В августе 2019 года численность населения Украины пробила очередное дно и опустилась ниже 42-миллионной отметки. Таким образом, за четверть века страна потеряла 1/5 часть своих жителей, и это далеко не предел. Ведь основные причины этой печальной тенденции никуда не делись: украинская нация «усыхает» из-за массовой миграции, низкой рождаемости и высокой смертности. Но помимо того, что нас стало меньше, мы стали еще намного слабее и болезненнее…
Живем меньше, болеем больше
В 1965 году коэффициент смертности в УССР составлял всего 6,9 (на тысячу человек в год), при среднем союзном 6,5. Это было в полтора раза меньше, чем в тогдашней Европе, даже ниже, чем в США, и мы входили в первую пятерку самых «живучих» стран мира. Рождаемость тогда была 20,5 (тоже на тысячу человек в год), так что население Советской Украины, стонавшее под игом коммунистической диктатуры, стремительно росло: с 45,1 миллионов в 1965-м оно достигло 51,8 миллионов в 1993-м, после чего начало сокращаться.
Столь низкая смертность была обусловлена двумя факторами: народ был намного моложе, чем сейчас (меньше стариков, больше детей и молодежи), и он был намного здоровее. Здоровье же, в свою очередь, базировалось на трех китах. Первый – это были последние поколения, прошедшие через «естественный отбор», войну и голод, забравших самых слабых. Выжили те, кто имел более крепкое здоровье, и именно среди них было много долгожителей.
Второй – в то время советская медицина как раз вышла на «тотальный» уровень, окутав все население страны своей навязчивой заботой. Не больные ползли к врачам, а врачи гонялись за здоровыми, чтобы сделать им обязательные прививки, флюорографию и профосмотр, повсюду рыскали инспекторы санстанций, а вирусологи изжили все эпидемии, кроме гриппа. Конечно, тогда не делали коронарного шунтирования и лазерной коррекции, но элементарные операции делали всем и совершенно бесплатно.
Третий – тогдашние поколения намного больше заботилось о своем здоровье. Спорт и «закалка» были главными трендами того времени, почти вся страна обливалась холодной водой, выжимала гири и толпами бегала кросс. Хотя никаких фитнесс-центров с дорогими тренажерами и месячными абонементами не было и в помине, в каждом дворе вкапывали турники, в каждом квартале делали футбольное поле и спортплощадку (и без всякого перерезания ленточек секретарями горкома).
Но украинцы были здоровее не только физически, но и психически. Уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, намного меньше бытовых ссор, больше доброжелательности между соседями, коллегами, просто прохожими на улице – следовательно, меньше и всяких стрессов. Свою роль играла и цензура: кино – только доброе или героическое, книги – только позитивные и поучительные, никаких маньяков и кровавых зомби. Так что в психушках было, наверное, больше диссидентов, чем настоящих душевнобольных...
Правда, потом эти показатели начали ухудшаться. Уже в 1975-м смертность достигла 10, а в конце 80-х и вовсе 11,2 (сравнявшись с тогдашним европейским показателем), рождаемость же снизилась до 15,5. Но почему? Медицина не стала хуже, она бодро держалась до середины 90-х. Однако украинцы всё равно стали больше болеть: резко возросло число «сердечников», астматиков, язвенников, пошла вверх кривая онкологии. А вот спортом занималось всё и меньше и меньше народу, на турниках чаще выбивали ковры, а мужики играли в домино, а не в футбол, или вовсе просиживали в «генделыках». Стрессов тоже стало больше, как и конфликтов.
И всё же даже 80-е казались «золотым веком» здоровья украинского народа на фоне следующей эпохи. В 1995-м уровень смертности в Украине достиг 15,7 и численность населения начала резко сокращаться. Печальный максимум, как ни странно, пришелся на относительно благополучный экономический период 2004-2008 года: тогда смертность достигала 16,6. Это было абсолютным мировым рекордом того времени, и за четыре года украинцев стало еще на полтора миллиона меньше. Но почему? Одна из причин – именно тогда развал государственной медицины принял обвальный характер, украинцам пришлось приходить в больницу со своей «зеленкой», они отказывались от дорогих обследований и операций.
Что мы имеем сегодня? Уровень смертности снизился до 13,7. Это меньше, чем в эпоху Ющенко, даже чуток меньше, чем в эпоху Януковича (тогда было 14,3), но всё равно много. Украина сейчас находится на 11 месте в мире по уровню смертности, и это уже давно даже не проблема, а приговор всей нации. Сравним: в Европе смертность колеблется от 7 до 10, в Китае около 8, даже в Никарагуа всего 4,8! Меньше всего умирают в странах Аравийского полуострова, где смертность ниже 2!
