Когда суд выносит приговор субъекту за доказанное мошенничество, что делает общество? Аплодирует справедливому суду. А когда этот же суд по истечении короткого времени награждает этого же субъекта? Мы смотрим, нет ли здесь коррупции. Нечто подобное произошло в тендерном комитете Министерства обороны.
Под конец прошлого года МО провело тендер на «услуги по организации питания, обеспечение продуктами питания личного состава» в/ч ВСУ «в стационарных и полевых условиях в зонах ответственности оперативных командований» Одесской, Николаевской и Херсонской областей стоимостью 270,41 млн. грн. В торгах приняли участие пять фирм.
Большинство играло на понижение. Так, ООО «Валета С» и ООО «Латорица-Темп» снизили цену одинаково - до 230,322 млн., что должно было сразу насторожить, - не имеет ли место сговор, - но обе фирмы были отклонены по другим причинам: «Валета» - из-за несоответствия сертификата ISO, «Латорица» - из-за ошибок при подсчете НДС (законность решения тендерного комитета Минобороны в данном случае подтвердила постоянная коллегия Антимонопольного комитета).
Хотя и сговор никто не отменял. Согласно данным базы «Прозорро», состоянием на 01.02.2019 «Латорица-Темп» зарегистрирована в Одессе по адресу: проулок Богданова, 6, кв. 2; учредитель и руководитель конторы - Друзенко Валерий Дионисиевич. «Валета С» - Одеса, проулок Богданова, 6, кв. 2. И хотя учредителем здесь числится Вялец Галина Константиновна, но им она стала недавно - до 14.01.2019 таковым значилась Друзенко Ирина Борисовна.
Поэтому победило в тендере ООО «Маяк-Юг», не посчитавшее нужным обваливать цену услуги и настаивавшее на 269,96 млн. грн.
Вторая попытка
26.11.2018 был проведен очередной тендер на поставку армии продуктов питания ожидаемой стоимостью 277,66 млн. Участниками были, в основном, те же. И результат – тот же: державший ценовую планку «Маяк-Юг» победил, а опустившая ее ниже плинтуса (210,8 млн.) «Латорица» проиграла. Но она обратилась с жалобой в постоянно действующую админколлегию Антимонопольного комитета, которая, жалоба, на сей раз была удовлетворена. И что делает тендерный комитет МО на этот раз? Он отзывает свое решение в пользу «Маяка» и присуждает победу в торгах «Латорице».
Что, в принципе, можно было бы понять, учитывая намерение комитета сэкономить бюджетные деньги. Но дело не только в них. «Состоянием на 14.12.2018 открыто уголовное производство, внесенное в ЕРДР за №12018100090013777 ч.4 ст. 358 УК Украины относительно предприятия ООО «Латорица-Темп» в лице директора Друзенко Валерия Дионисиевича, который принимает участие в закупках Вашего ведомства», - это из письма Соломенского управления ГУ Нацполиции в Киеве №55/СВ – 2308 от 18.12.2018 тендерному комитету МО. Ч.4 ст. 358 УК («Использование заведомо поддельного документа») вообще-то карается вплоть до ограничения свободы на срок до двух лет. Это в Нацполиции. А в тендерном комитете МО, выходит, награждается контрактом на 210 миллионов бюджетных гривен?
Далее. Как свидетельствуют вышеперечисленные факты, все документы, исходящие от «Латорицы», должны вызывать, мягко говоря, сомнение и уж точно подвергаться проверке под микроскопом, коль речь идет о миллионах. Но вот предоставило ООО «Латорица-Темп» тендерному комитету МО в качестве подтверждения своего опыта в деле выполнения аналогичной деятельности (услуги питания, поставка продуктов) договоры с другим контрагентами. Которые, как оказалось, уже давно прекратили свою хозяйственную деятельность. Насторожил бы такой факт любого, кто должен отвечать за передачу 210 млн. в ответственные руки? Без сомнения. Но только не «тендеровиков» из Минобороны. Хотя факт этот не свидетельствует, а кричит: да не было у «Латорицы» никакой деятельности, связанной с поставками крупных партий продуктов питания, а если и были (маргинального уровня), то сворачивание заказчиками своей деятельности свидетельствует, что подрядчик подсовывал некачественный продукт, приведший контрагентов к штрафным санкциям и, в итоге, к банкротству.
Естественно, как в нашем случае с тендерным комитетом МО, любой нормальный человек начнет искать, где тут порылась коррупционная собака. Впрочем, много думать не надо. Как свидетельствуют посвященные в процесс компетентные источники, к тендерному делу подключилась лоббистская фигура непреодолимой силы в лице замминистра обороны Олега Шевчука, курирующего вопросы тыла: якобы руководство «Латорицы» вышло на земляка (Шевчук – уроженец Одессы) и «порешало вопрос с содействием».
Генерал-майор Шевчук
Если это так, то люди «Латорицы» знали, на кого выходить, поскольку Шевчук - выходец из структуры МВД, где набил руку в подобных вопросах: в 2013-2014 гг. был первым заместителем директора департамента материального обеспечения МВД. По данным СМИ, он не прошел люстрацию и уволился из органов внутренних дел, перейдя сперва на должность директора Департамента финансов МО. Кстати, старые дела поначалу не давали ему покоя и на новом месте. Осенью 2017-го антикоррупционные органы допрашивали Шевчука как бывшего подчиненного бывшего замминистра МВД Сергея Чеботаря, обвиняемого в нашумевшем «деле рюкзаков».
