Долгие годы украинцев убеждали в том, что если на акции протеста не собираются сотни тысяч людей при поддержке иностранных послов, то они являются «проплаченными», а поднятые ими проблемы неактуальными и надуманными. Таким образом, любая власть пыталась не замечать недовольства народа горе-реформами и ущербной политикой. Но почему же тогда нынешняя так нервно и оперативно отреагировала на довольно жиденькие выступления населения против повышения тарифов?
А ведь и правда, хотя эти протесты проходят по всей Украине, в каждом отдельном населенном пункте в них принимают участие от силы две-три сотни человек. Им даже приходится перекрывать трассы, чтоб хоть как-то обратить на себя внимание. А на пикетирование президентской госдачи в Конча-Заспе собрались всего три десятка.
И всё же власть их заметила! Сначала она попыталась «шугануть» эти протесты, арестовав одного из их организаторов по обвинению в «работе на Кремль». Мол, он специально расшатывал Украину по заданию ФСБ! Видимо, расчет был на то, что остальные испугаются и разбегутся обратно по своим кухням, как это было в стране последние шесть лет. Но протесты продолжались, хотя уже и не освещались в провластных СМИ. И тогда власть сделала вид, что сдается – и объявила о снижении тарифов на газ до «предельного максимума» в 6,99 гривен. С чем украинцев тут же радостно поздравил Владимир Зеленский: он заявил, что тарифы повышали некие «монополисты», а вот он услышал стон народа и приказал тарифы снизить.
Но что это за такие «монополисты», которых не назвал Зеленский? Почему украинцы не спешат расходиться по домам, и почему в феврале эти протесты могут стать еще сильнее? И что в них так пугает власть?
Сейчас уже не все помнят, с чего всё началось, поэтому давайте освежим нашу память. Итак, во времена «антинародного режима», с августа 2010-го по самый апрель 2014-го, газ для населения стоил 72 копейки за кубометр – это для тех, кто имел счетчик и сжигал не более 2500 кубометров в год. Почти все простые украинцы в этот лимит укладывались, ну а потребление сверху этого оплачивалось по тарифу 1,09 гривен за кубометр. Подчеркнем, что это была полна цена с доставкой.
Затем тариф еще целый год лишь чуток подтягивали, из-за кризиса и инфляции, чтобы он не был убыточным. И только в апреле 2015-го, по просьбам МВФ, его резко задрали с 1,18 гривен до 7,18 гривен за кубометр! Впрочем, чтобы стремительно нищающее население не хватил удар, ему оставили «льготное окно» на отопительный период: с 1 октября 2015 года по 30 апреля 2016-го газ стоил 3,6 гривен за кубометр. Но всё же люди возмутились, и украинцы начали выходить на акции протеста, длившиеся с весны до осени 2015 года.
В ответ власть стала называть эти митинги «проплаченными»: мол, в них участвуют только нанятые бомжи и алкоголики, а вот все нормальные украинцы сознательно поддерживают повышение тарифов до европейского уровня! Звучало это просто нелепо, поэтому власть решила щедро приправить эту чушь «патриотизмом», ставшей её главной политической специей на следующие годы. Ну а как известно, высшее проявление «патриотизма» в Украине – это обвинить кого-то в том, что он агент Кремля! Так и поступили с участниками социального марша протеста 19 июня 2015 года, на которых натравили СБУ, обвинив их в дестабилизации ситуации по заказу из России. Вот так протест против нищеты и безудержного роста цен стал приравниваться в Украине к государственной измене!
Когда из уст официальных лиц были произнесены волшебные слова «это агенты Кремля», то на них немедленно отреагировали заскучавшие, было, «активисты» и «ветераны» правого толка. Они вообще хорошо порезвились в том 2015-м году: сначала, после запрета КПУ, начали гонять и бить всех левых оптом, а затем стали нападать и на акции протеста против повышения тарифов. Властям это было выгодно: «активисты» выпускали пар и заодно помогали давить недовольство населения. Это и привело к тому, что стихийные социальные протесты в Украине, особенно в Киеве и на Юго-Востоке, постепенно сошли на нет: многие люди стали просто бояться выходить на улицу с плакатами, и этот страх сидит в них до сих пор.
