В то время, когда самый главный обличитель российского агрессора держит на его территории одну из своих фирменных фабрик, было бы необъективно винить в экономическом сотрудничестве с этим самым агрессором только донецких олигархов из Оппоблока. Поэтому мы и не станем никого обвинять, предоставив выводы на суд читателей. Мы лишь констатируем некоторые любопытные факты.
Кстати, помимо скандальной фабрики в Липецке, украинский Гарант имеет в России и менее известный бизнес. Так, журналисты утверждали, что Петр Алексеевич также является совладельцем фирмы «Национальная аккумуляторная корпорация ISTA», поставляющей аккумуляторы для российского АвтоВАЗа, а фирма «Авто Реал» (входящая в группу «Богдан») является в России дистрибутором Черкесского (не Черкасского) заводе «Derways». А в том же Липецке у пылкого борца с российской агрессией якобы имеется еще и предприятие «Крахмалопродукты». Но сегодня мы все же вновь вернемся к «донецким»…
Кровавые конфеты «Конти»
Не только Петр Алексеевич годами кормил сладостями России: в этом деле у него был злейший конкурент Борис Викторович Колесников - один из самых известных «донецких», фигура максимально приближенная к Ренату Леонидовичу, ныне пристроившийся т.н. «премьером оппозиционного правительства Украины», созданного Оппоблоком.
Свою фирму «Конти» Колесников заполучил еще в середине 90-х, и это дело не обошлось без традиционной для Донбасса «мокрухи». Хотя сам по себе он не бандит, каковым его воспринимали с подачи «оранжевых», а лишь криминальный бизнесмен, начавший торгашом на донецком базаре под «крышей» ОПГ Брагина. И вот в 1993 году у этого торгаша скопились огромные запасы сахара, которым он успешно спекулировал, пока сахар был дефицитом по талонам. Но с началом его свободной продажи цены на сахар резко упали, и продавать его в розницу стало проблематично – и Колесников решил превращать его в печенье и карамельки на Константиновкой кондитерской фабрике.
Тогда в Константиновке хозяином был криминальный авторитет Петр Рахман, который пустил в свой город «донецких» с определенными условиями. Но после убийства Брагина и перехода лидерства к Ахметову, условия и договоренности уже никто не соблюдал: в 1997-м Рахмана тоже убили, и не успели его похоронить, как Константиновскую кондитерскую фабрику тут же «прихватизировал» Борис Колесников в паре со своим надежным бизнес-партнером Андреем Бабаком (тоже начинавшем на донецком базаре). И создали на её базе ЗАО «Производственное объединение «Конти».
В 2004-м фирма «Конти», к тому времени уже приватизировав также Горловскую и Донецкую кондитерские фабрики, купила Курскую кондитерскую фабрику, выйдя на российский рынок и учредив там дочернюю компанию «Конти-Рус». Благодаря этому Колесников получил возможность продавать в России продукцию «Конти», причем, не столько производимую в Курске, сколько экспортируемую из Украины. Но этим он создал конкуренцию корпорации «Рошен», которая уже точно так же работала на российском рынке с 2001 года – купив кондитерскую фабрику в Липецке. Вот так между Порошенко и Колесниковым началась великая конфетная война.
Своего апогея она достигла в 2013 году. Тогда, как вы помните, Роспотребнадзор создал проблемы для экспорта украинской продукции «Рошен» в Россию - хотя Липецкая фабрика продолжала успешно работать. Возможно, это было следствием перехода Порошенко, ранее работавшего министром в правительства Азарова, в лагерь украинской оппозиции. И вот что интересно: в то время, как экспорт «Рошен» в Россию в 2013 году упал, экспорт «Конти» резко увеличился! Это не только спасло Колесникова от финансовых проблем (он даже хотел перед этим продавать «Конти»), но и сделало его в 2013 году главным кондитерским королем всея Украины (3,5 миллиарда гривен чистой прибыли).
