Пожалуй, это единственный в мире мост, который не столько соединил два берега, сколько еще больше разъединил две страны. Еще на стадии объявленного проекта он стал политическим символом. Для украинцев – символом аннексии Крыма, для россиян – заключительного этапа «возвращения» полуострова. Обе стороны внимательно следят за его строительством, дожидаясь момента, когда можно будет со злорадством ткнуть в оппонента огромным кукишем…
«Развалится мост – развалится и Россия!»
Официальный старт проекта «транспортного перехода» между Керченским и Таманским полуостровом был дан в начале 2015 года, аккурат под канонаду боев вокруг Дебальцево. Тогда даже возникло мнение, что Путин решил построить мост, не добившись прорыва сепаратистов вдоль побережья Азовского моря к Крыму, который создал бы т.н. сухопутный коридор. Мнение, которое преобладало среди киевских политиков и генералов, пытавшихся хоть как-то создать видимость очередной «перемоги».
На самом деле решение о строительстве моста было принято еще 17 декабря 2013 года, под свист и рев второго Майдана, и оно было закреплено в межгосударственном соглашении правительств Украины и РФ. Но, как известно, в силу оно так и не вступило, а весной 2014 года захватившая Крым Россия решила строить мост самостоятельно. Теперь это уже был не просто прямой короткий путь из Крыма в Россию, а единственный, идущий не через Украину. Кроме того, проект моста предусматривает проведение трубопровода для подачи пресной воды, а также «энергомост» (уже реализован отдельно). Ну и самое главное, мост действительно становился символом «воссоединения», очень важным политическим проектом, так что денег на него не пожалели и нашли их сразу.
Но то, что для россиян - «воссоединение», для украинцев – аннексия и оккупация. Ну, за исключением небольшого процента придурков, мечтающих о «воссоединении» с Россией всей Украины. Придурков, потому что людей, сознательно отказывающих от собственного государства, иначе и не назовешь. Однако существуют и друга разновидность украинских придурков, которых намного больше, неистово верующих в то, что мост не будет достроен или же обрушиться вскоре послед своего открытия. Они настолько уверены в неизбежности этого сценария, что считают его первым этапом гораздо большей катастрофы – распада всей России.
Их уверенность строится, во-первых, на короткой истории Крымского моста 1944-45 г.г., снесенного ледоходом, а во-вторых, на гипотезах о нестабильности морского дна в районе Керченского пролива. Когда эти же мантры повторили несколько российских либеральных «светил науки», то украинские ура-патриоты радостно загомонили: ну вот, мы же говорили!
И всё же это лишь вера, которая, как известно, постоянно питает сама себя разными «доказательствами». Те, кто верит и в обрушение моста, и в скорый развал России, видят эти «доказательства» повсюду – как мексиканские католики, которым мерещится лик Христа на тортильях. Вот кто-то сфотографировал находящиеся на разных уровнях участки моста (под одним убрали временные подставки, под другим еще нет), и тут же по украинским СМИ прокатилась волна ликующей радости: российские горе-строители не смогли состыковать пролеты, мост проседает, он вот-вот рухнет в море!
Ну а если серьезно, обрушится мост или нет? Этого никто не знает. В данном случае конструкция Крымского моста предусмотрела многие факторы - и грунты, и сейсмическую активность. По оценкам специалистов, риск проседания моста как раз наименьший: если это и случится, то очень медленно, и не по всей длине сооружения. То есть, возможно, проседание какой-то опоры на 0,5 метра в течение нескольких недель, что будет, конечно же, замечено и в этом случае движение по мосту приостановят – и катастрофы не случится. Вероятность же этого примерно такая же, как и у проседания фундамента Зимнего дворца в Петербурге – чего так и не произошло за 250 лет, хотя грунты в устье Невы такие же проблемные, как и в Керченском проливе. Землетрясение же страшно для Крымского моста лишь в двух случаях: если оно будет больше расчетных 9 баллов, или же если мост спроектирован и построен халтурно, и может обвалиться при толчках в 7-8 баллов (хотя и такие там довольно редкое явление).
Остается только ледоход – тот самый, что повредил первый Крымский мост в 1945 году. Однако тогда катастрофа произошло по стечению обстоятельств: строители отложили возведение ледорезов на потом, а погода приготовила им коварный сюрприз. Сложись все иначе, тот мост прослужил бы много лет, хотя был построен частично из дерева и на коротких сваях. Нынешние строители моста учли ошибки прошлого: мост имеет не только ледорезы, но и специальную защиту опор от возможного столкновения с большими кораблями.
