Сколько бы Верховная Рада не откладывала законопроекты о двойном и двойственном гражданстве, эта тема не станет менее острой и актуальной, каковой является уже долгие годы. Потому что на девять десятых она является вопросом правовым и бытовым, а значит насущным для многих обывателей - желающих всего лишь лучше устроить свою жизнь, и далеких от проблем государственной безопасности. Но, как и вопрос о языке, она настолько заполитизирована, что всякий здравый смысл в ней уже давно погребен под лавиной «патриотических» лозунгов и гневных заявлений…
И там, и тут
За почти тридцать лет украинцы так и не поняли, что ожесточенно споря о двойном гражданстве, они на самом деле всё это время обсуждали лишь наличие второго (третьего, четвертого). Что, в общем-то, не удивительно, поскольку это еще одна традиция украинской политики: принципиально, до хрипоты, размахивая кулаками, отстаивать свои заблуждения и элементарное невежество.
А ведь разница между ними весьма существенная! Двойное гражданство - это особый статус одновременного пребывания в подданстве сразу двух стран, узаконенное и отрегулированное соответствующими законами и договорами между этими государствами. Чтобы было проще его понять, вспомним договоры о избежании двойного налогообложения, которые Украина заключила со многими странами – кстати, такие договоры являются и частью двойного гражданства. Их суть в том, чтобы люди, получив доход и уплатив налоги за границей, не платили их потом повторно в своей стране (и наоборот).
Двойное гражданство, помимо налогов, регулирует и другие отношения человека и государства: воинскую обязанность, гостайну, госслужбу, подсудность. То есть, отслужив в армии одного государства, человек с двойным гражданством уже не будет забрит в армию другого (многие отбывшие в Израиль репатрианты понимают, о чем речь). Договоренности определяют, может ли человек с двойным гражданством быть в обеих странах госчиновником, избираться в депутаты, стать президентом. Так же он ставится в равные отношения перед правоохранительной системой обоих стран. Прочие договоренности регулируют вопросы брака и семьи, имущественного владения, ведения бизнеса и т.д.
Как вы уже поняли, двойное гражданство возможно только между очень близкими странами: союзниками или частями распавшейся большой державы. Так оно и есть, в настоящее время положение более-менее полноценного двойного гражданства существуют только между странами Британского содружества. Возможно, в будущем единое «двойное» (скорее множественное) гражданство будет установлено в Евросоюзе – который уже на полпути к этому.
В несколько ограниченном варианте двойное гражданство существует между Россией и Таджикистаном: этим статусом обладают только те, кто оформил гражданство обеих государств, вот только российские паспорта таджикам выдают неохотно (а то бы они все переехали в Москву). А это нарушает принцип двойного гражданства, когда гражданин одного из союзных государств автоматически де-факто пользуется правами гражданина другого. По существу, когда две страны заключают между собою полномасштабное соглашение о двойном гражданстве, оно распространяется на всех их граждан – а не только тех, кто оформил себе второй паспорт.
При этом эти два государство не сливаются вместе, и одно не подчиняются другому (иначе бы терялся смысл двойного гражданства). Более того, одно из них может даже ненавидеть второе: ярким примером этого являются отношения Ирландии и Британии. Лондон признает за ирландцами права двойного гражданства (не совсем полные, но всё же), хотя Дублин не ответил англичанам взаимностью.
Заключила ли Украина с кем-то договоры о двойном гражданстве? Нет. А ввел ли кто-то из наших соседей положение о двойном гражданстве с Украиной в одностороннем порядке? Тоже нет: Россия, Венгрия и Румыния просто раздают свои паспорта украинцам. А это значит, что украинцев с двойным гражданством не существует в природе – и все эти годы копья ломались о призрачные мельницы.
Паспорт лишним не бывает?
Наличие у многих украинцев второго (третьего, четвертого) паспорта, равно как и наличие у некоторых граждан Грузии, США и стран Балтии украинского, является лишь наличием второго (третьего, четвертого) гражданства – но ни в коем случае не двойного. А так как наличие второго гражданства в Украине пока не регламентируют никакие договоры и законы, юридически второй паспорт тут не значит ровным счетом ничего – ну, если конечно он не американский, делающий его владельца полубогом в глазах «проукраинских» политиков. Плюс ко всему, вас еще могут за него оштрафовать!
Если обладатель двойного гражданства находится в юридической системе обоих государств, то второе и более гражданство не работает одновременно с первым. И когда украинец получает второй паспорт, то он становится обладателем двух параллельных, никак не связанных между собою гражданств. Для Украины он остается только её гражданином (ещё и нарушающим закон), и точно так же его «вторая родина» признает его только своим гражданином. Столь желанного для украинцев «сразу и там и тут» не получится!