Однако триумф «Конти» был недолгим, поскольку весной 2014 года все его производственные мощности в Украине оказались на территории, захваченной сепаратистами – и лишь потом была отвоевана обратно Константиновка. Но Донецкая и Горловская кондитерские фабрики якобы были захвачены сепаратисты – так утверждали в офисе Колесникова. Так вот это ложь!
На самом деле сепаратисты не посмели тронуть предприятия «приказчика Ахметова», и лишь участвовали вместе с ним в специально разыгранном спектакле. А произошло вот что: в 2014 году экспорт в Россию, дававший Колесникову львиную долю дохода, с юридической и политической точки зрения оказался весьма проблематичным. И тогда он нашел оригинальный выход, оставив с носом и украинских патриотов, и украинский бюджет.
А именно: 4 апреля 2014 года, аккурат перед провозглашением «ДНР», Колесников учредил ООО «Тор», зарегистрировав её в Курске по адресу Серегина, д.18, кв.80 (ИНН 4632188820, КПП 463201001, ОГРН 1144632003603, ОКПО 13435082). Затем в Донецке, уже с печатями «ДНР», была зарегистрирована дочерняя компания российского ООО «Тор» - получившая от Захарченко все необходимые разрешения и сертификаты. После этого, осенью 2015 года, по договоренности между Колесниковым и Захарченко, фабрики «Конти» в Донецке и Горловке якобы «национализировали», а после оформили их в собственность фирмы «Тор». И уже под торговой маркой «Тор» их продукция продолжила экспортироваться в Россию.
Таким образом, на сегодня конфетный бизнес Бориса Колесникова представлен: осколками фирмы «Конти» (Константиновская кондитерская фабрика), фирмой «Тор» (Донецкая и Горловская фабрики), фирмой «Конти-Рус» (Курская кондитерская). Как говорится, человек усердно работает на три фронта! О размерах налогов, которые он регулярно платит в бюджет России и «ДНР», Борис Колесников скромно умалчивает, но они намного больше того, что он платит в бюджет Украины.
Разумеется, на Банковой об этом прекрасно знают, однако Гарант почему-то не спешит воспользоваться такой прекрасной возможностью и отомстить своему злейшему конкуренту. Может быть, потому что они уже помирились?
Заправщик боевиков
Юрий Зюков в Украине фигура не очень известная: дважды возглавлял ГП «Ровенькиантрацит», дважды работал заместителем министра энергетики и угольной промышленности (2006-2007 и 2014-2015 г.г.). Начав в политике с Партии Регионов (2005) он в 2009-м перешел в лагерь Юлии Тимошенко, чем немало удивил и своих соратников, и своих избирателей из родного Лисичанска. Но, видимо они не знали, что причинной этого были не политические взгляды Зюкова (их у него просто нет), а его очень тесные деловые отношения с Натальей Королевской, в 2006-2012 г.г. входившей в БЮТ. Отношения, основанные на совместном угольном бизнесе, насквозь коррумпированном и просто мошенническом: там были «копанки», и смешивание угля с пустой породой, и аферы с дотациями для государственных шахт.
В 2010 году Зюкова едва не посадил «дедушка Азиров», инициировавший против экс-директора «Ровенькиантрацит» уголовное дело по факту хищений на 130 миллионов гривен. Зюков даже на несколько месяцев сбегал из страны, но потом Королевская замолвила за него перед Левочкиным. Женщины часто выручали Зюкова, и он старательно держался за все юбки, под которыми мог бы спрятаться. Так, в 2016-м он подтвердил близкие отношения с Юлией Тимошенко, став её кумом: именно Зюкова она выбрала в крестные своей внучки.
И хотя после победы Евромайдана Тимошенко была оттерта от власти своими неблагодарными соратниками, Зюков умудрился пристроиться в правительство Яценюка заместителем министра энергетики и угольной промышленности (Продана, потом Дымчишина). Это была непросто удача: журналисты сообщали, что Зюкову поручили курировать переход «копанок» Донбасса от «донецких» к новой власти, причем ориентировать производимый ими уголь на экспорт. Понятно, что корячащиеся в «норах» шахтеры за этот уголь получают копейки, а всю прибыль (в валюте) за экспорт угля получили бы лишь высокопоставленные участники этой схемы.
