Скандальная и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун получила шанс запомниться украинцам не только разрушением традиционной системы медицины, непризнанной эпидемией кори и советами есть красную икру вместо черной. Теперь она выступила с идеей легализации т.н. лечебной марихуаны - и многие украинцы назвали это её первым разумным и позитивным предложением. Но насколько это реально в стране с алкогольной культурой, где марихуана до сих пор считается наркотиком, за котоырй сажают в тюрьму?
История запрета
Как известно, табак попал в Украину лишь во второй половине XVII века, а его выращивание началось тут только в начале XVIII. Поэтому вопрос, а что же тогда курили запорожские казаки, всегда ставил в тупик современных историков. В своих монографиях они писали про некие смеси душицы, любистка и прочих лекарственных растений, при этом старательно избегая любого упоминания конопли. Еще бы, довольно улыбающийся казак, раскуривающего люльку с «драпом», никак не вяжется с официальным образом народного героя. Что ж, давайте решимся на кощунство и расскажем правду!
Согласно Геродоту, первым оценили специфические свойства конопли именно скифы: они бросали её на раскаленные камни в своих банях-парилках, превращая мытье в безудержное веселье. Затем появились первые курительные трубки: с маленькой чашечкой, куда клали тлеющий уголек, а сверху на него - ароматные смолы или наркотические вещества. В таком виде курение было известно с античных времен до нового времени, а сейчас похожий принцип используется в колбах для употребления амфетаминов, нагревающихся снизу зажигалками. Курение с незапамятных времен было известно и на Руси, и даже есть мнение, что его запрет в Русском царстве был установлен намного раньше появления там табака. Наверное, там тоже боялись конкуренции казенной водке!
С распространением в XVI веке фитильных мушкетов и ручных гранат миниатюрная трубка стала очень удобным источником огня - и вскоре ими запыхтели мушкетеры и гренадеры. Но если Европа потом сделал однозначный выбор в пользу табака, то запорожцы продолжали курить не только тютюн, но и различные смеси – в том числе и с коноплей. Правда, чистую «траву» в трубку не набивали, поскольку это грозило долгим рвущим гланды кашлем, а вот немного самодельного гашиша (конопляная смола) в табачок подкладывали.
И всё же алкогольная культура повсеместно (кроме мусульманских стран) вытеснила все остальные. Употребление опиума дискредитировало себя задолго до его запрета: завсегдатаи курилен выглядели намного хуже конченных алкоголиков. Кокаин, попав в Северную Америку и Европу, превратился в наркотик вечеринок, стал ассоциироваться с буйством и непристойностями. Дольше всех продержалась марихуана: она не вызывала привыкания и не «сносила крышу», но совершенно не годилась ни для застолий, ни для танцев. И её рассматривали, в основном, как лечебное растение, которое при передозировке дает «побочные эффекты». Так было до 1937 года.
Всё началось с американского «сухого закона». Но если белые американцы предпочитали кокаин (кто побогаче) и самогон (кто победнее), то «мексы» и негры массово употребляли почти дармовую коноплю. Именно на марихуане поднялся знаменитый американский джаз! Вот только Америка – это страна с тараканами в голове, и сто лет назад она так ненавидела и боялась негров, что сначала запретила из-за них кока-колу с кокаином (якобы та склоняла их к бунтам и насилию), а в 1937 году марихуану и всё что содержало каннабиноиды. И еще очень долго консервативная белая Америка с презрением называла марихуану «нигерской травой».
После второй мировой этот почин поддержали и другие страны (не особо разбираясь в его истоках), и 30 марта 1961 года в ООН конопля была объявлена наркотиком. А уже через 10 лет, на волне возникшего в той же Америке движения хиппи, были подняты лозунги за легализацию марихуаны.
История легализации
Возвращение конопли началось именно в качестве лекарственного препарата. Думается, что в противном случае вопрос о легализации марихуаны лишь как «дури» висел бы в воздухе до сих пор. А так медикам удалось отстоять её продажу по рецептам – точно так же, как по рецептам продают лекарства с опиатами (от сильных обезболивающих до сиропа от кашля) или эфедрином. Учитывая, что каннабиноиды относятся к группе «легких наркотиков», а область их применения постоянно расширяется, то для получения рецепта на марихуану было достаточно иметь диагноз начальной стадии глаукомы или повышенного черепного давления.