Так что если вам удалось разжиться российским, израильским, венгерским или болгарским паспортом, то в Украине это не делает вас каким-то особенным, не приносит вам тут дополнительных плюшек – хотя на гуманитарную помощь от «Сохнут» или Общества болгар вы рассчитывать можете, но не более того. Эти паспорта имеют значение только в своих странах!
Но ведь украинцы и получали их лишь для того, чтобы иметь возможность более свободно ездить в эти страны, работать в них, жить там сколько понадобиться, пользоваться их социальными благами (медициной, пенсией). Вот почему для простого народа это вопрос в основном бытовой, а политическую окраску ему придают только сами политики - либо иностранные радели за «воссоединение», либо собственные радикальные противники второго гражданства.
Сколько в Украине «двухпаспортных»?
На сегодняшний день обладателями двух и более гражданств являются, по разным оценкам, от 1,7 до 2,5 миллионов украинцев (не считая население Крыма, чей статус в Киеве так толком и не определили). Точную цифру назвать невозможно, потому что сами украинцы свои вторые паспорта не афишируют. Известно лишь, что с 2005 по 2020 год от украинского гражданства отказались около 95 тысяч украинцев из числа получивших новое гражданство, а до этого их было намного меньше - и это те, кто навсегда покинул Украину.
Стало быть, все остальные сохранили синюю книжечку с трезубцем и являются обладателями двух паспортов. А это не менее 1,2 миллиона украинцев с российскими паспортами (из них 320 тысяч «ускорено» получили его за последние полтора года), от 500 тысяч с паспортами европейских стран, несколько десятков тысяч обладателей израильского паспорта (не живущих постоянно в стране обетованной), плюс неизвестное количество украинцев с паспортами США, Кипра, Панамы, оффшорных островов и стран Азии. При этом кое-кто умудрился сделать себе даже не простой, а дипломатический второй паспорт! Например, такой есть у Свинарчука-Гладковского, поскольку он - почетный консул Сейшельских островов в Украине.
Но лишь часть из них осталась жить в Украине. Дело в том, что для получения европейского, а до недавно и российского гражданства, украинцам нужно было иметь там вид на жительство и постоянное проживание. Исключение делали только Венгрия, Болгария и Румыния – для своих живущих в Украине «соотечественников», которые могли получить паспорта даже не выезжая из страны, в консульствах в Береговом, Одессе и Черновцах соответственно. А с 2019 года упростила выдачу своих паспортов Россия, причем для жителей ОРДИЛО теперь не нужно иметь даже российской прописки. Но на таких льготных условиях вторые паспорта получили пока что немногие.
Украинцы, обосновавшиеся в ЕС и России, и получившие там второе гражданство, вряд ли захотят возвращаться жить обратно в самую нищую страну Европы. Но все же многие из них периодически приезжают сюда наведать родственников и друзей – вот тут им и пригождается бережно сохраненный украинский паспорт! И они могут даже пойти с ним проголосовать на выборах.
А вот армия двухпаспортных жителей Украины (без населения «республик») пока что невелика и довольно пестра. Причем, лидируют тут обладатели румынского гражданства: хотя официальный Бухарест отказывается назвать количество выданных жителям Северной Буковины и Южной Бессарабии румынских паспортов, эксперты оценивают их количество в 150-200 тысяч. На втором месте закарпатские владельцы венгерских паспортов: хотя в СМИ назывались цифры в 300 тысяч, реально их число оценивают в 100-120 тысяч. Владельцы российских паспортов лишь на третьем месте - их около ста тысяч (остальные уехали в РФ), но это число теперь стремительно растет. На четвертом месте этнические евреи с израильскими паспортами, за ними украинские болгары.
И еще одну отдельную категорию составляют украинские богатеи: олигархи, миллионеры, коррумпированные чиновники, политики, со всеми их семьями. У них в «загашниках» всегда есть и второй, и третий паспорт, включая «элитные» (швейцарские, британские, австрийские) и «экзотические» (панамские, багамские, новозеландские), получить которые для простых украинцев почти невозможно.
Однако очень скоро эта картина изменится, из-за введения Россией льготной «ускоренной» процедуры получения её гражданства, что в разы увеличило число новообращенных россиян. В 90-х российское гражданство оформили около полумиллиона выходцев из независимой Украины, затем условия усложнились и в период с 2000-го по 2013-й российский паспорт получали в среднем 12-15 тысяч украинцев в год. С 2014 года в Россию хлынул поток украинских беженцев (не только из Донбасса, от «майданизма» и кризиса бежали из всех регионов), и за четыре года российское гражданство получили около 230 тысяч. А с 2019-го, после максимального упрощения, его получили 320 тысяч. Сейчас этот процесс сильно затормозился из-за карантина, но после его снятия он вновь ускорится.
