Гильотина украинской цензуры работает практически круглосуточно! И теперь уже чуть ли не каждое утро, входя в интернет, украинцы с негодованием обнаруживают, что очередные любимые сайты и каналы заблокированы как «вражеские голоса», клевещущие на «европейскую державу». Вместо них власть подсовывает своим избирателям специально созданные «проукраиснкие ресурсы», погружающие их в приторно-кисельную матрицу «перемог». Но каков будет финал этого абсурдного спектакля?
По спирали
Там, где людям начинают закрывать рот, заканчивается демократия! С этой аксиомой не согласятся лишь те, кто считает, что демократия может быть «ограниченной», и придумывают для этих ограничений всевозможные предлоги. Всё это хорошо известно ещё со времен античности и древнерусских вече. Даже поводы «урезать языки» остались всё те же, и традиционно сводятся к военно-патриотическому угару, религиозным мотивам или «соображениям морали», оскорблениям «величества» и прочих глав держав.
Поэтому постмайданным режимам Порошенко и Зеленского не пришлось придумывать ничего нового - они просто воспользовались богатым историческим опытом, в том числе советским. По сути, с 2014 года в Украине было вновь востребовано всё то, от чего мы отказались в 1991-м. А пожалуй, что раньше, ведь горбачевская «гласность» заработала еще в 1989-м, и её результатом стали первые демократические выборы 1990-го года. На которых впервые за 70 лет в парламент смогла пройти оппозиция (Рух, Демпартия, УРП, Партия Зеленых) взяв 111 мандатов. Именно с этого, а не с объявления независимости, началась современная история украинской демократии - оказавшаяся, увы, слишком короткой.
Тогда отказ от политических репрессий и цензуры тогда потребовалось несколько лет, но перемены всё равно были столь разительны, что они просто оглушили многих украинцев. Не все сразу поверили в том, что можно публично заявлять «геть КПРС» и даже «СССР – тюрьма народов», и не быть за это посаженным за решетку. Но когда поверили, то толпами ломанулись на митинги, очень популярные в годы поздней «перестройки» и на заре украинской независимости. А потом просто привыкли жить, имея возможность свободно высказывать собственное мнение и выслушивать чужое.
Поэтому когда история Украины неожиданно завернулась по спирали, когда в 2014-м цензура и политрепрессии внезапно вернулись, для многих это тоже стало шоком. Не все не поверили в такие чудовищные перемены, в возврат к тому самому тоталитарному прошлому, которое продолжали проклинать лукавые политики. Некоторые продолжили смело высказывать то, что хотели – и оказались в камере, а кого-то избили, и даже убили. Однако сделано это было так хитро, что многие украинцы поначалу даже поддержали самые первые запреты и репрессии.
Как это случилось?
Сначала власть отключила доступ к ряду ведущих российских СМИ из-за «кисилевщины» и «жириновщины», то есть освещения событий в Украине с точки зрения не стороннего наблюдателя, а именно той самой «оголтелой кремлевской пропаганды». И украинцы, сильно обидевшиеся на Путина из-за Крыма, согласились с доводом власти, что так нужно для «отражения информационной агрессии». Но вскоре оказалось, что власть на этом не намерена останавливаться.
И вот были отключены ресурсы Яндекса, ВКонтакте и Одноклассников, десятки (а потом сотни) очень популярных информационных и развлекательных российских сайтов (даже Кинопоиск.ру). «Но они же российские, агрессорские!» - назидательно объясняли украинские политики. С помощью ручного Госкомтелерадио, превратившего в еще один орган инквизиции, стали запрещать российские и советские фильмы, сериалы, книги, даже мультфильмы. «Они пропагандируют агрессора и коммунистический режим!» - на полном серьезе заявляли его члены.
