Инаугурация Владимира Зеленского началась с того, что солдат почетного караула уронил его президентское удостоверение, а закончилась тем, что командующий ССО «забыл» отдать ему честь. Как известно, подобные инаугурационные знамения в Украине имеют привычку сбываться, а потому новому президенту необходимо уделить её Вооруженным силам намного больше внимания, чем он собирается. Ведь речь идет не только о его президентстве, но и о будущем страны. Увы, но пока что его отношение к этой архиважной теме выглядит, мягко говоря, легкомысленным...
Опасные заблуждения
Одним из предвыборных лозунгов нового президента было достижение мира на Донбассе. Сначала Зеленский сказал, что для этого необходимо просто прекратить стрелять. Затем заявил, что конфликт должен быть прекращен дипломатическим путем. Потом категорически отказался от диалога с Донецком и Москвой, и обратился к Западу с призывом усилить антироссийские санкции. Теперь он задумал референдум, чтобы спросить украинцев о том, одобряют ли они замирение с Россией.
Что новый президент придумает завтра, а что через неделю, сказать трудно. Но однозначно видно то, что Зеленский ищет ответы в дипломатии, в демократии, в экономических санкциях, однако в его планах нет места армии. Впрочем, как и вообще в планах всех «либертарианцев», к коим теперь причислят себя и команда нового президента. Их отношение к армии ничем не лучше, чем у «барыг» эпохи Кучмы и Януковича или прозападных национал-патриотов Ющенко: они видят в ней бессмысленное и чрезмерно дорогое удовольствие.
Впрочем, при Порошенко «возрождение ВСУ» лишь имитировали, чисто для «распила» бюджетных средств и политического пиара. Возможно, что эта имитация продолжится и при Зеленском. Будут ли ею двигать скрытые корыстные мотивы или политическая необходимость, неизвестно.
«Ожидаю, что с приходом генерала Хомчака в нашей армии ежедневно будет оставаться все меньше советского, вместо этого на деле будут внедряться западные стандарты. Вооруженные силы Украины должны стать в один уровень с лучшими армиями мира», - такое напутствие новоизбранный президент дал новому начальнику Генерального штаба. Тем самым публично продемонстрировав, что в вопросах армии и обороны страны он компетентен не больше, чем все её предыдущие президенты. Но это, в принципе, не страшно – намного хуже, что с этим молча согласился генерал Хомчак.
Чтобы это не показалось вам безосновательным бурчанием, уточним: баланс «советского» и «западного» никак не влияет на боеспособности армии, поскольку обе школы зарекомендовали себя одинакового хорошо, и в то же время обе имеют собственные недостатки. На «советском» всё еще базируется российская армия – а она, чтобы там не орали с трибун наши политики, в разы боеспособнее украинской, и не только потому что превосходит её численно. А вот полагать, что внедрение пресловутых «стандартов НАТО» сделает ВСУ сильнее, является опасным заблуждением. Ну, перейдет ВСУ с калибра 152-мм на калибр 155-мм, и что это изменит?
Что сказал бы Сунь Цзы?
Зеленский полностью исключает роль украинской армии в вопросах установления мира на Донбассе и возвращения Крыма, полагая, что добьется этого только дипломатическим путем. Это еще одна стратегическая ошибка, и еще один пример некомпетентности нового руководства. Дело в том, что дипломатия – это не «срач» в Фейсбуке, не соревнования кто кого переговорит. Дипломатия совершенно бессмысленна, если за словами нет дел.
Например, Международный трибунал ООН обязал Россию освободить украинских военных моряков, сдавшихся в плен в Керченском проливе. В Киеве это начали праздновать как великую победу над Москвой, но в Кремле в ответ только рассмеялись – заявив, что не признают юрисдикции трибунала по данному иску. И что теперь? Да ничего, потому что у этого трибунала нет рычагов давления на Россию.
Нет их и у Украины, поэтому она всегда будет в проигрышном положении во всех спорах и конфликтах со своим северным соседом. Чтобы потребовать от Путина освободить Крым и вывести «ихтамнетов» из Донецка, нужно поставить веский ультиматум, сказать «а иначе…». А что иначе? Зеленский снова пожалуется Западу, как и Порошенко? Ну ладно, Америка введёт санкции еще против какой-то российской компании, и что? Очевидно, что это никак не сдвинет вопрос с мертвой точки, а главное, что в Кремле будут продолжать смотреть на Киев, как на вонючую кучку – уж извините за сравнение, но это так и есть!
Когда Сунь Цзы называл дипломатическую победу над противником самым совершенным методом своего «Искусства войны», то он имел в виду не пустопорожние переговоры вроде тех, что уже пять ведутся в Нормандском формате. А дипломатию, которая опирается на ресурсы и возможности своего государства: военные, экономические, политические и т.д. Своего, потому что никогда не нужно рассчитывать на ресурсы союзников – вы можете лишиться их поддержки в ходе коварных действий противника. Это «война в мыслях», задача которой убедить противника сделать вам уступку без развязывания войны реальной – холодной или горячей. А вы ни в чем его не убедите, не имея определенного потенциала.
