Бесконечные сюжеты о житие западноевропейской провинции и телеролики-валентинки, похоже, выполняют в эти дни роль трансляции «Лебединого озера». Украинскому телевидению пришлось очень сильно постараться, чтобы не заметить, как страна то ли окончательно пошла вразнос, то ли в ней намечается грандиозный и, возможно, кровавый спектакль. Итогом чего, в любом случае, будет давно назревшая необходимость замены или хотя бы переформатирования центральной власти.
О чём молчит «зомбоящик»
Украинское ТВ сегодня еще более цензурированное, чем во времена Кучмы – оно испуганно мечется, стараясь не рассердить Банковую, не разозлить «патриотов» и угодить своим владельцам-олигархам. Правда, большинство украинцев, включая пенсионеров, уже давно черпают новости из интернета, однако и там чиновники-блогеры и работники Минстеця усердно забивают информационный простор своими версиями событий. Как, например, в недавнем ЧП на Чонгаре, где то ли ВСУ напали на лагерь крымско-татарских «активистов», то ли «неизвестные незаконные формирования» атаковали крымско-татарской добробат.
Даже в интернете событию уделил крайне мало внимания, вскользь упомянув о том, что некому майору ВСУ пришлось извиняться перед крымско-татарскими патриотами (вряд ли такое унижение армии пойдет на пользу её главнокомандующему). А между тем еще один конфликт между ВСУ и добробатами (обычно такие происшествия тщательно замалчивались) это не просто ЧП вроде пьяной междоусобицы в рядах «лучшей армии Европы», он имеет серьезные политические последствия. Тем более на фоне нынешнего политического хаоса и кризиса власти в Украине.
На Донбассе продолжается бессмысленная и беспощадная блокада железнодорожного сообщения с «республиками», устроенная некими «патриотами» и «ветеранами» под предводительством нардепов Парасюка и Семенченко. В этом шоу поражают две вещи: замалчивание имен его заказчиков и публичное бессилие власти.
Действительно, каждый вменяемый украинец понимает, что «герои Иловайска» Семенченко и Парасюк никогда не решились бы на подобную акцию без протекции неких могущественных сил в киевском правительстве или в днепропетровской синагоге. К последней версии, например, склоняется директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец. Что ж, мы все помним как в 2014 году «патриоты» Коломойского захватывали для него «Укрнафту» - неистово размахивая сине-желтыми и красно-черными флагами.
Между тем раздухарившийся Парасюк уже собирается «брать под контроль штаба блокады» тепловые электростанции, и даже что-то намекал про АЭС – не говоря о том, что устроенная им и Семенченко блокада угрожает работе промышленных предприятий и ставит по угрозу энергетическую безопасность державы. И что же власть? Она ограничивается пассивным хныканьем «так нельзя, встанут электростанции, заводы», и не предпринимает никаких решительных мер для наведения порядка.
Собственно говоря, эти события показали, что власти в Украине больше нет – раз уж она не в состоянии справится с парой сотен «титушек», пусть и нарядившихся в «патриотов». Деградация была стремительной: сначала Киев расписался в бессилии перед контрабандистами Закарпатья, потом перед янтарной мафией, теперь перед Парасюком и Семенченко. А завтра любое ОПГ или даже ватага дворовых хулиганов смогут вытворять что угодно и ставить ультиматумы. Ситуация напоминает конец февраля 2014 года, когда в Украине вот так тоже напрочь отсутствовала всякая власть.
А в самом Киеве, конкретно в Верховной Раде, налицо полный развал правящей коалиции – в которой уже давно нет положенных 226 голосов. Эту Раду не разгоняют (по закону, кстати) лишь потому, что некому: Банковой перевыборы крайне неинтересны, как и остаткам «Народного Фронта», а оппозицию в Украине с 2014 года ни во что не ставят. И фракция «Батькивщина» уже второй раз пытается зарегистрировать в парламенте законопроект о недоверии правительству Гройсман – а его второй раз снимают с повестки дня и регистрации, придираясь к неким «процессуальным нарушениям». Спектакль абсурда в полупустой Раде, потерявшей и легитимность (по Конституции), и всякое влияние на страну. Все что остается нардепам – дерибанить кое-как принятый бюджет.
Диктатура бессилия
Тем временем Гарант увлеченно менял руководство областных управлений СБУ – уже второй раз за полгода (масштабные кадровые перестановки проводились летом), вызывая у некоторых политологов рассуждения о создающейся диктатуре Банковой. Но в данной ситуации с их оценкой событий согласиться весьма трудно.
Диктатурой можно было бы назвать усиление президентской власти в здоровой державе, где полноценно работают все государственные и общественные институции. О диктатуре в Украине можно было говорить при Кучме, при Ющенко, при Януковиче, но только не сейчас. Образно выражаясь, диктатор – это лев или, как минимум, волк, а не главный баран своего стада. То, что мы наблюдаем в современной Украине, это лишь иллюзия диктатуры, существующая в стране с превращающейся в иллюзию властью. Безвольный президент возвышается над бессильным парламентом, немощной оппозицией, импотентными правоохранительными органами и парализованным обществом.
Неудивительно, что в такой ситуации банальный боярский заговор с использованием пары сотен «активистов» для рейдерских действий вызвал у власти шок и длящуюся более двух недель глубочайшую депрессию. Ведь вопрос тут не в том, причастны ли персонажи из президентской команды к «угольным схемам», вопрос в том, почему сильнейшая команда власти в стране не разобралась с этой блокадой за 24 часа? Ведь могла бы, причем совершенно законно! Но она этого не сделала, потому что испугалась, и не неизвестно кого больше – заказчиков этой блокады или ей исполнителей.