Однако постмайданная власть пошла еще дальше: не ограничившись блокированием российских СМИ, она начала цензурировать украинские, опираясь на свой тезис о «пятой колонне Кремля». В СБУ создали целые отделы по «сканированию» не только прессы, но и личных блогов. И украинцев уже «тягали», а потом и судили только за то, что они высказывали или просто пересказывали информацию, противоречащую официальной! Тонкая грань между «пропагандой агрессора» и критикой своей власти была стерта уже в 2014 году.
Одновременно с запретом инакомыслия, власть развивала систему собственной пропаганды. Осенью 2014-го было создано одиозное Министерство информационной политики, по фамилии своего единственного министра получившее прозвище «Минстець».
К 2018-му году украинцы были уже плотно зажаты в ежовых рукавицах нового тоталитаризма, и стали вынуждены внимательно следить за своим «базаром». Человека могли вызвать на допрос в СБУ или избить руками «активистов» за то, что он сказал «ополченцы» вместо «российские террористы», или если негативно высказался о «добробатовцах». Даже митинги протеста против роста тарифов объявлялись «спецоперациями Кремля»! Число арестованных за «распространение российской пропаганды» исчислялось уже сотнями, но говорить о наличие в Украине политзаключенных тоже было нельзя – чтобы не пополнить их ряды.
Некоторая видимость свободы и демократии сохранялась в двух узких диапазонах. Первый – это ожесточенная грызня между «проукраинскими» политиками (как они любят себя называть), ожесточенно выяснявших, кто их них больший патриот и европеец. Типичным примером этой борьбы было противостояние между Порошенко и Саакашвили. Второй – это увлеченная охота на высокопоставленных коррупционеров, независимо от их политической принадлежности. Правда, никто из них так и не сел (максимум ненадолго в СИЗО), большинство вообще отделались лишь проверками НАБУ или ГПУ, но зато разоблачительные публикации о них стали самой популярной темой СМИ. Потому что рассказывать о том, кто сколько «распилил», было намного безопаснее, чем критиковать политику власти.
Нужно заметить, что и «антимайдановская» оппозиция тогда тоже старалась не болтать лишнего. Она нашла свою нишу в умеренной критике экономического курса власти, в пассивном бурчании относительно «церковной реформы» Порошенко, а также в осуждении выходок национал-радикалов. Оппозиция сама очень старалась выглядеть «проукраинской» и даже «проевропейской», из-за чего не смогла привлечь часть потенциальных избирателей, вообще «забивших» на выборы (отсюда явка, не всегда дотягивающая до 50%).
Почему закрыли ZIK?
На выборах 2019 года, против надоевшего большинству украинцев режима Порошенко, Зеленского дружно поддержали два совершено разных, даже враждебных друг другу политических лагеря (и их электораты). Первый – это те «патриоты» и «еврооптимисты», которые были недовольны деятельностью команды Порошенко, либо просто хотели занять его место. Вторые – политическая оппозиция всему постмайданному режиму, то есть не только Порошенко, но и «народнофронтовцам», разного рода «истинным патриотам», национал-радикалам, «соросятам» и т.д.
Все вместе они и дали те самые 73%! Которые Зеленский уже никогда не получит, потому что он предал, кинул и растоптал своих избирателей из числа сторонников антимайдановской оппозиции. И теперь он может рассчитывать только на голоса избирателей из первого лагеря - а их поддержка тоже стремительно тает.
В принципе, никакой особой трагедии в этом нет, рейтинги таяли у всех президентов Украины. Но только Зеленский отреагировал на это столь истерично и неадекватно, «зарубив» СМИ антимайдановской оппозиции (ОПЗЖ). Неадекватно потому, что этим шагом он лишь закрепил уже сформировавшуюся к себе антипатию. Зрители этих опальных телеканалов больше года впитывали информацию о «достижениях» новой власти, они уже решили для себя, что не поддержат «слуг народа», они отвернулись от такого президента. А он в ответ взял и закрыл эти СМИ, да еще под таким нелепейшим предлогом! В этом трудно увидеть здравый смысл, логику – если только целью Банковой было не просто избавить власть от критики оппозиционных СМИ, а нечто большее. Но что?