Поэтому украинцам не стоит надеяться на то, что сама природа придет им на помощь и жестоко накажет коварных оккупантов. А пока ура-патриоты ждут обрушение Крымского моста, в самом Киеве уже разваливается два действующих автомобильных путепровода - Шулявский и на Комарова. И это красноречиво напоминает украинцам, что нужно перестать мечтать о пожаре у соседа, а начать ремонтировать свою хату.
«Стройте – нам пригодится!»
Когда в 1941 году немцы оккупировали Украину, то они восстановили часть стратегических объектов, взорванных отступавшей Красной Армией: электростанции, включая Днепрогэс, шахты и металлургические заводы, хлебозаводы. Разумеется, восстанавливали для себя, да и потом снова взорвали всё это в 1943-44. Тем не менее, украинцы помнят, что оккупанты приходят не только грабить и разрушать, иногда они что-то ремонтируют и строят – так же как это делают сегодня россияне в Крыму. И было бы довольно глупо их за это ругать или призывать мировую общественность запретить России строить тот же Крымский мост.
Действительно, если отделить мух от котлет, а аннексию Крыма от строительства Крымского моста, то данный мост вполне еще может пригодиться Украине в будущем. Нынешнее неопределенное противостояние Киева и Москвы не вечно, когда-нибудь оно разрешится, отношения между странами вновь восстановятся, и тогда прямой транспортный коридор из Херсона на Кубань и Кавказ будет очень кстати и украинским туристам, и украинским бизнесменам.
Да и не только им. Ведь со снятием блокады Крыма, этот мост станет важной частью транспортного кольца вдоль всего побережья Черного Моря. А это значит, что черед Одессу-Херсон проляжет транзитный коридор в Крым и дальше в Россию, а равно и в обратном направлении. Это сулит определенные выгоды и России и Украине, которые были известны еще в 2013 году и ранее, когда Киев и Москва только обсуждали возможность строительства моста. Вопрос лишь в том, какой юридический статус будут иметь Крым и Крымский мост в будущем.
Вариант первый, «капитулянтский»: Украина смирится с потерей Крыма, возможно в обмен на какие-то преференции со стороны России. Да, весьма пессимистично, но это самый реалистический сценарий, даже с точки зрения Европы. Украина в этом случае получит минимально возможные дивиденды - однако они всё же будут, по сравнению с нынешней ситуацией блокадного тупика.
Вариант второй, «переможный»: Украина вернет себе Крым политическим путем, при помощи мирового сообщества, а контроль над Крымским мостом будет определен договоренностями Киева и Москвы. В данном случае практический интерес от эксплуатации моста будет зависеть от того, захочет ли победитель реализовать проект транспортного коридора Европа-Украина-Крым-Россия, или же верх возьмут политические эмоции ура-патриотов, которые настоят на изоляции от России. В таком случае мост станет просто бесполезным и ненужным.
Вариант третий, фантастический: распевая «лента за лентой», украинские патриоты верхом на «Оплотах» освободят Симферополь и Керчь, а потом по Крымскому мосту отправятся «возвращать» Кубань. Шанс реализации такого сценария менее 1%, он возможен лишь в случае каких-то исключительных форс-мажоров типа падения астероида на Москву. Но даже в этом случае Крымский мост очень пригодится украинцам.
Поэтому нынешняя шумиха в украинских СМИ, наперебой галдящих о том, что мост либо скоро рухнет сам, либо он должен быть признан незаконно построенным и снесен, вызывает удивление. Бесспорно, аннексия Крыма и беспардонное самоуправство России вызывают справедливое и искренне возмущение. Но вот то, что россияне строят Крымский мост - это не минус, а большой плюс. Украинцам просто нужно подумать о том, как им воспользоваться.
А что то до политических эмоций, то Российскую империю и СССР украинская власть тоже осудила – но мы же живем в городах, основанных царицами и царями, и в домах, построенных при Хрущеве и Брежневе. Мы пользуемся электричеством Днепрогэса и работаем на заводах, построенных не бандеровцами, а клятыми коммунистами. Так может нужно перестать мечтать о том, чтобы Крымский мост обрушился в Керченский пролив? По нему еще нашим внукам ездить!