Поэтому уже осенью 2015-го знамя социальных протестов у левых и экс-регионалов перехватили те политсилы, которые всегда выпячивали напоказ свою «проукраинскость»: Радикальная партия Ляшко и «Батькивщина». Впрочем, объявив тогда первый украинский тарифный майдан, они же его быстро слили в унитаз, договорившись с властью. И украинцы надолго остались без лидеров социальных протестов, наедине со своими проблемами и продолжавшими расти тарифами.
Весной 2016-го новое правительство Гройсмана отменило «льготный тариф» и установила для всех украинцев новую единую стоимость газа на уровне 6,87 гривен за кубометр. Из которых 3,6 гривен были «инвестициями в газодобычу». Эти «инвестиции» принудительно взимались с украинцев несколько лет, но никаких дивидендов за них они так и не получили. Более того, с ноября 2018 года правительство Гройсмана, по очередной просьбе МВФ, подняло тариф на газ до 8,54 гривен за кубометр! Эта цена продержалась до весны 2019-го и просто разорила многих украинцев! Интересно, помнят ли об этом те, кто теперь голосует за партию «Украинская стратегия Гройсмана»?
А затем, о чудеса, стоимость газа стала падать. Осенью 2019-го она опустилась до 7 гривен, затем течение зимы снизилась с 6,20 до 5,3 гривен. Украинцы воспрянули духом – неужели Зеленский выполняет свои обещания? Да, тогда всем именно так и казалось!
С 1 февраля 2020 года стоимость доставки и распределения газа стала считаться отдельно от цены самого газа, которая продолжала падать. То ли из-за коронакризиса, то ли потому что МВФ проглядел, но летом 2020-го цена на газ в Украине упала до 2,78 гривен - то есть вплотную приблизилась к его реальной внутрирыночной цене в Украине (с учетом всех налогов и маржи). Но плюс к этому с украинцев еще драли от 32 копеек до 2,30 гривен за доставку - в зависимости от аппетитов местных облгазов.
Но затем, видимо, МВФ очнулся, и эта дешевая лафа закончилась. С августа 2020 года наступила эпоха «газового рынка», то есть очередной грандиозной аферы. Газ сразу же подорожал до 4-5, а потом и 5,6-6,5 гривен за куб, и теперь его цена стала уже неодинаковой по Украине. Почему?
Потому что ранее газ населению всегда напрямую продавал «Нафтогаз», который с момента своего создания Бакаем в 1998 году и до августа 2020-го был единственным газовым монополистом в коммунальной сфере. «Нафтогаз» 22 года продавал газ через распределявшие его облгазы (сначала государственные, потом приватизированные). А вот в августе 2020-го, с созданием т.н. «газового рынка», на нем появились новые «монополисты» - официальные частные посредники в форме ООО, в каждом регионе свои. Многие из них имеют уставной капитал в размере стоимости легкового автомобиля! По сути, это типичные фирмы-прокладки, получающие газ от «Нафтогаза» (87% всего газа в Украине) или частных добывающих компаний и перепродающие его со своей наценкой населению, через распределяющие его облгазы. Эти фирмы кому-то принадлежат, и на этом кто-то очень нехило «зарабатывает», обдирая украинцев!
О размерах наценок мы можем судить по разнице стоимости газа у «Нафтогаза» (его основного добытчика и импортера) и у этих перепродающих его фирм-прокладок. Смотрим: с 1 ноября 2020 года «Нафтогаз» продавал его уже по 6,33 гривен за кубометр – причем, не назвав внятных причин повышения цены на газ в 2,2 раза (с июля месяца), населению просто привычно пробубнили что-то про «европейские хабы». В этот же период фирмы-посредники, за редким исключением, продавали его по 7,2-8,9 гривен! Хотите подсчитать, сколько миллиардов они переложили из ваших карманов в свои?
