Ни дня без очередного «Манхэттенского проекта»! С самого начала российского вторжения в Крым, в головах патриотически настроенных украинцев бурлят грандиозные планы мести за утраченные территории и сохранения оставшихся. И это вполне естественно, учитывая их растерянность и обиду, случившиеся после того как многовековой «старший брат», щелкнув младшего по носу, забрал у него «свои русские земли». Тут и без всякого национализма, чисто из принципа гражданской сознательности, превратишься в «русофоба». И это тоже вполне закономерно: а давайте вспомним волну германофобии, прокатившуюся по миру столетие назад в 1914 году, в том числе и в России! Забыли, как Петербург переименовали в Петроград?
Тогда же в воюющих странах с новой силой вспыхнула лихорадка военных изобретений и прожектерства. Вообще, концепцию «чудо-оружия» (по-немецки Wunderwaffe) ошибочно приписывают только нацисткой Германии 40-х годов, да еще и в добавок высмеивают: мол, паникующий и терпящий поражения Гитлер начал мироточить бредовыми идеями супер-танков, супер-пушек, супер-бомб и т.д. На самом деле это не так, да и пропагандистский «кукрынизм» даже по отношению к врагу – это признак собственной недалекости. Американцы и японцы вон никогда не смеялись ни с чьих изобретений, они их просто скупали или воровали.
Настоящая концепция «чудо-оружия» заключается в техническом нововведении, способном серьезно повлиять на ход войны. В разное время таким «чудо-оружием» выступали: стальные мечи и латы, пушки и аркебузы, нарезное оружие, пулеметы, радиосвязь, подводные лодки и броненосцы, танки и авиация, ракеты и ядерное оружие. Их первые модели были чудовищно несовершенны и вызывали скептические усмешки, их было трудно выделить среди массы откровенной ахинеи, но все же они становились новыми вехами в истории военного дела и оказывали огромное влияние на ход истории.
Однако «чудо-оружие», как правило, нужно развитым воюющим странам для технического превосходства над противником. Украина же находится в несколько иной ситуации: ей нужен не меч, а щит, некое решение, которое бы эффективно компенсировало слабость ВСУ, сдерживало сильных соседей от нападения на легкую добычу. Тут скорее требуется «оружие возмездия» (немецкое Vergeltungswaffe), к которому традиционно относят всё оружие массового поражения (ОМП), в первую очередь ядерное. Собственно, это и поясняет ту ядерную лихорадку, которая охватила общество. Редкий украинский политик или общественник, не только из числа национал-патриотов и правых радикалов, не рубит сейчас воздух заявлениями о необходимости «возрождении ядерного арсенала Украины».
Вот только при этом почему-то никто в упор не хочет видеть два вопиющих аргумента против. Во-первых, Украина никогда не обладала собственным ядерным оружием. В 1992-93 г.г. она лишь временно хранила на своей территории часть бывшего советского ядерного арсенала, который был весьма внушительным: 1800 стратегических ядерных зарядов (176 МБР и 96 авиационных крылатых ракет) плюс 2500 тактических ядерных зарядов малой мощности (от 1 до 10 килотонн), в том числе в виде снарядов к «Пионам» и «Тюльпанам». Фактически этот арсенал никогда не переходил в юридическую собственность Киева, и еще в декабре 1991 года условием признания независимости Украины со стороны США был отказ от ядерного статуса.
Позднее это породило политическую байку (весьма популярную в 90-е) о том, что первый украинский президент Кравчук продал ядерный арсенал страны за понюшку табаку. Что ж, давайте разберемся! В конце 1991 года администрация Буша-старшего настаивала на сохранении «обновленного Союза», исходя из того, что лучше пусть останется одна ядерная супердержава, чем возникнет несколько ядерных республик. Но слишком уже много сил, в том числе внутренних, было заинтересовано в развале СССР, и в декабре процесс стал уже необратим. Дальнейшее сохранение Союза «сверху» грозило вспышкой новых гражданских конфликтов в национальных республиках, в том числе в Украине. Поэтому Вашингтон поставил условие: признание независимости Украины (и Казахстана с Беларусью) в обмен на их отказ от претензий на ядерное наследство Советского Союза.
Технически это означало постепенный вывоз ядерных зарядов в Россию. А вот уничтожение ракет-носителей и стратегической авиации, равно как и подписание Будапештского меморандума (оказавшегося Филькиной грамотой), проходило уже при президенте Кучме.
Отдельной главой этой истории были украинские АЭС, точнее необходимые для их работы ТВЭЛы. Еще одна байка гласила, что Россия поставляла Украине ТВЭЛы в качестве компенсации за вывезенный «оружейный уран», и при этом обсчитала и обманула Неньку. На самом деле никакой компенсации за вывезенные ядерные заряды никто Украине обещал. А вот договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный Украиной, предусматривал, что она не будет строить у себя заводы по изготовлению и переработке ТВЭЛов – потому что на таких заводах из отработанных стержней можно выделять оружейный плутоний. Согласно договору, Украина обязывалась покупать новые ТВЭЛы в других странах, а потом отправлять отработанные производителю – и тогда это была Россия. Которая даже дала Украине бонус в виде пары лет бесплатных поставок ТВЭЛов. Но затем бонусный период закончился – а в Киеве заявили, что Москва снова обманула украинцев, и что она якобы должна была бесплатно поставлять стержни на протяжении 125 лет!