Наверняка вас удивил такой заоблачный для развитой Европы уровень смертности. Но тут есть два «но». Европа развита не одинаково, и доступ к качественной медицине там тоже есть не везде. Во Франции, Германии и Британии, где современный госпиталь бесплатно (по госпрограммам медстрахования) открыт для каждого гражданина, он ниже. В Болгарии и Румынии, где доходы населения небольшие, а медицина платная и не намного лучше украинской, он самый высокий. То есть синяя «лейба» с кружком из звездочек никакого преимущества не дает, все зависит от развития конкретной страны. И если бы Украины, вдруг, каким-то чудом стала сейчас членом ЕС, то её медицина осталась бы такой же убогой, а граждане такими же нищими и больными.
Ну и не будем забывать, что «старуха Европа» действительно очень стара, там большой процент престарелого населения, а молодежь отнюдь не блещет здоровьем. И если бы не тамошний уровень здравоохранения, то смертность в Европе была бы намного выше.
Эпидемии нынешние и будущие
Наверняка уровень смертности в Украине был бы намного ниже (возможно, даже ниже, чем в ЕС) при наличии общедоступного эффективного лечения и более здорового образа жизни. Но с этим у нас большие проблемы, решения которых в обозримом будущем не предвидеться. Систему здравоохранения «реформируют» уже пять лет, начиная с затей Квинташвили, но эти горе-реформы не принесли никаких положительных результатов – они лишь усложнили процедуру приема у врача и зачем-то уничтожили Санэпидемслужбу.
Совпадение или нет, но сразу после этого в Украине начались вспышки инфекций, о которых мы начали забывать. Например, «промышленного» ботулизма, который был изжит еще в прошлом веке именно усилиями санитарного надзора. Поэтому до недавнего времени в Украине иногда случался только «бытовой» ботулизм – отравления домашними консервами, копчениями и солениями. Но в 2017 году 53 попали больницы, отравившись вяленой рыбой заводского производства, купленной в магазинах. Дальше - хуже, в 2019 году появились первые случаи ботулизма после употребления заводских консервов. Это означало, что на предприятиях перестали соблюдать не только санитарные нормы, но и вообще технологические условия.
Сейчас в Украине фиксируется около 150 случаев ботулизма в год. При этом в период 2015-2017 года достать жизненно-необходимую вакцину было невозможно, так как «патриотический» Минздрав (сначала грузин Квинташвили, потом американка Супрун) принципиально отказались от вакцин «агрессора». Лишь с 2019 года в Украину начала поступать канадская вакцина, обошедшаяся бюджету по 97 тысяч гривен за один флакон (российская стоила 300 гривен за упаковку). Такая вот «медреформа»!
В том же 2017-м в Украине началась эпидемия кори, которая долго и упорно отрицалась Ульяной Супрун. Между тем, в 2018 году корью переболели 47 тысяч украинцев, а лишь за январь-февраль 2019-го еще 18 тысяч – и тут уже даже Верховная Рада была вынуждена признать работу руководства Минздрава неудовлетворительной. Но, как говорится, у Супрун были слишком высокие покровители, так она продолжала «медреформы» до сентября, а потом тихонько укатила обратно в США. Тем временем, эпидемия бушевала: с марта по июнь заразились еще 36 тысяч украинцев, а за лето и осень – еще 60 тысяч! Корь проникла даже в ряды ВСУ. В настоящий момент, по числу заболевших с начал эпидемии (175 тысяч) Украина находится на втором месте в мире после Мадагаскара, обогнав Конго и Нигерию.
Еще не справившись с корью, Украина столкнулась с новой напастью – теперь уже вспышкой дифтерии. Почему вспышкой? Потому что с 2010 по лето 2019 года в Украине было отмечено 56 случаев дифтерии, и все они были успешно локализованы. Но только за октябрь-ноябрь нынешнего года зарегистрировано уже 23 заболевания, и это очень тревожный сигнал. Может повториться ситуация середины 90-х, когда прокатившая по Украине дифтерия (20 тысяч заболевших) унесла 696 жизней. А ведь уровень медицины сейчас намного хуже, и в стране вообще нет соответствующей сыворотки!
Но, видимо, природа решила на этом не останавливаться. Весной в Сумской области обнаружен очаг туляремии (к счастью, люди пока не заболели, но угроза сохраняется), а нынешней осенью медики предупредили об угрозе вируса Коксаки.
