Новоизбранный, но еще не вступивший в президентскую должность Владимир Зеленский уже начал анонсировать свои первые шаги. Буквально в первый же день после выборов пообещал подписать новый языковый закон и перенести офис своей Администрации с улицы Банковой куда-то за пределы Киева. Но на этот раз вместо оглушительных аплодисментов своих избирателей он получил только их молчаливое недоумение…
Подобная реакция украинцев вполне ожидаема. Наверняка, мы увидим её еще не раз, когда инициативы и решения нового президента будут не соответствовать надеждам и ожиданиям проголосовавших за него людей. Конечно, было бы несправедливо выдвигать к нему какие-то претензии, поскольку перед выборами Зеленский почти ничего не обещал. Возможно даже, это «я вам не обещал» станет основой его политики в 2019 году. Однако ни никаких претензий к Зеленскому пока что никто не выдвигает - еще очень рано, давайте дадим человеку поработать, а уже потом будем «майданить», если что! Речь об ином: чего ожидают от него украинцы, и сможет ли он оправдать их надежды?
Владимиру Зеленскому не стоит слишком обольщаться своей оглушительной победой на выборах: украинцы голосовали не него, а против Петра Порошенко, и с этим согласятся все. То есть, ни о каком «огромном доверии» лично Зеленскому не стоит и заикаться. Зато нужно понимать, что 73% против 24% это выражение огромного недоверия (мягко говоря) прежнему президенту.
Опять же, украинский народ так сильно невзлюбил Петра Алексеевича не потому, что у него есть фабрика «Рошен», и не за кучерявые волосы, а за всё то, что он «накосорезил» за пять лет своего правления. И голосуя против Порошенко, украинцы надеялись, что новый президент, как минимум, не продолжит политики старого. А еще лучше, исправит за ним самые вопиющие «ошибки». Ну и, если уж совсем замечательно, то накажет тех, кто дурил, мучил и обкрадывал народ.
Образно выражаясь, 73% избирателей выдали Зеленскому «кредит надежды»: робко, неуверенно, кто-то просто в отчаянии, кто-то полагаясь на чудо. Конечно как человек и политик, который ничего никому конкретного не обещал, он не обязан оправдать эти надежды. Однако если он этого не сделает, то у украинцев не то что вообще пропадет вера во власть, они просто лишатся смысла собственной государственности. Такая вот непростая ситуация!
Но довольно философствовать! Что же входит в этот пакет «кредита надежды», что больше всего волнует, тревожит и гнетет украинских граждан? Узнать об этом можно было и из проведенных опросов, и в личном общении со своими соседями, коллегами и знакомыми - если они у вас, конечно, люди простые, а не миллионеры или депутаты.
И сразу же мы открываем для себя, что переноса офиса Администрации президента хотят лишь 0,9% опрошенных – это самое меньшее, что волнует украинцев. Скажем больше, вряд ли эта мысль когда-нибудь приходила в голову вам, уважаемые читатели, или вашим знакомым. Так что первая инициатива Зеленского – это, мягко говоря, никому не нужный холостой выстрел вникуда. Да, сама мысль интересная, но по степени актуальности она стоит в конце очереди, это не хлеб, которого хотят оголодавшие украинцы, а зрелище, причем малоинтересное. К тому же возведение новой резиденции Гаранта потребует отчуждения сельскохозяйственных или заповедных земель под Киевом, сотен миллионов долларов на строительство и оборудование, и займет несколько лет. Это будет очередная «лікарня майбутнього»!
Вряд ли стоило команде Зеленского так сразу поддерживать новый языковый закон, который он пообещал подписать (если раньше него это не сделает Порошенко). В данном случае это довольно актуальный для многих вопрос, пусть и тщательно замалчиваемый в последние годы (фактически замалчивается интерес миллионов украинцев). Да, Зеленский (на словах) пытается быть выше политического раскола Украины, преодолеть его - и это очень замечательно. Но вряд ли можно преодолеть раскол путем навязывания интересов одной части Украины другой – а именно это и делает данный закон.