Таким образом, когда ура-патриоты сегодня заявляют о том, что ядерный арсенал нужно и можно «возродить», то они еще и упускают из виду техническую невозможность осуществления такого плана. Да, в Украине еще проживают несколько ученых-ядерщиков, не успевших уехать в Америку – но что толку в их теориях без производственных мощностей?
Но дело даже не только в том, что на строительство ядерного завода для «добычи» плутония из отработанных стержней в бюджете Украины просто нет денег (и никто их не даст). Главное препятствие на «возрождения ядерного арсенала» - то, что любая попытка Украины создать собственный ядерный заряд или хотя бы построить завод по производству оружейного плутония незамедлительно сделает её страной-изгоем, наподобие КНДР или Ирана. И Америка из друга Украины тут же превратится в её врага, причем не только политического: сначала против Украины введут жесткие экономические санкции, а потом начнут бомбить её ядерный завод.
И это касается не только классического ядерного оружия, но и его эрзаца в виде т.н. «грязной бомбы», называемой также «атомной бомбой бедняка» (распыляющей при взрыве радиоактивные материалы) Её изготовление, а тем более использование включит Украину в число стран-террористов, с последующими санкциями и бомбардировками. Вряд ли мировое сообщество одобрит и «возрождение химического арсенала» Украины – в настоящее время использование этого оружия еще более табуировано и ассоциируется с кровавыми диктаторскими режимами Азии. А ведь нужно понимать, что «стратегический щит» Украины должен быть рассчитан на противодействие не только России, но и других амбициозных соседей: Турции, Румынии, Польши. Бросаться в них зарином или порошком кобальта – весьма скверный способ обороны!
Однако несостоятельность ядерных прожектов Украине не отменяет необходимость изысканий эффективных методов её обороны. В конец концов, концепция ядерного оружия ведь тоже не идеальна, это гиперболизированная доктрина Дуэ столетней давности, усиленная теорией тотального ядерного уничтожения.
Но нужно ли Украине оружие массового поражения? Сможет ли превращение Москвы в пепелище остановить Путина – который просто спрячется в бункере под Ямантау? Да и нужно ли убивать миллионы мирных жителей из-за агрессивной глупости их политиков? Здравый смысл, гуманизм и холодный расчет говорят о том, что оружие стратегической обороны Украины должно разит врага точечно. В конце концов, если утрировать эту концепцию, то обстрел Кремля из 120-мм минометов или «града-партизана» наверняка напугал бы его обитателей куда больше, чем объявленная воздушная тревога. Ну да, действительно, ведь как раз от «примитивных» минометов Кремль-то и не защищен!
Однако ДРГ можно использовать куда более эффективно, чем посылать их на самоубийственное задание с минометами в стан врага. Например, в качестве корректировщиков-наводчиков… гиперскоростных крылатых ракет. Только не стоит путать их с баллистическими ракетами, когда-то выпускавшимися на «Южмаше»: без ядерных боеголовок это просто слишком дорогие и малоэффективные игрушки, к тому же они подпадают под ограничение стратегических вооружений. Поэтому те, кто ратует за возобновления их производства, тоже неправы.
Что могут крылатые ракеты с боеголовками в 250-500 кг? Они, конечно, не смогут разгромить танковые колонны, но смогут остановить наступление армии противника, поразив его штаб или даже министерство обороны. Они могут разрушать мосты и электростанции, корабли и морские базы. Они могли бы даже выводить из строя мобильные установки «Тополь-М», если бы смогли долететь до Сибири и найти цель. Неплохой пример использования крылатых ракет – американские обстрелы «томогавками» и российские обстрелы «калибрами». Только там использовались десятки ракет, а представьте последствия удара сотнями!
Еще один нюанс: что, по-вашему, имеет большие шансы вызвать ответный ядерный удар противника – сбрасывание на его мегаполис атомной бомбы или точечный неядерный удар по военным и стратегическим объектам?
Поэтому ракетные проекты «Ольха», «Гром» и «Коршун», разработанные в Украине на стадии чертежей и макетов еще при Януковиче, а ныне вынутые из-под сукна для пустого хвастовства, заслуживают куда больше внимания и финансирования. Пожалуй, из всех предлагаемых на сегодня проектов стратегического щита Украины, этот – наиболее реальный, эффективный и универсальный.
К сожалению, прогноз реализации этого проекта при нынешнем правительстве – просто нулевой. Стоит напомнить, что Украина до сих пор не смогла освоить даже выпуск для своей армии новых танков «Оплот», а лишь рихтует и подкрашивает старые Т-64. В ВСУ не поступают новые вертолеты и самолеты (лишь ремонтируются старые). Да что там, до сих пор даже не смогли начать производство боеприпасов к «градам»! Вряд ли нищий дурак, в какового превратили Украину аферисты и коррупционеры, сможет себе позволить массовый пуск «громов»! Ведь по самым скоромным оценкам, без всяких там «откатов» и «распилов», он потребует от 2 миллиардов долларов (более 55 миллиардов гривен). Чтобы найти такие деньги, Украина должна перестать выплачивать проценты МВФ или субсидии населению.
Таким образом, вопрос обороноспособности страны, как и многие другие, перерос в вопрос украинской власти, которая за три года конфликта не удосужилась снабдить свои вооруженным силы хотя бы новыми автоматами. По-видимому, вопрос украинского Wunderwaffe следует отложить до следующих выборов – или до следующего Майдана.