Перед реализацией этого плана была лишь одна проблема: война, расколовшая Донбасс линией разграничения и взаимной ненавистью. Впрочем, ненавидеть друг друга пропагандировали лишь простых людей, а вот «большие люди» отлично находили между собою деловой интерес.
Так, вот, весной 2014 года в Киеве Зюков стал замминистра нового правительства, а тем временем на Донбассе, конкретно в Ровеньках, о сотрудничестве договорились личности: Александр Мельничук (бизнес-партнер Зюкова) и атаман казаков-сепаратистов Александр Конкин. Итогом их договоренности стало обретение «копанками» новой «крыши»: теперь их охраняли ряженые казаки, заодно они же сторожили и особняк Зюкова в Ровеньках.
На этом Мельничук не остановился: он договорился с лидерами луганских боевиков Болотовым (подарив ему несколько бензовозов топлива), а потом вышел на самого Плотницкого – которому оказал спонсорскую помощь в виде нескольких сот тонн дизтоплива. То есть заправлял технику боевиков с Ровеньковской нефтебазы, которую Мельничук контролировал со своим партнером Зюковым (и действуя с его одобрения). Впрочем, примерно половину запасов нефтебазы Мельничук «скрысил» и продал некой харьковской фирме – вывезя топливо через линию фронта.
Это был лишь «пацанский подгон», настоящий бизнес начался потом, когда Мельничук и Плотницкий совместно создали схему переправки добытого в «копанках» угля в Россию и в Украину (в частности, на Счастьинскую ТЭС). А когда эта схема заработала, то Зюков вдруг уволился с поста замминистра углепрома Украины и куда-то запропастился, после чего в СМИ появилась публикация, будто он занял аналогичную должность в правительстве «ЛНР», и что его несколько раз видели в Луганске. По этому поводу СБУ даже выдала результат своего расследования, заявив, что всё это неправда и наклеп врагов Украины.
Действительно, это была неправда: замминистром угольной промышленности «ЛНР» стал не Зюков, а его бизнес-партнер Мельничук. Но сам Зюков правда бывал на той стороне Луганщины, где у него остался внушительный бизнес: около полусотни «копанок», обогатительная фабрика «Дарьевская», Ровеньковская нефтебаза, сеть АЗС, рестораны «Мангал» в Ровеньках и «Драхт» в Луганске, а также дюжина работающих с углем ООО – и все они исправно платят налоги в бюджет «ЛНР». А главное, он осуществлял налаживание дальнейших угольных схем между Луганском и Киевом. И когда они заработали, Зюков вновь объявился в Киеве, где вошел в правительство Гройсмана в качестве советника министра энергетики и углепрома Насалика.
Ну а теперь о самой схеме. Недавно в Украине разразился скандал по поводу закупок Польшей угля, добытого на территории «ЛНР». Задрапированные в вышиванки политики тут же начали обвинять всех: сепаратистов, Россию и Путина, недобросовестных польских партнеров, втыкающих Украине что-то сзади. Но при этом забыли самых главных исполнителей этой схемы: компанию «Doncoaltrade», которая непосредственно занималась продажами этого угля в Польшу (там же она и зарегистрирована). Так вот, совладельцами этой компании являются: Александр Мельничук (60%) и Роман Зюков (40%), сын советника министра Юрия Зюкова. Как говорится, комментарии излишни!
Кстати, между «Новороссией» и Европой снуют не только угольные караваны. Например, львиную часть сигаретной контрабанды выпускают в Донецке – откуда она потом через всю Украину добирается до Закарпатья, а там уже её переправкой за границу занимается местная «цимбора». И можно только представить себе масштаб и количество задействованных в этом украинских чиновников и силовиков.
