Противовесом же может стать только разумная альтернативная программа действий, понимаемая обществом.
Историческая память украинцев имеет уникальную особенность: мы охотно и очень эмоционально обсуждаем события столетней давности, но напрочь отказываемся говорить о том, что было год-два назад. Впрочем, как в первом, так и во втором случае одна основа - нежелание признавать свои ошибки. Поэтому объявленное украинским правительством стремительное падение в нищету пока никак не связывается с попранием социальных требований Майдана. «Война идет» - вот универсальный девиз, пока позволяющий избегать неприятных объяснений с самими собой. Но все же лучше осознать проблему в процессе падения, чем потом выбираться со дна колоссальной ямы, откуда можно уже и не подняться.
В моей личной коллекции есть листовка, напечатанная кем-то на принтере в самом начале событий в центре Киеве. Горящая праведным гневом молодежь искала новых сторонников и пыталась убедить их, что Майдан – это не за Порошенко, Яценюка или еще кого-то, а просто потому, что «надоело жить в говне».
«Нам надоело, что у пенсионеров нет денег на валидол, а чиновники ездят на новых мерседесах. Нам надоело, что продажные менты насилуют и калечат женщин, как это было во Врадиевке. Нам надоело постоянно давать взятки ментам, врачам, пожарникам, налоговой, ЖЭКам, вузам судам. ...Мы стоим здесь, чтобы на пенсию можно было жить достойно. Мы стоим здесь, чтобы чиновники не воровали, а работали для людей. Мы стоим здесь за справедливое государство, за порядок, за стабильность и экономическое развитие, за уважение к каждому человеку. …Мы все хотим одного и того же. Мы требуем этого у власти. Давайте требовать вместе», - набрала 16-м кеглем чья-то твердая, покрытая копотью покрышек рука.
Год – хороший срок, чтобы подводить итоги, тем более что за это время победивший Майдан без участия «неправильных» регионов сформировал всю государственную власть, ответственную за воплощение лозунгов в жизнь. Как формальное воплощение чаяний общества программа Блока Петра Порошенко, обещающая высокие стандарты жизни когда-нибудь после реформ, подчеркивает, что «государство обязано безотлагательно обеспечить надлежащую социальную защиту бедных граждан». В свою очередь, второй главный победитель выборов, «Народный фронт» Арсения Яценюка клялся, что не имеет права «обойти вниманием малообеспеченных, обездоленных, тех, кто не может позаботиться о себе сам».
Однако в поручении премьер-министра от 4 декабря 2014 года в полной мере изложены реальные взгляды новой власти на справедливое устройство общества и «уважение к каждому человеку». Например, в исполнение требований Международного валютного фонда предлагается повысить пенсионный возраст до 65 лет, а работающим пенсионерам отдавать только 90% пенсии. По данным Госстата Украины средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране составляет 66 лет, а женщин – 76 лет. Поэтому мудрые меры МВФ явно направлены на то, чтобы «реальная экономия» (термин, встречающийся в документе повсеместно) составила куда более 4,3 млрд гривен, на которые рассчитывает Яценюк.
Этому в известной степени поможет и приостановка действия пилотного проекта по госрегулированию цен на лекарства для гипертоников, а также прекращение снабжения бывших шахтеров бесплатным углем на отопление домов, как это предписывал Горный кодекс. Одновременно у людей, имевших такую льготу, но проживающих в домах с центральным отоплением, отберут компенсацию на оплату коммунальных услуг, дававшуюся как равновесная замена. Чтобы каждый ощутил на себе ответственность за судьбы родины, пересчет пенсий с поправкой на инфляцию предлагается приостановить «до стабилизации экономики Украины», которое может не случиться никогда.
