Вот уже две недели Минск шумит акциями протеста противников Александра Лукашенко, так и не смирившийся с его очередным переизбранием. И хотя они становятся все более массовыми, поражение очередного белорусского майдана уже очевидно для всех. Впрочем, назвать это победой Бацьки тоже нельзя. Восстание прозападной оппозиции перечеркнули его планы сохранения независимости от Москвы, заставив вновь поклониться ей для обеспечения себе прочного тыла. Но и в Кремле не добились своего, ведь во главе Беларуси остался всё тот же упрямый, периодически устраивающий демарши Лукашенко. А Западную Европу теперь больше волнует не свобода и демократия в Беларуси, а то, что она может превратиться во вторую Украину…
Взгляд со своей колоколенки
За эти две недели события в Беларуси стали одной из главных тем европейских СМИ (имеется в виду не только ЕС, но и Украина, и Россия), и они были многократно пересказаны, разжеваны и обмусолены с самых разных точек зрения. Но в том-то и беда, что они разные, даже совершенно противоположные, и нисколько не объективные! Более того, большинство из них освещают эти события через искаженную призму примитивной пропаганды, с помощью стандартных наборов штампов и ярлыков, иногда даже постановок и фейков. «Белорусский народ восстал за свободу против кровавого диктатора!» - заявляют одни. «Наемники западных спецслужб пытаются устроить переворот!» - утверждают другие.
Не пытайтесь сложить их вместе – только еще больше запутаетесь! Между тем, ситуация в Беларуси на самом деле очень простая: одна часть белорусов настроены против Лукашенко и хочет его свержения, другая же, как минимум, эту затею не поддерживает. Эта ситуация сложилась не 9 августа, а много лет назад, и она обостряется на каждых выборах. И её уже давно пытаются использовать в своих интересах т.н. «третьи силы».
В каждой «цветной революции», в каждом майдане и антимайдане всегда есть иностранный след – когда едва заметный, когда совершенно отчетливый. Нынешние события в Беларуси не стали исключением: здесь мы видим практически открытое вмешательство западных соседей Беларуси, а вот «рука Кремля» традиционно действует скрытно, до последнего утаивая свои намерения. И всё же никакая «третья сила» не смогла бы вывести белорусов на улицы, если бы они сами того не захотели. Точно так же никакая диктатура не может заставить поддерживать себя в трудную минуту - а ведь на стороне Лукашенко остаются не только все силовики, но и пассивное большинство общества.
Всё это происходит у нас на глазах, сейчас. Но 99% политиков и журналистов не видят этого в упор – а точнее, не хотят видеть. Каждый смотрит на события только со своей колоколенки, соответственно их комментируя. Это как с украинскими Майданами: их поддерживала, от силы, лишь половина общества, другая была категорически против. Но все эти годы о Майданах говорили только либо с точки зрения их участников и сторонников, либо с точки зрения их противников, при этом проецируя своё мнение на всех украинцев.
Как часто вы слышите фразу «народ вышел на Майдан»? А ведь народ выходил также на Антимайдан, а еще больше народа сердито материло обе стороны перед телевизором! Но победители до сих пор считают своих оппонентов даже не украинцами, а «ватным быдлом», те же до сих пор мечтают, что «захватившие власть бандеровцы» однажды будут болтаться на фонарях. Вот вам объективная политическая картина Украины! Нетрудно догадаться, какая она в Беларуси…
Закон школьного двора
Или вот возьмем такую неизменно популярную рубрику любого майдана, как избиение участников протестов. Никто не будет отрицать, что когда милиция/полиция входит в раж и мочит дубинками налево и направо, даже когда в этом нет никакой необходимости, то это очень и очень плохо (а еще это очень больно). В этот момент защитник закона превращается для нас во врага, в бандита, в монстра! Каждый случай полицейского беспредела должен быть публично расследован, и только так можно держать защитников закона в узде. Но как быть, когда они защищают закон именно от нас, а мы считаем себя выше законов и правил, потому что мы «за справедливость», «за свободу», мы «против тирании», мы «патриоты», «мы же дети» и т.п.?
А еще мы забываем, что подобное происходит не только у нас или в соседней стране где «правит диктатура», но и по всему миру, в том числе «демократическому». Давайте просто пролистаем последние мировые новости за последние дни:
- В ночь на 24 августа в Париже полиция применила слезоточивый газ для разгона футбольных фанатов клуба «Пари Сен-Жермен», проигравшего матч немецкой «Баварии».