Впрочем, пока что большую угрозу представляют кишечная палочка и лептоспироз: с каждым годом массовые отравления становятся всё более масштабными и тяжелыми. Опять же, если ранее почти все отравления случались на свадьбах и торжествах, при употреблении блюд домашней кухни или ресторанной стряпни, то теперь регистрируются отравления заводской продукцией: конфетами, колбасами, соусами. Самой же масштабной болезнью остается грипп, эпидемия которого уже началась. За октябрь-ноябрь им заболело уже 150 тысяч украинцев, но это только начало, поскольку в декабре-марте, согласно прогнозам, грипп подхватят около 5 миллионов человек! Так что уже можно запасаться марлевыми масками и лекарствами.
А могли бы жить и жить…
По настоящему бояться нужно не гриппа, и даже не дифтерии, а банального туберкулеза. Согласно статистике, это самая опасная инфекция в стране: ежегодно от туберкулеза умирают 4 тысячи (!) украинцев, всего же им болеет около полумиллиона. Уточним: уже болеют, а число зараженных туберкулезом в разы больше, и они рискуют заболеть в любой момент, когда сложатся определенные условия.
На втором месте по смертности среди инфекций стоит СПИД, ежегодно уносящий в могилу более 3 тысяч украинцев. Общее число ВИЧ-инфицированных в стране так и неизвестно, официально их 280 тысяч, неофициально около миллиона. Больше всего зараженных в Днепропетровской, Одесской, Киевской и Донецкой областях, а 64% заражений происходит половым путем – но только 3% «через зад», в смысле гомосексуальным. Так что не спешите опрометчиво вступать в случайные половые связи, даже если они «нормальные»! А еще нынче опасно ходить к стоматологу, в парикмахерские и тату-салоны: каждый двенадцатый бедняга заражается ВИЧ именно там.
И всё же главными причинами смерти в Украине являются не отравления и инфекции, а инфаркт, инсульт и рак. А если точнее, то ровно половина украинцев умирает от ишемии. В основном, конечно, мужчины – видимо, в силу своей привычке работать на износ и не жаловаться на боль в груди. Причем, ишемия стремительно молодеет, среди умерших немало молодых людей и даже школьников. А о том, что ишемию в Украине даже врачи не всегда воспринимают всерьез, красноречиво говорят факты смертей «от сердечных приступов» среди военнослужащих и спортсменов - за здоровьем которых медики должны следить в первую очередь.
Между тем, в среднем по планете, ишемия является причиной только 13% смертей, а в Евросоюзе 11%. При этом, мы снова видим радикальную разницу между здравоохранением жителей «Старой Европы» и новыми членами ЕС из Восточной Европы. Если во Франции, Нидерландах и Испании ишемия уносит 470-640 человек на миллион населения, то в Венгрии 3670, а в Прибалтике 5600! В Украине же этот показатель достигает 7 тысяч!
И вновь мы делаем печальный вывод: если бы жизнь в Украине была не столь трудной и стрессовой, а украинская медицина была западноевропейской (современной и общедоступной), то смертность от ишемии можно было бы снизить в 10-12 раз! То есть каждый год удавалось бы спасать жизни 250 тысяч украинцев! Задумаемся об этом, крепко задумаемся…
Инсульт в Украине тоже является фактическим приговором: либо к существованию в виде «овоща», либо к смерти – и еще неизвестно, что хуже. В основном потому, что помощь врачей у нас запаздывает, а необходимые лекарства стоят огромные деньги (около 14 тысяч гривен за ампулу) и достать их очень трудно. Поэтому инсульты у нас стоят на втором месте по причине смертности населения (17%). Сравним: в мире этот показатель в среднем 12%, в Западной Европе 5-6%, в Канаде 4,6%. И снова мы приходим к выводу, что если бы наш уровень жизни был бы выше, то мы могли бы спасать ежегодно еще 30 тысяч украинцев. Так, глядишь бы, и население престало бы сокращаться!
Единственное, в чем украинцы пока что «уступают» Европе, что сильно радует, это онкологические заболевания. Не смотря на общий рост заболеваний по сравнению с прошлым веком, в Украине рак является причиной смерти лишь в 13%, в то время как в Европе этот показатель превышает 25%, находясь на первом месте в списке смертности. Однако распространенность онкологии там еще выше, и если бы не своевременное качественное лечение, смирность от рака в Европе могла бы достигать 35%. Стало быть, если бы украинцам да их медицину, то можно было бы спасать каждый еще несколько тысяч онкобольных.
Таким образом, смертность в Украине была бы почти вдвое меньше, будь у украинцев более сытая и спокойная жизнь плюс современное доступное здравоохранение. Ну а уж кто виноват в том, что ничего этого нет, решайте сами!