте импровизированные цирковые представления, с тинейджерами и подростками смотрите комедии».