Постмайданная власть Украины примечательна не только своими коррумпированными борцами с коррупцией, бестолковыми горе-реформаторами и многочисленными политиками со справками от психиатров, но и своими «цицеронами», чьи изречения порою бросают в дрожь. То смотрящий в завтрашний день столичный мэр рекомендует киевлянам «готовиться к земле», то министр социальной политики сетует, что украинцы слишком много едят и живут в слишком теплых квартирах. Такое впечатление, что Украину захватили какие-то сказочные долб…, пардон, злодеи, поставившие целью сжить нас со свету.
Как мы все помним, 2 апреля Андрей Рева заявил буквально следующее: «в случае детей и пожилых родителей должна быть жесткая ответственность. Нужно законодательно ввести серьезную ответственность. Они должны платить алименты на содержание родителей». Эти слова прозвучали громом с ясного неба не только для всех взрослых «детей», расценивших это как стремление власти обложить их еще одной податью. Не на шутку испугались и многие украинские старики, решившие, что с введением таких «алиментов» государство перестанет выплачивать им пенсии.
Возник нешуточный общественный резонанс, который сейчас совсем не нужен власти, и без того балансирующей на грани нового Майдана и панически расправляющейся с оппозицией. Поэтому 5 апреля министр социальной политики попытался объясниться перед украинцами – мол, вы меня не так поняли! Но с объяснениями Рева не справился, наговорив еще больше пугающей ахинеи. Он утверждал, что имел в виду только стариков, живущих в зоне АТО «дети которых отказались им помогать». Мол, только их сыновей и дочек можно заставить по решению суда платить алименты родителям!
И тут, похоже, бывший советский замполит, волею клана Гройсманов вознесенный в министры социальной политики Украины, окончательно запутался. А ведь уж кому как ни ему лучше всего знать, что живущие в зоне АТО старики бедствуют исключительно по одной причине: потому что Минфин и Минсоцполитики давно перестали выплачивать им положенные законом пенсии.
Да, на это есть причины: Киев отказывается признавать сепаратистские структуры и отказывается сотрудничать с ними в любых финансовых вопросах, будь то расчеты за электроэнергию или перечисление пенсий. Но ведь это решение принималось в Киеве, и ведь именно прекращение выплаты пенсий поставило сотни тысяч украинских стариков на грань выживания. Это хорошо, что «террористы» выплачивают им там хоть какие-то копейки, хоть хлеба с макаронами купить! Ведь не все пенсионеры «зоны АТО» имеют возможность регулярно ездить за своей пенсией на украинскую территорию. Да и оформить её это такая морока! Но вместо того, чтобы решить этот вопрос или хотя бы покаяться перед голодными украинскими пенсионерами Донецка и Луганска, министр решил теперь возложить вину на детей этих стариков – мол, что вы своих родителей не содержите!
Интересно, а Рева подумал, как бы этих детей привлекали к суду – посылали бы им повестки в «зону АТО»? А как бы украинский суд заставил бы выполнять свой решение тех, кто живет в ОРДИЛО? А как бы они выплачивали алименты, если между Донецком и Киевом нет никаких официальных финансовых отношений? Очевидно, министр об этом не думал, он вообще ляпнул про стариков «зоны АТО» не думая, неудачно оправдываясь.
Поэтому не будем обращать внимание на растерянное бормотание министра за 5 апреля, и вернемся к его первоначальному заявлению за 2 апреля, сделанное им вроде бы ещё в здравом уме и твердой памяти. И зададимся вопросом, с чего бы это он такое вообще сказанул?
Во-первых, за скандальными высказываниями Андрея Ревы всегда скрывались определенные намерения. Можно сказать, что все эти «вы слишком много жрете» и «вы слишком тепло живете» являются тезисами социальной (точнее, антисоциальной) политики его министерства, да и всей нынешней власти в целом. После озвучивания которых у украинцев то массово отбирали субсидии (причем у должников, самых нищих из нищих), то планировали еще больше поднять стоимость отопления.