Если даже сурово стиснуть губы и согласиться с тем, что когда идет война, нужно отринуть все лишнее, вроде отживших свое стариков, то стремление забрать у детей булочку необъяснимо даже войной. 715,5 млн гривен правительство народного доверия намерено «реально сэкономить» на отмене бесплатного питания первоклашек. Для семей с невеликими доходами уверенность в том, что ребенка четыре года будут кормить в школе, помогала выкроить копейку на другие нужды. Правительство сказало: «нечего тут жировать». Теперь и в общественном транспорте школьники (а заодно студенты с пенсионерами) будут ездить за деньги. Правда, не так долго, как раньше. Согласно предложениям Минфина, среднее образование следует урезать до 9 лет и сократить количество образовательных и медицинских учреждений.
Что же касается студентов, развешивавших листовки о справедливости и благосостоянии год назад, то в знак признательности им нужно отменить стипендии. Замминистра образования Украины Инна Совсун, в прошлом активистка Майдана, а ныне заместитель министра образования пояснила, что она учащейся молодежи не нужна. «Для большинства студентов эта стипендия – это на пару раз гульнуть. Я вижу это по своим студентам. Для большинства – это приятный бонус, а не реальная проблема выживания. Особенно, сравнивая с потребностью в бронежилетах ребят на войне», - пишет Ирина в своем Facebook, манипулируя с войной, которая спишет все, не менее цинично, чем глава правительства. Короткая память позволяет не удивляться по поводу того, что аналогичные высказывания «Минтабачника» вызывали бурю возмущения.
Кстати о возмущении. 8 декабря 2014 года народный депутат от БПП Ирина Фриз зарегистрировала «Проект Закону про внесення змін до Кримінального кодексу України щодо встановлення відповідальності за заклик до непокори». Как отмечает известный автогонщик и журналист Алексей Мочанов, его смысл укладывается в четыре строчки:
«1. Если ты призываешь мента НЕ бить студентов - получаешь три года.
2. Если мы делаем это вместе с кем-то - то три-семь.
3. А если ты сам мент, или я - тогда пять-восемь.
4. Если это случится во время военного положения - восемь-десять».
Таким образом, если ты пенсионер, мать-одиночка, которой урезали выплаты на детей, уволенный учитель, оставшийся без стипендии студент, предприниматель, получивший новые налоги и акцизы, и ты недоволен этим - законопроект депутата Фриз сделает тебя государственным преступником. А недовольные будут и много. Ведь даже людей более-менее нормально обеспеченных государство решило наложить на «прогрессивную шкалу налогообложения доходов», от 15% до 25%, а заодно взять с них денег за всю имеющуюся недвижимость, вплоть до сараев.
Но все это нужно рассматривать как явление динамическое. Гривна падает, постоянное и системное повышение цен на газ, отопление и горячую воду продолжается. Что это значит посчитать нетрудно. По данным украинской статистики, в третьем квартале 2014 года 11,5% своих доходов средняя семья тратила на «коммуналку». Это третье по затратности мероприятие после расходов на еду и транспорт, в два раза больше чем на одежду и обувь. В три раза больше, чем траты на отдых и культурное развитие. Коммуналка будет «съедать» все больше, оставляя самым слабым, которых обещали защищать и оберегать, копейки на прокорм на фоне веерных отключений света. Оформить субсидию реально могут только несколько процентов населения, причем помощь составит от 70 до 200 гривен.
Демократическая коалиция выдумала свои способы «сравнительно честного отъема денег» у граждан и одновременно приняла меры, чтобы обезопасить себя от их негативной реакции. Все просто: общественное мнение нужно лишь для «одобрямса» реформ, а те, кто против, автоматически становятся «пятой колонной» Кремля и врагами Украины. При этом ни одна из новых инициатив не предусматривает налогов на дивиденды от акций, например, возвращения выведенных из страны денег из оффшорных зон или закрытия коррупционных схем, в которых крутятся миллиарды. Страну ведут к социальному взрыву, в прямо противоположном от указанного Майданом направления, уничтожая и так невеликий средний класс. Но в противовес этому должен формироваться не просто «Майдан 3.0» с очередными бесполезными листовками, а полноценная и разумная программа действий. Иначе триада олигархи-медиа-политическая крыша вновь вернет все на исходную, только тогда уж безо всяких шансов выбраться.