Вот у России всё это есть, и её дипломатия напориста и нахальна. А на что опирается украинская дипломатия, если у Украины нет собственных военных, экономических и политических возможностей? На милость Запада! Отсюда и её слабость.
Нельзя успешно конфликтовать с Россией, пусть даже чисто дипломатическим путем, если за спиной нет ничего, кроме небольшой политической поддержки Запада, да и то какой-то неуверенной. Кроме того, а на что будет опираться Украина в конфликте с Западом? Те, кто заявляют, что такого конфликта никогда не случится – глупцы, считающие, что политика абсолютного угодничества Вашингтону и Брюсселю гарантируют Украине вечный полюбовный мир с западными странами. Конечно, может никакого конфликта и не будет, если они просто отнимут у Украины что захотят – а та станет лишь придурковато улыбаться, махая флажком ЕС. Но напомним таким евроидеалистам, что трения со странами ЕС уже существуют, чему пример «паспортная война» с Венгрией и Румынией. А что начнется, если Киев пошлет подальше Вашингтон? Кто тогда защитит Неньку от гнева «цитадели демократии»?
Таким образом, для дипломатической победы над Россией, а также для защиты своего суверенитета в будущем (в том числе от поползновений со стороны Запада), Украине необходимы сильная экономика, мудрая политика и боеспособная армия. Ну и, если почитать Сунь Цзы, еще полная поддержка действия власти народом. Ничего из этого у Украины пока что нет, даже жесткий политический раскол общества сохраняется (пусть и в пропорции 73 на 24). А теперь прикиньте, насколько реально создать всё это в ближайшие пять лет?
Остатки былой мощи
Как видите, боеспособная армия необходима Украине даже в том случае, если она собирается решать внутренние конфликты и споры с другими странами только политическим и дипломатическим путем. Не будет армии – не будут опасаться и уважать, будут насмехаться и игнорировать, и вся дипломатия полетит в нужник. Но почему мы говорим о такой армии в будущем времени? Потому сейчас ВСУ являются «сильнейшей армией Европы» только в устах Петра Порошенко.
Когда древние моря высыхали, от них оставались мелкие соленые озера. Сегодня ВСУ является одним из таких озер, потому что в техническом и организационном плане это сильно «высохший» осколок Советской Армии. Которая к моменту своего распада входила в тройку сильнейших на планете (с США и Китаем), несмотря на все свои недостатки. Так что все заявления о том что всё советское из ВСУ нужно изживать как отсталое и слабое, не соответствует действительности. Даже советская полевая форма была в разы качественнее нынешней, а еще у солдат была парадно-выходная!
Но СА была боеспособной только потому, что она была многомиллионной армией большого государства, с развитым ВПК и экономикой, направляющей армии все необходимые ресурсы, с огромным мобилизационным резервом. С ядерным арсеналом, огромным воздушным флотом, четырьмя морскими флотами и бесчисленным парком бронетехники. Сейчас к уровню советской мощи, медленно ползет, вставая с колен, российская армия. И в принципе, она уже достигла где-то 70-80%, это очень хороший показатель, учитывая, что РФ – не СССР, ресурсов и возможностей у неё намного меньше.
ВСУ – это менее 10% мощи, причем даже не от СА, а от её Киевского, Одесского и Прикарпатского военных округов и ЧФ. Общая численность сократилась втрое (с 720 до 255 тысяч), мобилизационный ресурс с 10 раз (с 5 миллионов до 500 тысяч), распродаваемый десятилетиями парк вооружений в 10 раз, флота вообще больше не осталось. Что сильно ограничивает её возможности защиты Украины. В настоящее время ВСУ могут противостоять лишь формированиям сепаратистов - в том числе в наступлении, но при условии, что за тех не вступится Россия. А она как раз грозит вступиться, что и сдерживает вот уже более четырех лет повторение масштабной силовой операции.
Как насчет остальных противников? Шансов на успешную войну с Россией у ВСУ нет: в наступательной никаких вообще (забываем о силовом освобождении Крыма), в оборонительном небольшие и частичные (придется отходить к Центру и Западу). Это понимали даже в украинском Генштабе, что и сдерживало горячие головы на Банковой и в Раде от попыток «вдарить по агрессору», вот почему Петр Алексеевич лишь грозил ему издалека кулаком с трибуны.