- 20 августа в Иерусалиме полиция в очередной раз жестоко разогнала протестный лагерь противников премьер-министра Биньямина Нетаниягу (обвиненного в коррупции). Активистов протеста валили на землю и избивали, среди пострадавших оказались депутат Кнессета и 82-летний ветеран ШАБАК (служба безопасности Израиля).
- В то же день в Гааге полиция дубинками и лошадьми разогнала акцию противников карантина. Избивали даже мирно стоящих женщин, лишь за неподчинение требованиям полицейских.
- Вечером 19 августа в Портленде (США) полиция применила газ и резиновые пули против демонстрантов, слишком бурно отмечавших 80-й день со дня смерти Джорджа Флойда.
И что, разве кто-то в Европе выразил обеспокоенность полицейским беспределом в Израиле или осудил жестокость американской полиции. А может быть призвал к свержению кровавой монархии Нидерландов? Нет! Но зато каждое своё утро европейские политики теперь начинают с того, что суют свои носы в Беларусь и возмущаются «насилием в отношении мирных участников протеста». Не потому что там «диктатура» (как будто в Саудовской Аравии или Таиланде демократия и свобода!), а потому что мировая политика – это большой школьный двор, где процветает буллинг.
Слабых одиночек в нем «съедают», объявив уродами (диктатурами) и изгоями. Поэтому все такие страны уже давно поспешили присоединиться к разным группировкам – ну, или перебежали из одной в другую, как это сделала Украина. Правда, пристать к кому-то, это не значить стать такими же, как они. Слабым и бедным приходиться «шестерить» на успешных и сильных, которые задают всем тон и свои правила. И горе тем, кто перестанет им поддакивать или тем более начнет возражать!
Западный мир, образно говоря, это вообще две стаи малолетних стерв: одна объединилась вокруг Америки, корчащей из себя школьную королеву, а в другую скучковалась «Старая Европа». Постмайданные киевские политики, кстати, прибились именно к первой группе – соответственно, вызвав недовольство второй. Прибились, заняв самую нижнюю ступеньку стайной иерархии, позволяя собою командовать, вообще делать со своей страной всё что угодно, стать живой игрушкой лидеров. Поэтому Украина имеет такой разительный контраст с Польшей, являющейся не «шестеркой», а такой себе «младшей подругой» Америки. Польша ведь это не только форпост Вашингтона в Европе, у неё есть и собственные интересы, собственные проекты, которые она активно лоббирует.
«Возвращением исконных земель», в прямом или переносном смысле, страдают не только в Москве, но и в Варшаве – проект очередного воссоздания Речи Посполитой, в виде «Балто-черноморского союза», тому пример. Тут поляки, безусловно, молодцы: они стараются создать что-то своё, в отличие от немощно пытающихся примазаться к чужому украинцев. Они стремятся к этому даже тогда, когда не получают поддержи или хотя бы одобрения от «старших подруг» Польши, даже когда это приводит к ссорам со «Старой Европой». Например, как в нынешней ситуации в Беларуси.
Откуда вещают «независимые СМИ» и оппозиционные «телеграм-каналы», поднявшие белорусов на протесты и управляющие ими дистанционно? В основном с территории Польши, а также из Литвы. Где прозападная белорусская оппозиция получает наибольшую поддержку во время своих майданов, и убежище после них? В основном в Польше, а также в Литве. Политики каких стран держат обе своих руки на пульсе минских событий? Польши и Литвы. А ведь Вашингтон сейчас практически не занимается Беларусью, ему сейчас не до неё. То есть Польша умудрилась раскочегарить новый минский майдан практически в одиночку! При этом она зашла так далеко, что вызвала серьезное недовольство Германии и Франции – что, по слухам, стало одной из причин отставки главы польского МИДа Яцека Чапутовича.
Но всё-таки возможности Польши не столь велики, как у США и Евросоюза, поэтому додавить режим Лукашенко на уровне международной политики она не смогла – а без этого свержение Бацьки было невозможно в принципе. А может быть, в Варшаве просто вовремя сообразили, что если события в Беларуси пойдут по украинскому сценарию, то следующий свой шаг сделает многозначительно выжидающая Россия - о чем и кричат политики ЕС, призывая всех «астанавиться». И тогда бы вместо целой, «демократической» и пропольской Беларуси, поляки получили лишь бы лишь её западные области – восточнее которых появился новый Западный федеральный округ РФ.