Еще раз подчеркнем: пресловутый «газовый рынок» в Украине создали при Зеленском его «слуги народа», и спекулирующие газом фирмы-прокладки запустили на него, как минимум, с одобрения Зеленского. Президент был в курсе, он сам всё это позволил (или сам устроил), и возможно именно поэтому не стал конкретизировать этих «монополистов», а дистанцировался от них. И эти «монополисты» перепродавали с накруткой газ, купленный ими у крупнейшего газового монополиста страны – государственной корпорации «Нафтогаз», которая сама выставляет минимальную цену на газ в Украине, и лично ответственна за все его подорожания.
Это очередное подорожание и вызвало у народа новый тарифный шок: сначала украинцы получили платежки за ноябрь, а потом за декабрь – и начали сползать по стенке, хватаясь за сердце. Что стало причиной начала новой волны социальных протестов. На них вышли не все, только самые недовольные. Причем, протесты, в лучшем случае, организовывались общественниками местного уровня, в рамках эдакого всеукраинского протестного флеш-моба. Их пока что не возглавила ни одна крупная политическая сила.
Вот только самое худшее будет еще впереди, в платежках за январь! Так что можете заранее начинать пить валокордин, а также готовить плакаты и транспортны для новых протестов.
Во-первых, с 1 января снова выросла цена самого газа: до 7,22 гривен у «Нафтогаза» и до 7,38-9,9 у перепродающих его фирм-прокладок. А во Львове ООО «Львовэнергосбыт» вообще толкало его по 10,8 гривен за кубометр! Его владелец Анатолий Фоменко уже попал под прицел программы «Наші гроші», однако его называют лишь зицпредседателем, поскольку ранее учредителем ООО «Львовэнергосбыт» было ЧАО «Львовоблэнерго», принадлежащее Игорю Суркису и Геннадию Боголюбову.
Во-вторых, в январе серьезно поднялись тарифы на распределение газа – потому что владельцы облгазов тоже захотели больше денег! Где-то они остались скромными, но в целом выросли до 1,9-2,2 гривен. А вот до 3 гривен они выросли у полтавского «Лубныгаз» и у винницкого «Газовика». Кстати, Лубны стали одним из первых очагов антитарифных протестов в январе нынешнего года. И вот странное «совпадение»: буквально через четыре дня после начала этих протестов под Лубнами взорвался транзитный газопровод. Случайно ли? В соцсетях ходили слухи о «заметании следов» и неких «врезках».
В-третьих, с 1 января стараниями и.о. министра энергетики Витренко (которого так старательно тащил на пост президент Зеленский) отменен льготный тариф на электроэнергию, и теперь всем украинцам дополнительно прилетит за свет по 78 гривен! А это тоже, знаете, деньги – на них пенсионер может купить целый килограмм куриного мяса, чтобы было с чем кушать кашу и макароны. Теперь старикам снова придется вынужденно вегетарианствовать, глядя как кривляется в телевизоре глава державы…
На Банковой поняли, что в феврале на протесты выйдет еще больше украинцев. И задавить эти протесты с помощью СБУ, или даже привлекая «активистов», будет сложно. Да и дело ведь не только в тарифном майдане, но и в стремительно падающем рейтинге Зеленского и «слуг народа». Поэтому в Офисе президента и решили разыграть сценку о добром царе, услышавшем стенания своих подданных и оказавшего им милость.
Спектакль оказался пустым лицедейством, как и сериал о Василии Голобородько. «Высочайшей волей» конечная цена на газ с 1 февраля и до конца отопительного сезона (апреля) была ограничена до 6,99 гривен за кубометр (у «Нафтогаза» она упала до 6,86). Возможно, власть ожидает, что благодарный народ если не броситься ей в ноги, то хотя бы молча разойдется по домам. И она просто не замечает, что своим решением оголила вопиющую коррупцию и форменный беспредел!