Особенно много таких «больных» появилось в Калифорнии – самом марихуановом штате Америки. Уже в 90-х покупка «канабиса» по рецепту там была таким же обыденным делом, как упаковки витаминов. И всё же некоторые калифорнийцы на этом не останавливались. Например, актер Вуди Харрельсон, куривший марихуану почти 30 лет (пару лет назад он бросил), первым добился легализации права на её выращивание для собственного употребления. На сегодня медицинская марихуана продается в 25 штатах, а в Калифорнии, Неваде, Аляске, Орегоне, Колорадо и Вашингтоне (штате, а не городе) в 2018-2019 г.г. марихуана полностью легализована: можно безбоязненно её хранить и употреблять, а также выращивать до 6 кустов во дворе или в горшке на подоконнике.
Много лет статус лечебной марихуана имела в Канаде, а с октября 2018 года она была легализована к свободной продаже по всей стране (ограничения – 30 грамм в одни руки). При этом у торговых точек выстроили огромнейшие очереди, словно за дефицитом, и весь имевшийся в стране запас марихуаны был распродан за две недели! А по подсчетам маркетологов, канадцы теперь тратят на марихуану столько же, сколько на вино и виски. Похоже, что Канада имеет все шансы стать первой страной, в которой алкогольная культура будет вытеснена марихуановой!
В Уругвае марихуану легализовали еще с 2013 году, а вот четвертым членом марихуанового клуба стала Грузия – первая из постсовестких стран, где, к тому же, существует древняя культура вина и прочего алкоголя. Там пошли по своему пути: массовые акции за «легалайз» начались с 2015 года, но правительство упорно не хотело менять статьи уголовного кодекса. Тогда лоббисты марихуаны пошли в Конституционный суд. В 2016 году он объявил антиконституционным уголовное наказание за выращивание, хранение и употребление конопли в умеренных размерах, а в июле 2018-го полностью декриминализовал её употребление, после чего правительство было вынуждено регламентировать производство и продажу марихуаны. И все же консервативные политики, при поддержке Грузинской православной церкви и МВД не оставляют попыток вернуть запрет на «дьявольскую траву».
А как же Голландия? В этой стране с 1972 года в отношении «легких наркотиков» смягчены ограничивающие санкции, что позволяет торговать ими только в специальных магазинах – и там же их можно свободно употреблять. Но закурив на улице, можно нарваться на болезненный штраф. Теоретически, по закону, штрафовать должны и тех голландцев, кто курит марихуану у себя дома – но, как правила, на такие нарушения полиция обычно закрывает глаза, тем более что факт употребления еще нужно доказать. Зато за найденный в комоде «косяк» уже строго накажут. Так что если лет двадцать назад Голландия выглядела островком конопляной свободы, то сегодня такие законы кажутся уже излишне строгими.
Противоположна ситуация в Испании: торговать марихуаной там запрещено, но зато разрешается выращивать пару кустов конопли у себя дома – семена и всё необходимое можно купить в специальных магазинчиках. Курить «траву» там можно везде, кроме общественных мест, а также будучи за рулем. Это тоже непросто, потому как в городе только высунув нос из квартиры, вы тут же оказываетесь в общественном месте.
Уголовная ответственность за небольшое количество марихуаны давно отменена в Германии, Португалии, Бельгии и Венгрии. В Британии, Швейцарии, Хорватии, Румынии и Турции по рецептам продается лечебная марихуана. По прогнозам, в ближайшие 5 лет Евросоюз выработает в отношении марихуаны общую политику, и она будет достаточно либеральной. Ну а что же Украина?
За и против
Старшее поколение украинцев еще помнит времена, когда конопля выращивалась исключительно на пеньку и масло, и редко кому в голову приходила идея высушить и выкурить её соцветия. На таких в деревне смотрели как на идиотов: с тем же успехом они могли бы набить папиросу сухими кукурузными рыльцами или луковой шелухой. Честно говоря, народные массы обратили внимание на коноплю только в начале 80-х, с развертыванием в СССР тотальной антинаркотической компании, когда коноплю заклеймили как наркотик.