Бетон для «Новороссии»
В прошлый раз мы упоминали о причастности к захвату Горловки сепаратистами тамошнего бизнесмена Игоря Шкири,бывшего депутата фракции Партии Регионов, который нынче вновь сидит в Раде во фракции «Возрождение». Так вот Игорь Безлер и Армен Саркисян – не единственные веревочки, связывающий Шкирю с сепаратистами.
Так, министр информационной политики «ЛНР» Вячеслав Столяренко в 2012 году был председателем избиркома 52-го округа (Дзержинск, ныне Торецк) и приложил все усилия для победы Шкири – баллотировавшегося там как мажоритарщик. Ну а все понимают, настолько тесной, доверительной и продолжительной бывает такая коррупционная связь. А вот пресс-службу министерства топлива, энергетики и угольной промышленности «ЛНР» возглавил Роман Камышов – бывший редактор газеты «Дзержинский уезд», работавший под крылом бизнесмена Игоря Рыбака. Сам же Рыбак является бывшим затеям бывшего мэра Дзержинска Слепцова – коррупционер, на котором просто негде ставить клеймо, вместе с которым Шкиря годами делил и пилил городской бюджет.
В той же Горловке, уже под триколором «ДНР», работает начальником городского управления ЖКХ Владимир Друковский – бывший помощник народного депутата Шкири. А вот его (Шкирин) бизнес-партнер Александр Алипов, бывший замминистра строительства и ЖКХ Украины (2011-2012), теперь работает в этой должности уже в «Донецкой республике». Причем с Алиповым у Шкири был просто бизнес, а большой бизнес, продолжающийся до сих пор.
Дело в том, что Шкиря известен как «железобетонный олигарх»: еще в начале «нулевых», при поддержке нужных людей (в том числе Ахметова), он прихватизировал свой первый ЖБК (Мироновский) и создал фирму «Бетон-Нова» - ставшую основой его бизнес-империи. В которую нынче входят Мироновский (в Украине) и Донецкий (в «ДНР») ЖБК, а также давно зарегистрированный в России Торговый дом «Бетон-Нова». А что такое железобетонные изделия? Правильно, это строительство и ЖКХ! Отсюда и такая тесная связь Игоря Шкири с Александром Алиповым, продуктивно работающая и поныне.
Помимо того, что на «благо Донецкой республики», а заодно и на фортификацию позиций сепаратистов работает его Донецкий ЖБК, так он еще и организовал доставку в «Новороссию» железобетонных изделий из Украины, в том числе других производителей. Так, принадлежащий компании «CRH» Белоцерковский ЖБК выпускает мостовые опоры, которые в 2015-2016 г.г. через Россию (и фирмы Шкири) поступали в Донецк, а оттуда в Луганск – для ремонта мостов и эстакад. За что лично Шкирю горячо благодарил сепаратистский мэр Луганска Манолис Пилавов.
Еще одно любопытное наблюдение: как известно, последние два раза (в 2012 и 2014 годах) Игорь Шкиря избирался нардепом в 52-м одномандатном избирательном округе (Торецк). И если в 2012-м году он организовал свою победу сам, поскольку Донбасс был вотчиной донецких кланов, распределявших между собой округа, то в 2014-м Шкиря для этого уже понадобилась поддержка Киева. И он её поручил не только из рук главы ЦИК Охендовского. Дело в том, незадолго перед голосованием из состава Торецкого избиркома вывели представителей и конкурентов Шкири, и даже представителя от БПП «Солидарность». Который вряд ли бы покинул избирком, даже под давлением местных коррупционеров, если бы у Шкири не было договоренности с Банковой.
И, видимо, благодаря такой же договоренности, Шкиря продолжает прибыльный бизнес в «Новороссии» - как и Колесников, и Зюков, и многие другие, лишь посмеиваясь над незадачливыми украинскими правоохранителями, которым с Банковой приказали быть слепыми и глухими в отношении «нужных людей».