Ожидается, что гражданство РФ оформит, в первую очередь, до половины жителей ОРДИЛО (формально там сейчас проживает 3,7 миллиона) и почти все украинцы, перебравшиеся в Россию на ПМЖ за последние пять лет – по оценкам экспертов, это еще 200-300 тысяч. И это те, кто хотя и сохранит свой украинский паспорт, останется с двумя гражданствами за «поребриком».
Но затем его постараются оформить значительная часть ездящих в Россию украинских «заробичан» (это облегчит им условия пребывания и трудоустройства в России), а это еще полмиллиона. Захотят иметь в запасе российский паспорт и те, у кого в России родственники – не только чтобы ездить к ним в гости, но и чтобы иметь возможность, например, полечиться в тамошних больницах. Наконец, какое-то число украинцев не против иметь российский (как и любой другой) паспорт в запасе, под подушкой, из принципа «шоб було». Если Москва станет активно раздавать их всем «соотечественникам» в Украине, даже тем, кто в России не был ни разу в жизни, упростив процедуру еще больше (вплоть до оформления онлайн), то их будет уже несколько миллионов. И все они будут уже живущие в Украине обладатели двух гражданств.
Эта раздача паспортов будет продолжаться независимо от того, будут ли в Киеве пытаться её запретить (интересно, как?), махнут на неё рукой или даже легализуют. И проблема тут одна: является ли это угрозой украинской государственности, как о том уже много лет вопят национал-патриоты?
Вопрос государственной безопасности
Соглашения о двойном гражданстве заключаются между дружественными государствами, и они регулируют все острые вопросы – включая и вопрос о государственной безопасности. Но вот когда граждане начинают «беспорядочно» получать вторые паспорта других стран, в том числе не совсем дружественных, это создает определенные проблемы. Которые и раздуваются политиками в «зраду».
Если отбросить всю идеологическую дурь, то таких проблем две: одна реальная и одна надуманная. Первая, и она весьма серьезная, это угроза государственной измены. Только, еще раз подчеркнем, не политической, не нужно сюда тулить беззаветную преданность мове-флагу-гимну или скрепам, лояльность режиму и прочую хрень. Речь идет о конкретных серьезных вещах: риск утечки информации, представляющую государственную тайну, и совершение действий в интересах другой державы в ущерб интересам Украины – вплоть до службы в армии противника. И не потому, что обладатель двух гражданств является каким-то злокозненным предателем, а потому, что от него это может потребовать его вторая «родина», причем на самых законных основаниях.
Здесь украинским ура-патриотам стоит побеспокоиться об обладателей не только российских, но и американских паспортов. Ибо официальная политика властей Вашингтона относительно гражданства такая: им совершенно наплевать, сколько и каких вторых-третьих-четвертых паспортов у граждан США, они рассматривают их только как граждан США – и требуют от них полной лояльности и подчинения американским законам. Поэтому все украинцы, имеющие американский паспорт, по сути, являются только гражданами Соединенных Штатов. И если они занимают в Украине какие-то руководящие должности, либо работают в научных и военных учреждениях, то власти США, при необходимости, будут требовать от них предоставлять информацию и совершать действия в интересах Америки.
Вот почему есть мнение, что украинцам с двойным гражданством стоит вообще закрыть дорогу на государственную службу и лишь их права избираться в органы власти. Его отстаивает даже Вадим Рабинович, и с ним трудно не согласиться - хотя и весьма курьезно слышать это из уст человека, не просто имеющего израильский паспорт, а жившего в Израиле в конце 90-х (скрываясь от украинского правосудия) и активно волонтерившего там для ЦАХАЛ.
Вторая угроза, исходящая от второго гражданства, о которой громче всех вопят национал-патриоты, это сепаратизм и внешняя агрессия. У нас уже довольно давно существует такое себе политическое поверье, что если большинство жителей Закарпатья или Буковины получат венгерские и румынские паспорта, то эти области отколются от Украины. Точно также боялись раздача российских паспортов в Крыму и на Донбассе.
А с 2008 года и до сих пор преобладает страх, что Россия может воспользоваться наличием своих граждан в Украине (в том числе в ОРДИЛО) для официального введения войск с целью их «защиты» - как это было во время Грузино-осетинской войны 2008 года. Отсюда посылаемые в Москву ноты протеста и гневные требования прекратить раздачу украинцам российского гражданства, и нелепые угрозы не признавать выданные российские паспорта.
Однако давайте обратимся к фактам. Во-первых, когда Россия в феврале-марте 2014 года аннексировала Крым, то там почти не было российских граждан. Она сделала это потому, что захотела завладеть Крымом, и она придумала в качестве повода «волеизъявление граждан Крыма» - которые на тот момент поголовно были однопаспортными гражданами Украины. А смогла это сделать, потому что была сильной и решительной – в то время как в Киеве тогда жевали сопли и ожесточенно делили портфели, золотые батоны и прочие трофеи Майдана. Точно так же сепаратистский мятеж на Донбассе и вторжение туда российских «добровольцев» произошло без всякого наличия у тамошних жителей вторых российских паспортов.