Вот почему очередное «откровение» Ревы заставило украинцев серьезно насторожиться: неужели теперь «винницкие» задумали еще одну пенсионную реформу? Сначала как бы дать, а потом отобрать (как субсидии) это вполне в духе нынешней власти.
Во-вторых, идея «пусть стариков содержат их дети» озвучивается в Украине не в первый раз. Её новатором был кто-то из национал-патриотов, еще в 90-х годах, и тогда его высказывание обрушило рейтинг «Народного Руха». Тогда же левые (КПУ и СПУ) сразу «просекли фишку» что на теме уровня жизни пенсионеров можно очень долго выигрывать выборы. Но сейчас коммунисты в Украине запрещены, другие левые партии запуганы «патриотами», так что вступится за пенсионеров хотя бы на словах, число ради популизма, просто некому. И это очень удачный момент для тех, кто хотел бы снять со стариков последние рубашки под видом «реформ».
А еще есть другой момент, вот только совсем уж неудачный: дефицит Пенсионного Фонда составляет более 40% или 140 миллиардов гривен, и слово «кризис» характеризует эту ситуацию еще довольно мягко. Если раньше это было терпимо, то сейчас украинскому правительству ожесточенно трет по мозгам МВФ, постоянно требующий сокращения социальных расходов. И чтобы получить очередной транш, правительство вынуждено инициировать новые «реформы»: снова повысить тарифы, снова урезать выплаты, отобрать субсидии еще у пары миллионов малоимущих, или намутить чего-то с пенсиями.
В любом случае у власти есть универсальный ответ: во всем виновата низкая рождаемость, из-за которой в стране слишком много пенсионеров на душу населения. Очень удобная формулировка, снимающая всю ответственность с государства, с власти, с политиков и олигархов, и возлагающая её на «маленьких украинцев», которые не хотят плодиться и размножаться. Кто именно придумал этот тезис, сейчас уже и не вспомнишь, попользуются им не только в Украине – и пользуются, совершенно не думая головой. Потому что против него есть один мощный антитезис.
Сейчас в Украине (без Крыма и ОРДИЛО) насчитывается почти 12 миллионов пенсионеров, это 30% от оставшегося населения страны (40 миллионов). На первый взгляд, действительно многовато, и кажется, что при таком соотношении содержать их просто не под силу. Но почему же с этим справляется Германия, где на 82 миллиона населения почти 26 миллионов пенсионеров (31,7%), или Италия, где на 60 миллионов населения 17,8 миллиона пенсионеров (29,6%)? Конечно, в Европе тоже пропагандируют сокращение социальных расходов из-за пресловутого «демографического кризиса», и занимаются этим все же те «монетаристы», лоббисты крупного частного капитала и финансовых корпораций, что и клерки МВФ.
А вот большинство стран с молодым населением (Азия, Южная Америка, Африка) не могут похвастать достойной системой всеобщего пенсионного обеспечения. У некоторых её вообще нет, как не было и оной в Российской империи 1913 года. А ведь при царе-батюшке Россия (включая Украину) была очень молодая: старики (свыше 55 лет) составляли всего 10% населения. Но вот проблема, почти 70% страны жило натуральным хозяйством и промыслами, так что бюджет от них едва-едва получал обязательные налоги. То есть причина вовсе не в соотношения молодых и стариков, всё зависит от уровня развития экономики и социальной модели государства.
Кстати, в 1913 году на всю Российскую империю (170 миллионов населения) работало лишь 1500 сотрудников налоговой службы, а в сегодняшней Украине численность ГФС превышает 57 тысяч – и ведь они не на деревянных счетах подати подсчитывают! Может быть, потому в Украине и не хватает денег на пенсии?
И всё-таки эта вновь поднятая идея «пусть стариков содержат их дети» не дает покоя: что именно задумало «правительство реформаторов»? Ведь последняя пенсионная реформа закончилась всего несколько месяцев назад, неужели на очереди еще одна? Или же задумана некая афера, в ходе которой пенсионные средства будут украдены и «распилены», а проблему выживание пенсионеров переложат на плечи их потомков? Что ж, давайте внимательнее следить за новыми инициативами власти!