Когда власть начинает опасаться трогать взращенных ею же «активистов», она обречена. Потому что это говорит о том, что власть не имеет опоры на здоровые силы в обществе и не может полностью положиться на правоохранительные органы. Такое случается, например, в результате «ошибки Робеспьера»: один из вождей Французской революции, стремившийся к диктатуре, сначала руками «дантонистов» ликвидировал лидеров санкюлотов, а затем отправил на гильотину и команду Дантона. Но в итоге он лишился поддержки и народа, и армии, и буржуазии – после чего сам был свергнут в результате переворота (9 термидора). Банковая совершила еще большую ошибку: натравливая своих противников и конкурентов друг на друга, она побоялась их уничтожить – и теперь они желают уничтожить её саму.
Успешная блокада ж/д путей на Донбассе уже рассматривается её участниками как репетиция третьего Майдана – именно в силу того, что власть не решилась на её разгон. И уже звучат призывы к «активистам» и «ветеранам» собираться 19-22 февраля в Киеве, на годовщину т.н. «Революции Достоинства», чтобы вынести власти «последнее предупреждение». Сегодня «поход добробатов на Киев» имеет уже иной смысл: в Украине развелось столько бывших бойцов «Айдара» и «Донбасса» (как реальных, так и липовых), что их число в разы превосходит штатные состав воюющих на фронте добробатов – поэтому это будет просто многотысячная толпа мужиков в камуфляжах. Зазывают своих сторонников в Киев и ультра-националисты, призывая приносить на Майдан «зарегистрированное оружие».
Так как это далеко не первые призывы «повторить Майдан» и «закончить революцию», и все предыдущие заканчивались ничем, с большой вероятностью ничего не случиться и на этот раз. Тем не менее, все помнят, что второй Майдан начался со спонтанного протеста - а уже через три оппозиция завезла сцену с оборудованием и привела тысячи своих организованных сторонников. Поэтому на Банковой не без причины опасаются, что организаторы блокады ж/д на Донбассе могут точно так же организованно развернуть третий Майдан в Киеве – был бы повод собрать людей! Возможно, что как раз этот повод им стараются пока что не предоставлять – пока не пройдет третья годовщина «Революции Достоинства».
И вновь начинается бой
Для Банковой, правительства Гройсмана и развалившейся парламентской коалиции существуют один позитивные и три негативных варианта развития событий. Начнем с хорошего: ничего не случиться, орущая толпа к вечеру разойдется, и власть получит еще одну отсрочку от неизбежного.
Все негативные варианты базируются на затянувшихся протестах, вынуждающих власть пойти на уступки или даже в ужасе забиться в угол. В лучшем случае политический кризис разрешится полюбовной договоренностью о досрочных выборах хотя бы парламента. Второй вариант не исключает парламентское «восстание» оппозиции, опирающейся на поддержку уличной толпы, с принуждением признания факта распада нынешней правящей коалиции и созданием новой. Которая затем сформирует новое правительство и начнет противостояние с Банковой, доводя дело до досрочных президентских выборов. Третий вариант – власть на какое-то время перейдет в руки третьего Майдана, точнее его кукловодов, и можно лишь догадываться, какие «декреты» они провозгласят. Но даже в этом случае все закончится досрочными выборами, но уже всех веток власти.
Таким образом, для предотвращений негативных сценариев необходимо главное: предотвратить третий Майдан. До сих пор делать это было нетрудно, поскольку все потенциальные участники антиправительственных протестов были разобщены и враждовали между собою: «патриоты» против «коммунального Майдана», националисты против бывших регионалов и т.п. А выступления отдельных групп не имели необходимого масштаба и воздействия. Сейчас появилась угроза совместного выступления «активистов» (как правило это «титушки» олигархов и местных элит), «ветеранов АТО» (в том числе реальных) и националистов (в первую очередь сторонники ВО «Свобода»). Чтобы сдерживать их, власть должна быть уверена в своих силовиках – а ныне у неё такой уверенности больше нет.
Однако для нейтрализации их активности есть проверенный способ – АТО. Очередное обострение на Донбассе или даже успешная тактическая операция может дать власти необходимые политические козыри: мол, пока в столице «ряженые провокаторы» расшатывают стабильность, на фронте лучшие сыны отечества кладут свои жизни за целостность державы! Это будет и попытка апеллировать к мнению патриотической общественности, и попытка стравить ВСУ и Нацгвардию с протестующими по принципу «вы за родину воюете, а они тут пропутинский переворот устраивают!».
Вероятность этого сценария весьма высока и потому, что политологи предсказывают очередное обострение конфликта и без проекции на запланированные акции в Киеве. Они отмечают, что локальные бои вспыхивают каждый раз во время важных переговоров в рамках Минского мира. А тут как раз на 16-17 февраля намечается встреча Нормандского формата, а 21-22 февраля первые официальные контакты Киева с новой администрацией Белого Дома. Помимо этого «вангования» на политической гуще есть и непосредственная информация о большой концентрации ударных группировок как ВСУ, так и сил сепаратистов. По сообщению различных источников, в течение января-февраля вторые эшелоны противоборствующих сторон полнились сотнями танков и ракетно-артиллерийских систем, а это уже наступательные резервы.
Но главное, что военные успехи ВСУ на Донбассе могут стать последним шансом украинской власти хотя бы на время поднять свой рейтинг, отвлекая внимание населения от социально-экономических проблем и затыкая рты записным патриотам.