Давайте подумаем: со стороны порошенковских СМИ на «слуг народа» обрушивается не менее жесткая критика, но их не трогают. Почему? Видимо потому, что и «порохоботы», и «слуги народа», и даже бегающие по улицам «дикие» национал-радикалы принадлежат к одной большой группе т.н. промайдановских политических сил. Конечно, они грызутся между собою за власть, но они лишь конкуренты, а не противники. У них одна общая «крыша» на Западе, у них одинаковый политический и экономический курс, у них одна идеология, основанная на русофобии и западничестве – только одни называют себя консерваторами, выступая за «традиционные ценности», а другие либералами, не стесняясь быть «бородатыми женщинами».
Но самое интересное, а в данном случае и самое важное, что у все они хотят удерживать украинцев в одной и той же пропагандисткой матрице «национального мировоззрения»! Матрицу, созданную на основе их политических идей и лозунгов, под которые они все вместе вот уже семь лет жестко подгоняют всю страну. Ломая и обрубая всё то, что не соответствует желаемым параметрам и противоречит официальной доктрине.
Порошенковские СМИ могут сколько угодно критиковать Зеленского за недостаточную «проукраинскость», но при этом они лишь подчеркивают, что являются частью этой матрицы – поэтому их не закроют. Как не закроют и другие СМИ, внушающие украинцам виртуальную карту «европейской державы, борющейся с агрессором». А вот «ZIK», «112» и «NewsOne» были обречены изначально, как только их ведущие и гости студии стали ставить под сомнение «революцию гидности», томос, тотальную украинизацию, переименование городов, движение «ні капітуляції» и прочие скрепы этой матрицы. Их запретили по той же причине, по которой ранее, еще при Порошенко, были заблокированы российские ресурсы и запрещены российские сериалы и книги, а потом запрещен даже Булгаков! Потому что всё они вредят этой матрице, и в особенности «Белая гвардия»!
КНДР в вышиванках
«Слуги народа» не собирались останавливаться на закрытии оппозиционных СМИ, у них есть отличная идея, как прекратить критику власти и внутри этой матрицы. В 2020-м году они носились с проектами т.н. «закона о клевете», которые во многом были просто списаны с аналогичного закона, недавно принятого в России! А до них подобный закон хотели принять депутаты прежней Верховной Рады. В умелых руках власти это позволило бы значительно сократить поток публикаций, разоблачающих коррупционные схемы. Но ни у «порохоботов», ни у «слуг» ничего так и не вышло: есть информация, что данную затею серьезно осудили в Европе, именно за то, что она может стать на пути борьбы с коррупцией.
Однако Европа не осуждает украинскую матрицу, равно как и политику промайдановских политических сил, величающих себя «проукраинскими» и «проевропейскими». Поэтому они, ничем и никем не сдерживаемые, обустраивают её по своему желанию и продолжают загонять в эту матрицу украинцев.
Есть еще один важный нюанс: если Уголовный кодекс и другие законы четко определяют коррупцию и уголовные преступления, независимо от политической принадлежности, и откреститься от этих обвинений не просто, то в украинской матрице каждый «патриот» априори неподсудный и вообще невиновный. Стать «патриотом» несложно: достаточно надеть вышиванку, ляпнуть что-то про «вату» и «агентов Кремля», прокричать «слава Украине». Ну а «патриоты», обладающие необходимыми ресурсами и влиянием, являются архитекторами этой матрицы, на своё усмотрение определяющие, что есть добро и «проукраинское», а что зло и «антидержавное».
Собственно, подобная матрица уже существовала в СССР. А сейчас она есть не только в Украине, но в еще одной «вечно воюющей» стране под названием КНДР. Но даже там понимают, что одними только призывами сплотиться вокруг вождей для отражения агрессора, народ в этой матрице долго не удержишь. Людям нужно рассказывать не только о героической борьбе, но и о «перемогах». Вот у Порошенко это не получилось, и его рейтинг рухнул под спудом проблем.
