Или пан, или пропан
07.12.2004 17:29
…долгу решил опрокинуть вековые рекомендации.

Из истории газового долга

К 1995 году обязательства Украины перед «Газпромом» выросли до $1,4 млрд. Из братских чувств Россия впервые пошла на реструктуризацию газового долга – его преобразовали в гособлигации, выпущенные под гарантии державы. По этим ценным бумагам Украина будет платить (что она исправно делает) до 2007 года. Начиная с 1997 года «газовые» неплатежи опять начали стремительно накапливаться. Таким образом «несанкционированно» умыкнули «голубого топлива» на сумму около 1 млрд. долл. Обычно невозмутимый «Газпром» взвился и телеграммой от 10 января 1999 года в ультимативной форме потребовал прекратить воровство. Долг подрос до 2,2 млрд. Частично (на $300 млн.) его погасили продажей РФ двух десятков стратегических бомбардировщиков Ту-95 по бросовым ценам.

В конце 2003 года была попытка со стороны НАКа погасить долг передачей российскому монополисту корпоративных облигаций на сумму 1,43 млрд. долл. с погашением до 2013 года. Но в таком случае у «Газпрома» появлялись налоговые обязательства перед государством на 650 млн. долл. От ценных бумаг кредитор учтиво отказался.

К 2004 году «Газпром» и «Нафтогаз» зафиксировали газовый долг за поставку топлива в 1997 – 2000 годах на отметке $1,62 млрд. Из них $1,43 млрд. – это прямая задолженность, плюс процентный довесок – $0,19 млрд. Понятно, что украинская компания, добывающая лишь 18 млрд. куб. м. в год по себестоимости 15 долл. за тыс. куб. м. и продающая на внутреннем рынке по 19 долл., в обозримой перспективе не могла погасить долг. А проценты неумолимо накручивали россиянам маржу.

Тогда в недрах «Нафтогаза» родился проект погашения финансовых обязательств, не прибегая к расчету живыми долларами. «Газпром» и украинские нефтяники ударили по рукам.

В сетях взаиморасчетов

Менеджеры НАКа могли возликовать – на первый взгляд, схема расчетов выглядела остроумно и не обременительно для украинской стороны. Но газпромовская братия далеко не простофили. Себе в ущерб они никогда торговать не будут, даже если надо помочь симпатичному для них премьеру. Газовый гигант, добывающий ежегодно около 550 млрд. кубов, натренирован сутяжничать за каждый кубометр и не склонен придерживаться библейского принципа о прощении долгов в седьмой год.

После подписания соглашения 18 августа первый зампред «Газпрома» Александр Рязанов тяжко вздыхал, что пришлось поступиться 180 млн. долл (непризнанный украинской стороной долг). Так ли это?

Согласно пакету договоров (по крайней мере, то, что просочилось в прессу) об окончательном, на все времена, урегулировании злосчастных газовых долгов, «Газпром» любезно переуступил долг «Нефтегаза» Внешэкономбанку с дисконтом 23% (370 млн. долл.). Далее последовала круговерть перезачислений. Благодарный ВЭБ выплатил газовикам России 1,25 млрд. долл., этими деньгами последние авансировали газотранспортные услуги «Нефтегаза» на 2005 – 2009 гг. НАК после получения аванса, не мешкая перевел 1,25 млрд. ВЭБу в счет погашения своего газового долга. Круг замкнулся.

Украинская сторона авансовый платеж россиян закроет за счет уменьшения объемов газа, поступающего на баланс из России в качестве платы за услуги транзита, с 26 до 21 млрд. куб. м. Недобор газа будет возмещен поставками из Туркмении. Таким образом, Украина вроде вывернулась из дружеских объятий кредитора и теперь должна не «Газпрому», а более обходительному Внешэкономбанку. Причем не $1,62 млрд., а всего $0,37 млрд., что даже для такого мелкого, в сравнении с российским концерном, предприятия хоть и больно, но не смертельно. Какой процент по долгу ВЭБ навесил НАКу, нам мирянам на радостях забыли сообщить.

Теперь начинается самое интересное. Скороговоркой широкой общественности было сообщено, что тариф на транспортировку газа зафиксирован на пять лет на отметке $1,05 за 1 тыс. кубометров на 100 километров перекачки. Теперь, как бы ни чесались руки и ни складывались обстоятельства, на пятилетку вперед тариф запрещено щупать руками. Сама расценка по сравнению с 2002 годом снижена на $0,35. Таким образом, россияне застраховались от превратностей судьбы. Ведь вернись «Нефтегаз» к тарифам двухлетней давности, что было бы вполне разумно, «Газпром» потерял бы, а наши приобрели за пять лет те же $1,4 млрд.

Итого...

За пять лет Россия недопоставит нам газа в счет услуг за транзит порядка 25 млрд. кубов. Высвободившийся объем будет реализован в Западной Европе по цене в два раза большей, чем в Украине. Из-за разницы в ценах «Газпром» непринужденно заработает более 1 млрд. долл.

Совсем непонятно, как обстоят дела с возмещением недостающего «московского завоза» газом от Туркменбаши. Главное, по какой цене нам будет предоставлена эта нечаянная радость. Известно, Россия на корню скупила почти весь туркменский газ до 2028 года по цене, специально созданной для перепродаж – $50 за тысячу куб. м. Напомню, на Запад «Газпром» продает «голубое» топливо по стоимости от $100 до 140, Украине, в зависимости от настроения, от $50 до 67 за тысячу кубов. Полагаю, россияне, вкусившие радости перепродаж, не упустят момента подкалымить, и ничего с этим уже не поделаешь.

Похоже, мы имеем дело не с окончательным урегулированием данного вопроса, а с отложенным приговором по этому делу. Впрочем, может, и наши «фокусники» имеют в рукаве какое-нибудь секретное средство для ликвидации легендарного газового долга.