Во-вторых, не смотря на наличие у жителей Закарпатья и Буковины изрядного количества вторых паспортов, эти регионы за четверть века так и не стали «народными республиками». В-третьих, паспорта соседних государств украинцы брали вовсе не с политическими целями, а чтобы удобнее было мотаться за границу – а ведь теперь паспорта Венгрии и Румынии это еще и паспорт стран ЕС! И, в-четвертых, настоящих сепаратистов-самостийников в Украине как таковых нет, а есть только некоторые украинцы, мечтающие о присоединении их региона к одной из европейских стран или к России. Но даже они при этом руководствуются чисто бытовыми интересами: они ищут в других странах более высокого уровня жизни, хорошей зарплаты, возможности учиться и работать на родном языке.
Поэтому эта вторая угроза и выглядит совершенно надуманной. Сепаратизм и смуту рождают не вторые паспорта, а нищета, разруха и дурацкие языковые законы. Лучшей же защитой от агрессивных соседей являются сильная армия и волевое руководство страны. К сожалению, украинские политики никак не хотят это понять.
Паспортом больше, паспортом меньше
Старое положение об украинском гражданстве придется менять, и в Киеве это осознали еще тогда, когда в 2014-2016 г.г. экстерном, через специальные указы президента, выдавали его иностранным «профессионалом». А те, отработав в украинском правительстве, возвращались потом обратно на родину – чем самым давая понять, что от своего первого гражданства они не отказывались, и работали в украинской власти, будучи обладателями двух паспортов. А украинские национал-патриоты закрывали на это глаза: подумаешь, американский или литовский паспорт у человека, ну не российский же!
Но ведь закон должен быть законом – а не дышлом, мотыляющимся туда-сюда по указу президента. Особенно если речь идет уже не об отдельных исключениях, а о целой тенденции. И называется она… рынок земли! Потому что, по мнению аналитиков, именно открывающийся скоро рынок украинской земли торопит власть сделать его доступным для иностранных «инвесторов». Как вы уже поняли, хитрость состоит в том, чтобы предоставить этим инвесторам право быстро оформлять второе украинское гражданство, сохраняя своё первое.
При этом, по категорическому требованию национал-патриотов, нужно сделать так, чтобы легализовать одни вторые паспорта (американский, европейские, грузинский), но категорически запретить другие (российские) под страхом кар и санкций. Вот так в Раде и появился довольно скандальный и недалекий законопроект №2590, призванный не только запретить украинцам получать второе гражданство, но и декларировать его отсутствие.
Как вы уже догадались, нацелен он исключительно на противодействие «российской паспортизации», а заодно румынской и венгерской, но должен оставить лазейку для «стратегических партнеров». Всё делалось по традиционному украинскому рецепту: сначала запретить для всех, перекрыть все каналы – а потом открыть калиточку для своих людей, которые получат перед другими абсолютное преимущество. Так в Украине работало «автомобилестроение» Порошенко и Васадзе, так создавалась система контрабанды в зоне АТО и угольные схемы, почему бы теперь не провернуть то же самое со вторым гражданством! Но авторы законопроекта слишком уже перестарались, лазейка вышла узкой, а чистка органов власти от владельцев второго паспорта затронет тысячи «уважаемых людей», так что законопроект пока отложили.
Возможно, это главная причина того, что Украина пошла по пути не разрешения вопроса, а тупого ухода от него. Вот смотрите: в мире 85 государств, легализовавших наличие второго гражданства, и еще три десятка, смотрящих на него сквозь пальцы. Из европейских стран, это: Бельгия, Британия, Венгрия, Греция, Германия (частично с оговорками), Дания, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Румыния, Франция, Чехия, Швеция и Швейцария. Из постсоветких - Россия, Латвия, Армения, Молдова.
Но что такое легализация второго гражданства? Это не какое-то абсолютное разрешение иметь сколько угодно каких угодно паспортов. Большинство из названных стран, во-первых, регламентировали список стран, чьи паспорта можно получать на полностью законных основаниях. Во-вторых, с этими странами были заключены ряд договоренностей - не о двойном гражданстве, конечно, а о некоторых нюансах, касающихся их «общих» граждан. В-третьих, там были приняты законы, оговаривающие права и обязанности лиц с двумя гражданствами – в основном их доступ к госслужбе и гостайне, а также вопросы налогов и социального обеспечения.
Это нормальная мировая практика, и Украине стоило бы перенять кое-что из этого опыта. Но вместо разумного урегулирования проблем, украинские политики лишь привычно пытаются их запретить, чем только создают новые. А тем временем число украинцев с двумя гражданствами продолжает стремительно расти.