Многих украинцев и без того достала порошенковская «украинизация», а новый закон о языке они вообще ждали как напасть – и голосуя за Зеленского против Порошенко, они в том числе голосовали и против этого закона. Поэтому лучшее, что мог сделать Зеленский, это пообещать «подумать» о новом законе, а не поддерживать его. Теперь же среди его избирателей пронесся ропот, что (цитируем) «новый президент уже пляшет под цимбалы национал-патриотов», которые к тому же в большинстве своем голосовали за Порошенко. Он что, пытается заслужить их расположение? Янукович это уже пробовал…
Теперь о действительно актуальном. Как показывают все опросы (хотя тут и без них всё очевидно), больше всего украинцев волнует вопрос снижения коммунальных тарифов. Потому что 90% населения страны – люди очень скоромного достатка, а то и вовсе нищие, а коммунальные счета отнимают у них до половины доходов. Субсидии? Число их получателей сократили в разы, и не потому, что они вдруг стали жить богато! То есть это вопрос даже не политики, не экономики, это вопрос физического выживания людей – а он превыше всего. Кроме того, высокие тарифы вызвали массовые неплатежи, из-за которых возникли проблемы у коммунальных служб.
Но команда Зеленского сразу же поспешила откреститься от этого вопроса, заявив, мол, что он не в ходит в прерогативу президента. Однако это не совсем так, потому что президенту подчиняется Нацкомиссия по регулировке тарифов. Кроме того, президент имеет все рычаги давления на правительство. Ну и наконец, а что мешает ему инициировать оспаривание повышения тарифов на газ (в 2015, 2016 и 2018) как необоснованное и незаконное, а также разорвать коррупционную «Роттердамскую формулу», завышающую стоимость электроэнергии в полтора раза?
Возможно, мешают требования большого и компрадорского бизнеса, в частности Европейской бизнес ассоциации (ЕБА), выставившие Зеленскому собственные пожелания. Которые в основном сводятся к дерегуляции экономики, максимальному сокращению роли государства и его невмешательства в дела бизнеса. Это те вопросы, которые волнуют украинских миллионеров и миллиардеров, а также «западных партнеров». Но, увы, их интересы во многом идут в разрез с интересами простых украинцев. На чью же сторону встанет президент Зеленский – бедного народа или богатой элиты? Посмотрим!
На втором месте, по актуальности, для украинцев стоит давний вопрос снятия неприкосновенности с депутатов, судей, а также самого президента Украины. Как нетрудно догадаться, в данном случае избиратели имеют в виду не Зеленского, а Порошенко. На третьем – требования открытия уголовных дел по самым громким фактам коррупции и должностных преступлений, и их скорейшего доведения до суда.
Оба этих пункта можно смело объединить в один, и назвать его ожиданием скорейшей страшной мести всем тем, кто годами обкрадывал Украину и украинцев. Причем, ожидание это длится, минимум, с 2000-го года, когда был проведен кучмовский референдум и 89% украинцев высказались на снятие неприкосновенности с народных депутатов. Надежда на то, что все, кому причитается, получат по заслугам, вспыхивает у украинцев каждые выборы – а ловкие политики часто получают их голоса в обмен на обещание нещадной борьбы с коррупцией. Оправдает ли эти чаяния народа Зеленский?
Пока что борьба с коррупцией это чуть ли не единственное обещание, которое он дал. Причем, планируется (пусть пока что на словах) что-то грандиозное: команда Зеленского хотела пригласить в Украину бывшего Главного прокурора Национального антикоррупционного управления Румынии Лауру Кодруцу, имеющую «зловещую» репутацию безжалостного человека, сажающего воров и взяточников в своё удовольствие. Вот только ей уже предложили место Генпрокурора Евросоюза, так что она может и отказать Украине. Но, опять же, зато тут она смогла бы устроить увлекательнейшее «сафари» на коррупционеров - а это куда интереснее, чем клевать носом в окружении евробюрократов!
