Еще 1 апреля казалось, что украинцы просто решили пошутить, но уже вечером 21-го они доказали, что настроены очень даже серьезно. И весь мир озадаченно зачесал затылки: президентские выборы в Украине выиграл не действующий президент, и не лидер оппозиции, а человек, имевший к политике самое косвенное отношение – он просто много лет над ней смеялся.
Так Владимир Зеленский стал горячо обсуждаемым феноменом украинской политики. Но что еще более интересно, он стал прецедентом, крайне неприятным для всей современной политической системы мира. Хотя она это пока еще не совсем осознала…
Сумерки политических богов
Все прекрасно понимают, что 73% украинцев проголосовали 21 апреля не столько за Зеленского, сколько против Порошенко. Это было массовое выражение недоверия действующей власти, своеобразная электоральная революция, свергающая «антинародный режим» с помощью демократических выборов. И об этом уже столько всего было сказано, что повторять еще раз не имеет смысла. Поэтому феномен Зеленского не в том, что он получил 73% голосов, а в том, что их получил именно он, а не кто-то другой. И вот это действительно озадачивает!
Система современной демократии, охватывающая большинство стран мира, построена на дуализме власти и оппозиции. Доволен властью – снова голосуешь за неё на выборах, не доволен – отдаешь свой голос оппозиции. Ну а если не нравится ни власть, ни оппозиция, то голосуешь либо против всех, либо «ногами» - то есть вообще не приходишь на выборы. Хотя этот третий вариант доступен далеко не во всех странах: в Украине отменили пункт «против всех» (и более 2% испортили бюллетени), а в ряде стран западной демократии участие в выборах обязательно. Но дело не в этом.
У этой системы есть еще одна особенность: фигуры, представляющие власть или оппозицию, должны быть либо политическими лидерами, либо народными популистами, либо людьми с имиджем выдающихся специалистов (в Украине таких называли «хозяйственники»). На этом последние полтора столетия основывалась мировая демократия. Поэтому идущие на выборы кандидаты должны были либо кропотливо выстраивать свою политическую платформу, либо соблазнять избирателей какими-то громогласными обещаниями, эпатажными выходками и высказываниями (в крайнем случае - раздачей гречки).
Зеленский ворвался на президентские выборы с улицы. Не будучи при этом ни профессиональным, ни даже начинающим политиком. Не размахивая дипломами Гарварда, не имея докторской степени по экономики и плана роста индекса промпроизводства. Он не раздавал никаких обещаний, не делал громогласных заявлений и не устраивал сцен на телевидении. Понятно, что свою известность он получил благодаря своей актерской деятельности, благодаря сериалу «Слуга народа». Но всё равно, с точки зрения системы современной демократии, Зеленский – никто, случайный человек. Как тот персонаж из сказок, на голову которого вовремя выборов царя случайно упала шапка.
Появление таких людей в большой политике всегда вызывает раздражение профессиональных «слуг народа». Это вполне естественная реакция. Точно так же в своё время дворяне с возмущением смотрели на «безродных выскочек», получавших важные посты во власти. В нынешней политической системе тоже сложилась своя «демократическая аристократия», которая старается монополизировать право на власть. Народу оставили лишь право голосовать за власть, выбирая кандидатов из рядов этой аристократии.
Подобная монополия на власть установилась во многих странах, хотя её модели могут быть разными. Например, в США это монополия Республиканской и Демократической партий, в обход которых сложно стать даже конгрессменом. В России путь в высшие эшелоны власти идет через Кремль, а чтобы стать лидером оппозиции нужно ожесточенно критиковать тот же Кремль.
Словом, повсюду существует определенная система, которая до недавно доминировала и в Украине: вспомним, что на нынешних выборах ожидали противостояние опытных политиков в варианте Порошенко против Тимошенко или Тимошенко против Бойко. Ожидали, потому что это было легко спрогнозировать, согласно правилам политической системы. Но эта система внезапно дала сбой, когда украинцы решили проголосовать против власти, отдавая свои голоса не одному из лидеров оппозиции, а комику из телевизора.