И всё же это только внешний фактор, который не сработал бы, не получив отклик изнутри. Не поляки, и не американцы создали белорусскую оппозицию - они лишь воспользовались ею, пытаясь добиться своих целей. Да и как было не протянуть ей «руку помощи», если она сама того страстно желала!
Белорусская оппозиция: вид изнутри
«Это не мы далеки от народа, это народ далёк от нас!» - эти слова отражают всю суть белорусских национал-патриотов и национал-либералов, известных под прозвищем «змагары» (борцы). Их называют аналогом «свидомых украинцев» и «майдаунов», а также российских «белоленточников». Впрочем, «змагары» имеют свою колоритную специфику.
Самая консервативная часть «змагаров», ошибочно называемая белорусскими национал-радикалами, вообще считают себя литвинами (лицвинами), а к слову «белорус» относятся примерно так же, как украинские национал-патриоты к «малороссу». По их мнению, Беларусь – это крупнейший осколок и самая основа Великого княжества Литовского, чье имя подло и незаконно присвоила себе Литва. Соответственно, эти «змагары» сильнее всех ориентированы на Польшу и больше всех поддерживают проекты восстановления объединенной Речи Посполитой во всем её величии. Пожалуй, даже, больше самих поляков! Но в процентном отношении их еще меньше, чем фанатов «Свободы» в Украине.
Национально-умеренные «змагары» политически объединены вокруг идеи Белорусской народной республики 1918 года, националистических организаций 1941-44 годов, и «свободной» (долукашенковской) Беларуси 1991-96. Это они претендуют на роль политической элиты и национальной интеллигенции. Их любимое занятие – оплакивать всех жертв «кремлевских режимов», начиная с разогнанной БНР, продолжая расстрелянным Сталиным «цветом нации» и перебитыми после войны лесными «змагарами» (отсюда и название), и заканчивая ныне арестованными участниками антилукашенковских майданов. Их умеренность исчезает сразу же после малейшего упоминания России, а так как Бацьку они считают «московским жополизом», то никакой диалог с ним для них не приемлем в принципе.
Скептически относясь к проекту восстановления Речи Посполитой, они не против «равноправного» союза Польши, Литвы и Беларуси, но намного больше поддерживают вступление в ЕС и НАТО. Ах да, а еще это они навязали бело-красно-белый флаг БНР (с литовским гербом «Погоня») сначала в качестве флага Беларуси в 1991-96, а теперь в качестве символа белорусской оппозиции.
Самая продвинутая, молодая и ветреная часть «змагаров» - это либералы, всех разновидностей: национал-либералы, «еврооптимисты», глобалисты, анархо-либералы, либертарианцы и т.п. Каких-то четких идей у них нет, равно как и единства, есть только желание постоянно «бороться против тирании». Лукашенко они ненавидят в основном потому, что он «совок-колхозник» и «душит свободу», не позволяет белорусам «развиваться и самовыражаться».
Активная часть «змагаров» делится на лидеров, имеющих какие-то должности (но, как правило, вскоре увольняемых), заседающих в советах и комитетах, возглавляющих оппозиционные СМИ и ячейки, обладающих связями за границей и получающих оттуда гранты, и рядовых активистов - обычно получающих лишь синяки и 30 суток ареста. Количество пассивных «змагаров» на порядок выше активных, но они борются с режимом Лукашенко только в Фейсбуке, выходя на улицу лишь раз в пять лет, во время массовых послевыборных акций оппозиции. Но зато выйдя на митинги, «змагары» тут же увлекают за собой всех остальных.
Многие белорусы честно устали жить по-старому, хотя не все из них осознают, что жить по-новому они будут еще хуже. Вот почему «змагарам» так легко удается поднять на забастовку работников госпредприятий, уговорив их выдвинуть требования повышения зарплат (хотя зарплаты там выше украинских). При этом бастующие словно не понимают, что после прихода «демократии» и начала «экономических реформ» многие из них просто потеряют свою работу – и отправятся гастрабайтить, как в 90-х. К слову, в Беларуси много заводов принадлежащих западным компаниям, так вот ни один из них не то что не примкнул к забастовке, но даже не подержал её гудком. «Змагары» мутили воду только на госпредприятиях и в бюджетных организациях.