С подачи советских пропагандистов коноплю прозвали «дурью» и объявили, что она является первым шагом на пути к тяжелым наркотикам, а также калечит ум и психику человека. Эти утверждения используются противниками конопли и сегодня, причем возражения ученых они и слышать не желают, а само понятие медицинской марихуаны вызывает у них недоумение. Самое же интересное то, что наибольшими противниками «травки» являются любители «огненной воды».
Сторонники легализации считают, что если бы Супрун смогла бы за пару месяцев протащить закон о медицинской марихуане, то это прибавило бы Петру Порошенко больше голосов, чем безвиз и томос вместе взятые. Однако это просто нереально. Во-первых, на это уже нет времени, во-вторых после того как суд запретил Супрун выполнять обязанности главы Минздрава, ей стало явно не до марихуаны. Ну а в-третьих, в Украине существует очень мощное «антиконопляное лобби» - практически такое же, как и в России.
Но консервативные граждане и еще более консервативная церковь – это только часть этого лобби, причем она лишь высказывает свое мнение. Пусть даже иногда довольно агрессивно, как, например, воинствующие радикалы: вот уж кто хорошо понимаете, что если водка делает человека ура-патриотом, то марихуана превращает его в пацифиста!
А вот МВД, СБУ и прокуратура всё ещё способны задавить эту инициативу в зародыше. И кстати, не стало ли совпадением, что Ульяну Супрун отстранили от и.о. министра сразу после её заявления о медицинской марихуане? Поверьте, эта тема является достаточно серьезной. Дело в том, что на наркотиках кормятся тысячи правоохранителей. В Украине давно сложилась целая система, которую никто не собирается ломать: тут и наркотрафики, и торговля наркотиками – которые «крышуются», а бывает что и лично осуществляются сотрудниками органов, тут и открытие уголовных дел для вымогательства «откупных» или посадки для отчетности. И вот около половины всего этого приходится на марихуану. Если её выведут из-под запрета и легализуют, то свои доходы потеряет не только наркомафия!
Наконец, к этому совершенно не готовы ни украинские врачи, ни украинские аптеки. Ну разве что они увидят в этом свою совместную выгоду – как в торговле БАДами (биодобавками), которые они так активно навязывают всем пациентам. Против будет и дорожная полиция, и она, пожалуй, единственная, чье возражение аргументировано: «накуренный» водитель столь же опасен, как и пьяный, а вот изобличить его намного труднее, тут в трубочку не подуешь!
В общем, поданная Ульяной Супрун идея лишь в очередной раз взбудоражила украинскую общественность, запустила круги по ряске нашего болота. Думается, что в ближайшее десятилетие на легализацию в Украине марихуаны, даже в качестве продаваемого по рецепту медпрепарата, рассчитывать не стоит. Хотя, всё может изменится буквально мгновенно – вон в Грузии тоже никто ненадеялся на легализацию, но ведь получилось же!
А в заключении хотелось бы кратко затронуть одну очень острую тему, именуемую «спайсами». Так называют специальные курительные смеси, чаще всего для кальяна, которые иногда содержать кое-какие «добавки» в виде амфетаминов или синтетических каннабиоидов. Хотя официально такие «спайсы» запрещены, их распространение набирает обороты – в том числе в ночных клубах, где очень популярны кальянные посиделки. Их продавцы делают упор на то, что каннабиоиды относятся к легким наркотикам, а значит, ничего опасного в «спайсах» якобы нет – мол, лишь бы полиция не узнала!
Но это ложь, за которой скрываются сотни погибших – именно столько людей каждый год умирает из-за употребления «спайсов». В чем же дело? А в том, что синтетический каннабиоид и натуральная марихуана это две большие разницы! Еще большая, чем между натуральным кофе и «бодягой» с синтетическим кофеином. Воздействие синтетиков на организм непредсказуемо, особенно при передозировке: они могут вызвать галлюцинации, нарушение сердечного ритма и остановку дыхания. Поэтому синтетические каннабиоиды (производимые в основном в Китае) запрещены во всем мире, и вопрос о их легализации даже ни у кого не возникал – да и как можно разрешать подобную дрянь?!
Тем не менее, наркомафии проще и выгоднее провозить контрабандой эти порошки (говорят, их не распознают собаки), чем марихуану или даже гашиш – поэтому криминал всё больше отдает предпочтение синтетикам. И тут можно сказать, что легализация натуральной марихуаны наносит мощный удар по «спайсовой» мафии!