Призрак ходит по планете
Знаете, для стран со стабильными политическими системами Украина кажется сумасшедшим домом: тут то диктатура, то майданы, то «хунта» - и всё это хаотически сменяет друг друга под не замолкающие «ганьба» и «слава». И за это над Украиной вполне обоснованно иронизировали. Но иногда в подобных хаосах рождается нечто оригинальное, интересное и даже важное, то, что потом расходится по всему миру. Исламские революции, «бархатные» революции, затем «цветные», «арабская весна», боливаринское движение в Южной Америке – и это только за последние полвека. Возможно, украинский почин «зеленой революции» тоже подхватят другие страны, тем более что в них уже есть к этому все предпосылки. А кое-где уже произошло подобное.
Взять, к примеру, США. Где вот уже скоро три года как нервы демократов трепет их непримиримый противник Дональд Трамп. Но ведь его откровенно недолюбливают и многие лидеры республиканцев! А почему? Потому что Трамп – такой же «выскочка из телевизора», как и Зеленский. В свое время даже Рональду Рейгану пришлось двадцать лет идти к Белому Дому через политическую карьеру конгрессмена и сенатора. Трапм до момента своего избрания президентом в политике участвовал лишь как спонсор Республиканской партии, не более – а свою известность получил благодаря участиям в многочисленных телешоу. Он первый американский президент, который ранее никогда не был даже членом городского совета.
Поэтому можно сказать, что избрание Трампа в США было прологом к избранию Зеленского в Украине. Кстати, тогда в 2016 году многие американцы тоже голосовали не за Трампа, а против Клинтон, потому что их достала политика демократов.
Между ними, конечно, есть разница. Трамп был кандидатом не являющимся членом системы, который вошел в эту систему и начал в ней работать (да так в ней и завяз). Зеленский изначально заявил, что не хочет вписываться в систему, а мечтает её сломать – получится это у нег или нет, мы пока не знаем. Возможно, где-то скоро выберут президента, который будет еще более «несистемным», чем Зеленский. Может быть в Европе, где народ тоже устал выбирать между сортами… гм, демократов. А может быть на постсоветском пространстве, не исключено что даже в России, где уже давно царит кризис оппозиции.
Действительно, монополия на власть кремлевской команды стала возможной во многом по причине того, что оппоненты Путина были на его фоне либо серыми посредственностями, либо просто отпугивали избирателей. И всех их объединяет две вещи. Во-первых, их оппозиционность заключается лишь в частичной, точечной критике власти. Одни ругают её за то, что «ущемляются гражданские свободы», другие за то, что она «бросила русских», третьи за коррупцию. Во-вторых, российский избиратель считал, что оппозиционные кандидаты «не потянут страну» - а значит, лишь развалят её. Они же, в свою очередь, пытаются выглядеть «умнее» Путина, только у них это не очень получается.
Возможно, российская оппозиция проигрывает потому, что пытается быть политической, быть частью системы, её цель заменить в ней Путина. Но российская система власти устроена так, что оппозиция в ней всегда в проигрыше. И если применить к России принцип «зеленой революции», то её потребуется принципиально новая оппозиция, которая будет оппонировать не Путину, а всей системе – в том числе нынешней российской оппозиции (коммунистам, либералам, ультра-патриотам и т.д.). Кстати, а у кого это получается лучше всего, чем у комика, годами высмеивающего всех политиков? Неудивительно, что в качестве «российского Зеленского» уже рассматривают Галкина и Галустяня – пока в шутку, а там кто знает…
Украинцы вот тоже «пошутили», как и американцы, а мировая политическая элита труситься даже не за свои кресла, а за само существование своей прослойки. Потому что дело не только в том, что в президенты начали избирать шоуменов, а не политиков, эта тенденция может иметь развитие в виде новой системы, которую давно уже предсказывали фантасты, и о некоторых деталях которой вспоминал Зеленский, когда говорил о проекте «страна в смартфоне».
Это система прямой демократии, осуществляемой с помощью современных технических средств. Даная идея уже просто таки висит в воздухе и ходит по Европе и Америка, как призрак коммунизма. Понятно, что данная система слишком сложная, к ней должно быть готово общество и государство, поэтому она может быть реализована медленно, по частям, растягивая процесс на 2-3 поколения. Но ведь и нынешняя представительская демократия появилась не за один год!