Интересно другое: что сдержало Путина от того, чтобы в 2014-м или в 2015-м «вдарить по хунте»? Ведь он мог бы запросто захватить половину Украины, и это была реальная угроза. Тут есть только предположения, причем не профессионалов. Одни считают, что Путин испугался добробатов, которые формировались из украинцев Юго-Востока, что могло означать для россиян угрозу партизанской войны даже в пророссийских регионах. Другие, что он испугался настоящих, серьезных экономических санкций (вплоть до отключения SWIFT). Третьи считают, что у него тогда и не было таких планов, что Россия будет откусывать Украину по кусочку, растянув это удовольствие на долгие годы. Верные ответы на этот вопрос могут помочь правильному реформирования ВСУ. Но какому?
Принцип обороны
Переход на пресловутые «западные стандарты» существенно не увеличит боеспособность ВСУ. Ну да, можно накупить больше современных «гаджетов» и дорого высокоточного оружия – но и ведь и противники не стоят на месте, и у них техническая модернизация идет уже, быстро и масштабно. А в ВСУ до сих пор просят у волонтеров ночные прицелы, до сих пор не могут организовать полноценного питания на передовой! О новой бронетехнике, самолетах и кораблях пока можно только мечтать – на это просто нет денег.
Однако «западные стандарты» для стран Европы предусматривают создание технически очень хорошо оснащенных, но небольших армий. Такая реформа сократила бы ВСУ вдвое – ведь сейчас они численно превосходят французскую и британскую армии. Что даже при очень хорошем техническом вооружении даст Украине небольшие шансы на оборону против сосредоточенных на её направлении сил России (примерно 140 тысяч из более чем миллиона). И «джавелины» тут не помогут!
Опять же, речь идет только про оборону. Наступательная концепция Украины в отношении России, даже с целью отбить своё, невозможна – и снова приходится вспомнить о Крыме (и тут же забыть). Это очень важный урок на будущее: всё, что Украина не сможет сразу защитить от России, она потеряет надолго, возможно навсегда.
А что насчет наших соседей с запада и юга? Турецкая армия – одна из крупнейших и сильнейших в мире, шансы ВСУ против неё такие же, как и против России. Польская армия лишь немного уступает украинской (тут у нас паритет), так что «побить» ВСУ могут только армии Венгрии, Словакии и Румынии. Однако все они являются членами НАТО, так что и тут Украина окажется в проигрышном положении.
Да-да, мы все помним, что Украина тоже вроде бы собирается в НАТО, но это писано вилами по воде. А пока что имеется факт некоторых притязаний со стороны западных соседей, несмотря на проводимую Киевом политику подобострастного угодничества. Закрывать на это глаза, как советские политруки весной 41-го, и талдычить «с НАТО у нас партнерство» является такой же опасной глупостью, какой еще недавно была навивная вера в «братские отношения» с Россией.
И еще об очень важном: составляющей частью боеспособности вооруженных сил являются настроения солдат и резервистов. В стране, где давно царит политический раскол в обществе (и скрывается этот раскол в армии), а призывники убегают от мобилизации в другие страны, боеспособность армии крайне низка. Вот, например, вы можете представить себе, чтобы при гипотетическом вторжении ВСУ на территорию России её там встречали цветами, а российские солдаты сдавались в плен целыми ротами? Нет. Зато наоборот представить несложно – более того, этого и боялись в 2014-м.
И с этим нужно что-то делать, но только делать правильно, а не тупо насаждая русофобию. Во-первых, этим только усиливается раскол общества, а во-вторых, это не поможет при угрозе с западной границы. Ведь если свои паспорта всем желающим (а не только по этническому принципу), придачу с горячим кофе, начнут раздавать Венгрия и Словакия, то уже к вечеру первого дня «вторжения» к ним побежит половина ВСУ – причем генералы и полковники будут первыми. Смешно и грустно…
В общем, Украина оказалась в такой сложной ситуации, что проблему её обороноспособности не решить ни переходом на «западные стандарты», ни чтением мантр о партнерстве с НАТО. Тут нужен некий особый, нестандартный подход, позволяющий максимально эффективно использовать скромные экономические и людские ресурсы. Ведь в Украине не только очень маленький военный бюджет, но и мало людей, готовых воевать за свою страну (а не за дурные идеи) с любым противником, неважно с какой стороны и под какими флагами он нападет. А вот давать в руки оружие политически-озабоченным дебилам не стоит вообще, потому они могут обратить его против своих же сограждан, «карать» инакомыслящих.
В мире есть масса готовых примеров и еще больше теоретических концепций таких решений, нужно только грамотно отобрать и применить наиболее подходящие. Однако подобная реформа является кардинальной, и она заняла бы не менее 10 лет. К тому же ей будут ожесточенно противиться все: генералы и офицеры, всевозможные «патриоты», политики и общественники. Всем им намного удобнее и выгоднее изображать нынешнее «возрождение армии» или играться в «западные стандарты». А значит, настоящей реформы украинской армии от Зеленского ждать не стоит. В его команде вряд ли даже понимают её необходимость.