До сих пор украинцы могли угодить в политический «черный список не въездных» только в России или Беларуси. И они пребывали в созданной самими иллюзии, что «весь мир с нами» и с любовью смотрит на родину двух Майданов, как на новый маяк демократии и свободы. Но теперь некоторых украинцев перестали пускать и в Польшу, отношение с которой портятся прямо на глазах. И не только с Польшей…
Братья Каины
В 1654 году гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий использовал помощь «братской православной» России для того, чтобы вырваться из-под скипетра польского короля. Спустя 360 лет постмайданная власть Украины возложила надежды на помощь «братской демократической» Польши в борьбе против России. В принципе, это совершенно нормально для политики: заключать союз с одним соседом против другого, а потом с другим против первого. Правда, о «братстве» при этом лучше не упоминать, а то как-то некрасиво. Но дело не в этом.
Отношения стрех стран - Польши, Украины и России – всегда складывались в ракурсе семивекового противостояния Москвы и Литвы, а затем России и Речи Посполитой. Предметом спора в этом противостоянии были «срединные земли», к коим относятся теперешние Украина и Беларусь. И за семь столетий ничего не изменилось! При всем уважении к украинской независимости, следует признать, что Украина остается не столько участником извечного восточноевропейского конфликта, не столько его субъектом, сколько лишь объектом притязаний.
И в этом не виноваты ни Москва, ни Варшава, а лишь сам Киев. А точнее, тот эрзац якобы украинской национальной идеи, который был взят на вооружение сначала украинскими национал-патриотами, а потом украинской властью. Идеи, заключающейся лишь в том, чтобы сбежать от одного пана к другому. В 17 веке сбежали от поляков к Москве, теперь пытаемся сбежать от Москвы в Евросоюз – по сути, обратно к полякам (кроме них Украину никто в ЕС видеть не желает). Но бегающий туда-сюда холоп не может стать субъектом международной политики – пока он остается мелкой холопской душонкой, путающим мстительную злобу со шляхетным гонором. Впрочем, об этом писал еще Дмитрий Донцов (см. «Дух нашей старины»).
Да, в Украине есть достойные люди с достойными идеями, ведь украинцы отнюдь не ущербная нация - но таких людей и близко не подпускают к власти. Потому что власть в стране формируется элитой, состоящей в большинстве своем из моральных уродов. Вот почему мы «маємо те, що маємо».
Но в данном случае история с польскими «черными списками», в которые попали современные украинские идеологи Владимир Вятрович и Святослав Шеремет, красноречиво свидетельствует о том, что нынешняя украинская власть запорола даже процесс «перебежки» Украины обратно на Запад. Причем, из-за сущего пустяка.
К чести поляков, они не ставят украинцам в упрек ни восстание Хмельницкого, ни кровавую Колиивщину, ни даже конфискацию в 1939 году Восточных Кресов – хотя запросто могли бы восклицать «Львов наш!» и требовать пересмотра пакта Молотова-Риббентропа. На сегодня единственным камнем преткновения между Киевом и Варшавой является вопрос ОУН-УПА. Вопрос, которого не было еще 15 лет назад, пока украинская власть, дабы угодить своим союзникам национал-патриотам, не решила героизировать соратников Бандеры на государственном уровне.
Это, кстати, ранее вызвало еще большую негативную реакцию внутри самой Украины, расколов её надвое. Сейчас вот экс-президент Ющенко сокрушается о том, что украинская нация, отцом которой он так и не стал, до сих пор разобщена. А кто же в этом виноват, Виктор Андреевич, не вы ли со своим окружением?! Что еще можно было ожидать от внедрения идеологии украинского национализма (западно-диаспорянского толка), которая противоречит жизненным интересам половины населения Украины? Идеология, которую достали из чулана в конце 90-х и внедрили именно для политического раскола украинцев, чтобы не допустить их объединения на позиции социальных требований к коррумпированной олигархической власти. Было безнадежной глупостью пытаться навязать её всей Украине. И, к сожалению, самые печальные последствия этой глупости еще впереди!
А теперь она раскалывает отношения Украины с Польшей, а также с Венгрией – выдвинувшей Украине претензии относительно нового закона об образовании, лишающего неукраиноязычных украинцев возможности обучения на родном языке. То, что это, в первую очередь, проблема миллионов русскоязычных украинцев, никто не даже не вспомнил – наверное потому, что национал-патриоты рассматривают русскоязычных как предателей родины и потенциальных агентов Путина (повторим, фатальные последствия этого нас ждут в будущем). Однако украинцы Закарпатья, желающие обучать своих детей на венгерском языке, молчать не стали – а их тут же поддержали власти Венгрии, пошедшие на принцип. На очереди такое же обострение отношение с Румынией и Словакией.