Еще одной, безусловно, позитивной новостью, стало обещание команды Зеленского опубликовать правду о трагических событиях 2014 года: захвате Крыма, «котлах» на Донбассе, возможно даже о том, кто позволил свободно уйти из Славянска в Донецк боевикам Гиркина. Украинцы уже и не надеялись, что высокопоставленные лица, ответственные за эти катастрофы, будут хотя бы названы - так что это станет для всех приятным сюрпризом. Кроме, конечно, фигурантов этого скандала.
Объединить в одно требование скорейшего установления мира можно и два следующих актуальных пожелания новому президенту: возобновить прямой диалог с Россией (23,3%), и обновить Нормандский формат во вопросам Донбасса и Крыма (16,4%). Скажем так – это два разных взгляда на решение одной проблемы. Одни украинцы считают, что нужно помириться с Россией, другие украинцы полагают, что нужно прямо призвать на помощь США, но все сходятся в одном – нужно заканчивать и войну на Донбассе, и бестолковую конфронтацию с Москвой, которые были ключевой частью политики Порошенко.
В список опросов не вошла тревожащая многих тема доступности медицинских услуг, поскольку инициированная Ульяной Супрун «медреформа» направлена на официальную коммерциализацию украинского здравоохранения. А подавляющее большинство украинцев настолько бедны, что для них дорого даже просто сдать анализы и сделать МРТ в частных диагностических центрах. Что же до обещаний «страховок для малоимущих», то украинцы на опыте субсидий уже убедились, чего стоят «социальные гарантии государства». Опять же, а кто оплатит страховки для остальных?
Украинцам, в принципе, всё равно, какой будет украинская медицины, им важно одно: чтобы простейшая операция не становилась для них финансовой катастрофой, вынуждающей продавать имущество и жилье, или собирать деньги по миру. И это вопрос выживания даже не отдельных людей, а целой нации, тоже намного более важный всякой политики.
А чего хотят от нового президента украинские и зарубежные политики? Вместе со своими поздравлениями Зеленскому, они начали засыпать его пожеланиями, требованиями и даже ультиматумами. Так, Виктор Медведчук обещает ему поддержку своей «Оппозиционной платформы» и даже «дешевый российский газ» в обмен на тесное сотрудничество с путинским кумом. Похоже, что Медведчук просто боится, что его уберут и из Минского процесса, и вообще как посредника между Киевом и Москвой.
Глава фракции «Народного Фронта» Максим Бурбак (то ли сосед, то ли одноклассник Яценюка, большая шишка из «черновицкого клана») потребовал от Зеленского продолжить курс в НАТО и ЕС. Что, в противном случае, сделает НФ, имеющий политический рейтинг в 1%, он не уточнял. Однако в Раде пока еще существующая ситуативная коалиция НФ и БПП планирует принять ряд законов, ограничивающих полномочия президента.
Президент Чехии Милош Земан (друг Путина) призвал Зеленского «меньше заботиться о националистических лозунгах». Вашингтон посоветовал ему придерживаться проамериканского курса, но вместе с тем начать прямые переговоры с Москвой. А Совет Европы заявил, что ожидает от Зеленского «продолжения реформ». Интересно, а в Европе в курсе, что именно эти «реформы» стали одной из главных причин поражения Порошенко? Вероятно да, но им наплевать – они просто гнут свою линию.
Среди этой какофонии противоречивых просьб и требований, среди тянущихся со всех сторон рук - просящих, предлагающих дружбу и долю, дергающих за полы, хлопающих по плечам – не мудрено и растеряться. Чью сторону принять, и чьи интересы отстаивать – решать новому президенту. Но каждый выбор будет иметь стратегические последствия, как для Украины, так и для самого Зеленского.