И как раз сейчас «слуги народа», спасая собственный рейтинг, начали наполнять украинскую матрицу такими «перемогами», одновременно отфильтровывая «зрады». В подконтрольных власти СМИ мы видим сплошной позитив: пандемия под контролем, вакцины скоро будут, предприятия заключают контракты, агрохолдинги залили маслом весь мир, дороги ремонтируются, агрессор отползает и т.д. и т.п. Если новостей о «перемогах» не хватает, то ленту заполняют заметками о плавающем в ванной ежике или оголившей задницу актрисе.
Украинец, черпающий информацию из таких источников (а доступ к другим ему постепенно отрезают), начинает жить в слащаво-кисельном мире, где как бы нет никаких особых проблем (за исключением Путина). Ему внушается, что с 2014 года жить в Украине стало лучше и веселее (до этого конечно был сплошной мрак антинародного режима), и всё благодаря «революции достоинства», «европейского пути» и усилий власти. Ну а если у украинца есть личные проблемы – например, не хватает денег на оплату коммуналки или лечение, то это только его личные проблемы, потому что он неудачник.
Сбой матрицы
Но загнать в эту матрицу всех украинцев в любом случае не получится. Даже после всех отключений и блокирований, люди уже не изменят своё мнение о власти и ситуации в стране. Вспомните, как «советскую действительность» упорно не воспринимали те, кто пожил при «старом режиме» и глотнул немного свободы в 1917-м! Это уже родившиеся позже не знали другой жизни и не читали не советских газет. Но неужели создатели украинской матрицы рассчитывают на то, что у них в запасе есть 20-30 лет на смену поколений?
Валентин Землянский считает, что у власти нет и нескольких лет, и Украина находится на грани даже не очередного Майдана, а беспощадного бунта. Такой сценарий не исключен, хотя и не очень вероятен по причине того, что основные пассионарии в Украине либо «пристроились», либо разъехались. И всё же ситуация может стать крайне острой и напряженной, если очень много людей в короткий срок поймут, что мир вокруг них не совсем такой, как им внушали.
Когда реальный мир прорывается в виртуальный, происходит «сбой матрицы». Мы обычно видим это как очередной разоблачительный скандал или некое значимое событие, которое противоречит тезисам промайдановской пропаганды. Украинцы, живущие в реальном мире, воспринимают это нормально – с досадой, с негодованием, но они знают, что к этому всё и шло. Для украинцев, погруженных в матрицу, это шок. Многие будут в страхе хвататься за свою «капсулу», предпочитая оставаться в уютных фантазия, они назовут прорвавшуюся реальность «информационной агрессией Кремля».
Но помните, как разрушилась советская матрица? Оппозиционных СМИ тогда было очень мало, недостаточно для серьезного влияния на общество. «Сбой матрицы» произошел тогда, когда игнорировать пустые полки магазинов не могли даже ортодоксальные коммунисты! И вот сейчас Украина движется к такой же ситуации, когда жуткую картину запустения и деградации страны не смогут закамуфлировать ни «переможная» пропаганда нынешней власти, на даже «проукраинские» лозунги других промайдановских политических сил. Согласитесь, что если в мегаполисе от ветхости рассыпается мост, а местная власть вместо этого строит мега-флагшток, то это нельзя объяснить ни «гибридной войной агрессора», ни даже коррупцией. Тут объяснение одно: у власти не только воры, но и полные дебилы! А вот этого уже противоречит матрице «гидности, европейскости и перемог».
И всё же в одноименном фантастическом фильме после развала одной матрицы создавалась другая. И есть очень большая вероятность того, что именно так в Украине и произойдет. В 1991-м лишь небольшая часть советской партноменклатуры и «гебешников» попытались спасти разваливавшуюся матрицу, большинство же пожертвовали ею, чтобы сохранить власть и влияние, пристроиться к жизни в новых условиях, под новыми флагами и лозунгами. Новую матрицу они, правда, создавать не стали, дав украинцам четверть века свободной жизни. А как поступит нынешняя украинская элита?