«Астанавитесь!»
В ответ на это среди украинских национал-патриотов и их сторонников возникло мнение, что либо власти Польши и Венгрии «пляшут под дудку Путина», либо они просто глупцы, пошедшие на поводу у собственных национал-патриотов (которых тоже спровоцировал коварный Путин). И что в любом случае требования Варшавы и Будапешта следует игнорировать, даже если это приведет к разрыву отношений между странами. Мол, Украина не должна никому поступаться собственными интересами.
На первый взгляд такое мнение кажется правильным. Но только потому, что это шаблон внешней политики любого самодостаточного государства, отстаивающего свой место под солнце на мировой арене. Это внешнеполитический принцип США, Франции, Германии, той же России, Китая, Турции: не лезьте в наши внутренние дела, вы нам не указ! Тем более это должно быть важным для Украины – для того, чтобы превратится из объекта в субъект мировой политики. Но так лишь кажется.
На протяжении всей своей независимости Украина только и делала, что прогибалась под оба вектора, идя на уступки то России, то Западу, то снова России, то снова Западу. А последние 3,5 года Украина вообще добровольно отдала себя во внешнее управление. В Киеве наприглашали на руководящие посты иностранцев, Рада принимала законы и реформы в соответствии с пожеланиями Европарламента и МВФ - даже когда те противоречили интересам украинцам, даже когда те понижали их уровень жизни. Не останавливались даже перед нанесением катастрофического ущерба самой стране: легализовать массовую вырубку лесов на экспорт – пожалуйста! Всё что угодно ради кредита или даже обещания кредита.
И вот после того, как нынешняя власть широко раздвинула свои ягодицы для любого каприза западных партнеров, как она ни во что поставила интересы государства и народа, в Киеве вдруг решили не поступиться принципами! И какими же?! Неужели созданный национал-патриотами культ ОУН-УПА является основой украинской державности? Отнюдь! А может быть, запрет венгероязычных и русскоязычных школ укрепит и объединит украинскую нацию? Скорее наоборот.
Необходимо прямо признать, что обе проблемы (а они уже стали проблемами) не имеют никакого отношения не только к интересам Украины и украинцев, но и к патриотизму. Что это всего лишь узкопартийная идеология, пункты программ национал-патриотов, которые они сегодня так торопливо пытаются реализовать, навязывая их всем украинцем, и даже бросая вызов нашим соседям.
Почему именно их, почему национал-патриоты не проявили такую принципиальность и рвение в других, куда более насущных для народа и государства вопросах - например, относительно требований МВФ? Почему то, на каком языке будут учиться украинские школьники, волнует их намного больше, чем то, что эти школьники будут кушать на обед, будет ли у этих школьников тепло в доме, и за какой шиш дети будут лечиться, если простудятся? Эти вопросы следует обратить к национал-патриотам.
Почему национал-патриоты так торопятся? Потому что скоро с ними будут драться не только кассиры супермаркетов. Вооруженные национализмом придурки успешно ведут Украину к новому витку внутреннего конфликта. И это неизбежно, потому что эти люди еще с 90-х были настроены исключительно на конфликт - и со своими согражданами, и с соседними странами. Такова их суть, даже если они выживут из страны всех «ватников» (под которыми они подразумевают всех не националистов), то они расколются на фракции и будут воевать друг с другом, выясняя кто круче – Бандера или Шухевич. И вот у таких людей на поводу пошла нынешняя украинская власть!
И чего она этим достигнет? Официальный Киев уже потерял прежнюю поддержку Европы. Когда президент Порошенко последний раз встречался с Меркель или Макроном? Когда Евросоюз последний раз обсуждал с Украиной стратегические экономические проекты? На сегодня ЕС вспоминает про Украину исключительно в контексте конфликта на Донбассе и Минского мира. А теперь Киев начал ссору с ближайшими западными соседями – в том числе с Польшей, которая много лет играла роль адвоката Украины в Евросоюзе.
А что еще важнее, Польша является политическим союзником Украины в её конфликте с Россией. По разным причинам, прежде всего в силу вышеупомянутого многовекового противостояния с Москвой. Но даже если польские правые политики видят в Украине лишь свои утраченные Восточные Кресы, их заинтересованность нужно умело использовать для осуществления главной насущной цели: возвращения Крыма и восточного Донбасса из-под российской оккупации. А не бессмысленно ссорится с западными соседями в угоду хотелок собственных правых политиков – что действительно играет на руку Путину.