Но на новом месте Шевчук недолго «осматривался», и это не голословное обвинение. Вот Акт аудита Счетной палаты №02-10/9 «ОС» от 18.05.2018 об эффективности использования Минобороны, бюджетных средств, выделенных на строительство (приобретении) жилья для военнослужащих. Главное ответственное лицо – сперва шеф финансового департамента МО, а затем замминистра по вопросам тыла Шевчук. В числе обнаруженных аудитом СПУ нарушений: завышение фактической стоимости строительных работ; нецелевое использование средств; распыление бюджетов; порочная практика освоения бюджетов в последний квартал текущего года; списание дебиторской задолженности и прием в эксплуатацию непригодного для проживания недостроенного жилья и т.д.
«Такая практика создавала существенные риски касательно освоения бюджетных средств, невыполнение задач по строительству жилья для военнослужащих, а также коррупционные риски», - говорится в документе. Иные действия тыловиков «носили характер коррупционных, поскольку позволяли безосновательно перечислять на счета приватных структур значительные суммы государственных средств», - отмечали также аудиторы.
«Материалы аудита засвидетельствовали системную неэффективность использования бюджетных средств», - констатировала Счетная палата, поводя итог: Минобороны «прикопало» в строительстве десятки миллионов гривен налогоплательщиков, а военнослужащие остались неудовлетворенными, потому что одни так и не дождались жилья из-за недостроя, другие плюются от халтурно построенных домов, где плохо с отоплением, водоснабжением, не работают лифты, а третьи вообще отказались от квартир, купленных МО за полсотни километров от места службы без какой-либо транспортной инфраструктуры.
Все это – следствие «не взвешенных управленческих решений руководства Минобороны и его ответственного исполнителя (читай – Шевчука), которые в определенных аудитом случаях содержали признаки коррупции». Впрочем, этот вывод государственного органа не повлек никаких последствий и по «квартирному делу» генерал-майора Шевчука никто не допрашивал даже в качестве свидетеля.
«Латорица» открывает шампанское
Стартовая цена тендера, напомним, почти 278 млн. грн; «Латорица», повторим, играя на понижение, снизила ее до немногим более 210 млн. Где тут можно украсть, возникает вопрос, если фирма уже поступилась 68-ю миллионами? Надо ли напоминать, что дьявол кроется в деталях. На эти детали в прайсе, по которому компания собралась кормить солдат, и указывали в Минобороны: «Некоторые позиции значительно завышены, а некоторые занижены».
«Это довольно прозрачный намек на схему, по которой можно круто навариться, если ты в сговоре с военными. Пишешь на одни товары завышенные цены, на других - занижаешь, общая сумма получается - адекватной. А уж когда выигрываешь тендер, то дешевого осетра не поставляешь, так военные его просто не заказывают, зато заказывают яйца по завышенной цене, - пишут по этому поводу «Наші гроші». - Мы проверили слова менеджеров Минобороны. И они не соврали. Некоторые позиции в прайсе «Латорицы-Темп» действительно аномально низкие. Например, даже не хочется представлять, из чего должны делать кетчуп по 24 грн. за килограмм или сосиски высшего сорта по 55 грн. за кило».
Не надо ничего представлять, достаточно вспомнить скандал двухгодичной давности с фирмой «Трейд Коммодити», выигрывавшей тендеры Минобороны на поставки топлива за счет самой-самой низкой цены. Вот только потом эта компания, опираясь на «колебания рынка», повышала свою цену (по согласованию с МО, заметим) от 12% до 17%. А поскольку сумма тендеров составила 7 млрд. грн., то и убыток насчитали огромный – почти 150 млн.
А в нашем случае с питанием военных вырисовывается два уровня получения незаконной прибыли: как за счет заведомо завышенной (и согласованной) цены на определенные продукты, так и по схеме «Трейд Коммодити» - идешь на тендер с нереально низкой ценой, а затем, - ссылаясь на уважительные причины (неурожай и скачек стоимости продуктов на рынке, повышение курса доллара, рост транспортных расходов ввиду подорожания топлива и т.д.), - договариваешься с заказчиком (Минобороны) об изменении прайса в сторону роста стоимости.
И уже сегодня, по инсайдерской информации, «Латорица», которая еще не подписала с Министерством обороны официальный договор о предоставлении услуг, уже направила туда письмо с предложением пересмотреть прайс в сторону корректировки тех цен, которые занижены (о завышенных ничего не говорится), в сторону увеличения. Первое, что приходит на ум, - заказчик и вправе, и обязан отказаться от такого подрядчика. Но это если не знать, что в Минобороны у ООО «Латорица-Темп» есть лоббист. А мы теперь знаем, что он есть.
Причем, «Латорица» так в нем уверена, что уже (до заседания тендерного комитета Минбороны и, как говорилось выше, до подписания «фактической бумажки» - договора) ведет переговоры со своими поставщиками, как окончательный и бесповоротный победитель торгов. А коль более тертые поставщики сомневаются, - «Постойте, так ведь нет же еще решения тендерного комитета МО!», - компания им отвечает: «Не беспокойтесь, мы – победитель тендера, нам обещали!» Серьезное лобби, однако…
Но тут уместно вспомнить еще об одном моменте. Военное ведомство свой бюджет получает из общегосударственного, из рамок которого выйти не может. В деле «Трейд Коммодити» ведь эти 150 млн. грн. не добавили сверху из закромов МО, нет. Поставщик просто не поставил на такую сумму энное количество топлива. А как быть в случае с питанием военных? Урезать норму ведь никто не позволит, да и сами бойцы не дадут. Значит, будут химичить с количеством в ущерб качеству или придумают новые «схемы». Продуцирование которых не прекратиться до тех пор, пока ответственные за тендерную политику не начнут видеть в поставщиках армии кормильцев солдат, а не своих личных дойных коров.