Им удалось вывести на улицы 200 000 человек – это много, да. Но большинство белорусов к ним не присоединились, и пассивно поддерживают Лукашенко именно потому, что не хотят возвращения в 90-е или наступления «украинского варианта». Тут стоит отметить красноречие Бацьки и его помощников: они действительно умеют убеждать. Однако этот бой он выиграл не только словами.
Нулевой вариант
Большинство «змагаров» принципиально не хотят выбирать военную профессию и всеми способами уклоняются от срочной службы. Более того, из-за того, что Лукашенко четверть века уделял огромнейшее внимание теме Великой Отечественной, финансируя создание огромных мемориалов и военно-исторических парков (россияне ездят туда снимать фильмы про войну), сделав память о ней одной из основ государственной идеологии, то «змагары» открыто воспринимают всё это как враждебное, чуждое, «московское».
Например, они публично обсуждают что сделают с Белорусским музеем истории ВОВ в Минске (работает с 1944 года) после свержения Лукашенко: уже есть идеи выбросить из него экспонаты и перепрофилировать его в «музей советской оккупации и террора». Как нетрудно догадаться, подобные идеи еще больше отдаляют «змагаров» от народа.
В итоге белорусская армия по своему кадровому составу такая же «совково-колхозная», как и ненавистный «змагарам» Бацька со своими избирателями. А ведь личный состав ОМОНа набирается из бывших десантников и пограничников, да и многие сержанты патрульной милиции тоже «парни из колхоза». И тут дело даже не в том, что они за Лукашенко, нет – просто в намного большей степени они ненавидят «змагаров». Отсюда и такие частые случаи беспричинного жестокого избиения участников протестов. Помните «лежать, бандера!» в Киеве? Так вот, в Минске такими эмоциями, только куда более яростными, дышать большинство силовиков. Это не считая того, что они знают: в случае смены власти «змагары» начнут мстить милиции.
Вот почему такая схожесть ситуации в Беларуси и в Венесуэле, где набранная в основном из простого народа армия осталась верной Майдуро и жестко подавляла массовые протесты венесуэльских «змагаров». Впрочем, армию Лукашенко еще не использовал, он просто показал её оппозиции. Отчего та быстро сникла и сразу сменила тактику: вместо возведения баррикад и метания взрыв-пакетов она запустила вперед девушек с цветами, инвалидов-колясочников и первоклашек с шариками, сменив воинственные лозунги на призывы «не стреляйте в нас!», направленные не к Лукашенко, а к Западу…
Силовым или мирным было бы свержением Лукашенко, но в любом случае первыми на освободившийся трон поспешили бы влезть лидеры «змагаров». Уже не пытаясь скрывать свои намерения, как сейчас, нет – все маски были бы сразу отброшены, так же как в Украине после Майдана-2014. И помимо чудовищного дерибана должностей и имущества, «змагары» бы устроили тотальную чистку всего «совково-колхозного» и «москальского», начиная от силовиков и заканчивая учебниками истории. Можно только представить, к какому масштабному расколу и противостоянию в обществе это привело бы! И было бы достаточно одной искры. Или выхода на сцену пророссийской оппозиции, управляемой из Москвы так же, как сейчас «змагары» управляются из Варшавы. А это война!
Но единственные, кому было бы выгодно зажечь Беларусь – это американские демократы, а они сейчас плотно заняты своими президентскими выборами. У всех остальных свои интересы по Беларуси: «Старая Европа» хочет там мира и стабильности, Прибалтика продолжения сотрудничества по нефтяным схемам, Польша – нового пропольского правительства, Россия – нового пророссийского и управляемого президента. Но ситуация сложилась такая, что осуществить «хотелки» Варшавы и Москвы невозможно, зато можно отыграть обратно к нулевому варианту, оставив Бацьку в покое – что вполне устраивает Евросоюз. Правда, Лукашенко при этом тоже проигрывает, потому что за поддержку (или невмешательство) Москвы ему придется заплатить перед ней унизительными реверансами, да и балансировать дальше между двумя векторами ему уже не удастся.
Остается лишь подождать, когда угомонятся «змагары», задающие ритм минскому майдану. Ведь они пока еще не в курсе, что «мировое сообщество» их кинуло…