Действительно, с 1 февраля все эти фирмы-прокладки, которые в ноябре-январе перепродавали газ по ценам от 7,38 до 10,8 гривен за кубометр, будут толкать его по ограниченной цене в 6,99. В чем тут коррупция и беспредел? Задумаемся: ни один их этих «монополистов» не стал жаловаться и плакаться, что ему теперь придется работать в убыток. Просто ранее они беспредельно жировали, они драли с украинцев сверх стоимости газа до трех гривен за кубометр (за воздух), а теперь им придется довольствоваться малой наценкой – но и она не разорит эти фирмы-прокладки, представляющие собою всего лишь арендованный офис с парочкой бухгалтеров.
Да, это, снижение цены это, безусловно, хорошо. Но это же одновременно означает, что до выхода указа, до 1 февраля 2020 года, эти фирмы-прокладки перепродавали народу газ по необоснованно завышенным ценам. И людям уже начислили громадные счета и уже требуют с них оплату! Хотя по всем фактам, эти счета незаконны, потому что заложенная в них сверхцена на газ взята с потолка. И этот грабеж продолжался бы и дальше, если бы украинцы не стали выходить на протесты – так напугавшие власть.
Насколько успешными они могут быть в дальнейшем? И применимо ли к ним слово «успешные», если, по уверению властей, эти протесты заказаны Кремлем для расшатывания Украины?
Ну, логику нашей власти понять нетрудно: любой направленный против себя протест она объявляет «попытками дестабилизации» или «антиукраинскими выпадами». Так что же теперь, и не возмущаться? Ведь другого работающего механизма, чтобы донести до верхов недовольство низов, пока что нет! Электронные петиции не работают, власть просто перестала обращать на них внимание.
И потом, что в этих акциях «шатающего»? Максимум – это стихийные перекрытия трасс, однако сами протестующие уже постепенно отказываются от этого метода, потому что их уже заметили. Ну а если люди просто мирно стоят и высказывают негодование, то что в этом «антиукраинского»? Неужели «слуги народа» так бояться за свои рейтинги, которые и без того уже упали ниже некуда?
Очевидно, что дело тут не только в рейтингах. Дело в том, что власть не хочет, чтобы в ходе этих протестов вскрывались крайне опасные для неё темы. Какие? Тема первая – как и почему региональные газовые сети, в том числе построенные за счет потребителей (люди собирали деньги на газификацию своих сел) оказались в руках частных фирм, дерущих теперь с население втридорого за поставку газа? Данную тему уже подняли активисты «Партии Шария», к великому раздражению олигархов и местных властей. Ведь дело тут пахнет либо национализацией незаконно «прихватизированного», либо расследованиями, уголовными делами и выплатой людям компенсаций.
Тема вторая – почему открытие т.н. «газового рынка» свелось к появлению посредников-спекулянтов, фирм-прокладок, перепродающих газ с большой наценкой? Ведь совершенно очевидно, что это случилось в результате сговора олигархов и аферистов с властью. И тут тоже просто непочатый край богатого материала для масштабных антикоррупционных расследований! И то, что при этом на миллиарды гривен обворовывали не бюджет, а народ, значения не имеет.
Тема третья, очень старая и давно наболевшая – почему за все эти годы власть так и не предоставила украинцам четкие обоснованные расчеты повышения тарифов на газ и электроэнергию? Шесть лет народ дурили какими-то пространными фразами о «рыночных ценах», «инвестициях в добычу», «роттердамской формуле», «европейских хабах» - и продавали ему украинский газ по многократно завышенной цене, драли с него втридорога за электричество по «угольно-зеленым» схемам Ахметова. А не пора ли сделать ревизию всех этих подорожаний?! А может оказаться, что государство и частные фирмы незаконно взяли с каждого украинца тысяч по 20-30 лишнего – и тогда эти деньги нужно вернуть!
Вот что пугает их больше всего! Ведь это действительно может очень сильно расшатать - но не страну, нет, а сложившийся коррупционный синдикат власти и энергетических спекулянтов. Это синдикат, можно сказать, является цементирующим фактором всей этой давно сгнившей системы, которая независимо от результатов выборов каждый раз работает только на кучку аферистов и коррупционеров, захлебывающихся в своих миллиардных сверхприбылях.