Древние традиции и византийское коварство
Константинопольский патриархат когда-то был главным для всех православных. Он противостоял Риму, рассылал миссионеров на подвластные Византии земли и создавал свои митрополии. Потом Константинополь пал. Перед этим патриарх в обмен на помощь попытался договорится с папой, пошел ему на уступки, но в Ватикане Византийцев «кинули». Следующие 600 лет Константинопольский патриарх был, по сути, турецким чиновником. Если он не угождал османским султанам, его вешали на воротах собственной резиденции, правда, из уважения к сану в полном патриаршем облачении. Последний такой случай был в 20-е годы 19 века.
Автономные митрополии получали от Константинополя томосы об автокефалии и одна за другой избирали своего патриарха. Борис Годунов в свое время такое право фактически купил для Руси. Остальные тоже делали щедрые пожертвования в казну «главного патриархата». На признанную автокефальную церковь Константинопольский патриарх фактического влияния не имеет, хотя и может инициировать православный собор или кого-то осудить. Но без каких-либо последствий.
Турецкая республика унаследовала османский стиль в работе с константинопольскими патриархами. Их уже не вешали на воротах, но смещали. С 1920-х годов таких случая была два. Зато в 20 веке Константинопольской патриархии «повезло». После распада российской империи она взяла под свой контроль существенную часть русской православной церкви за рубежом. А как иначе? Митрополита без патриарха не рукоположить! А еще «константинопольцы» вновь обратились к Ватикану. Большинство высших иерархов училось в специально созданном для работы с православными Папском восточном университете, который контролируют иезуиты. Нынешний патриарх Варфоломей открыто признает верховенство папы. Его украинский представитель архиепископ Даниил (кстати, гражданин США) и вовсе, перешел в православие из католичества по прямому распоряжению Ватикана. И явно из соображений веры, а не карьеры! Сам Варфоломей один из долгожителей на патриаршем престоле. Отслужив в турецкой армии, он сделал прекрасную карьеру и с 1991-го года занимает свой пост, зачистив всех конкурентов и противников его линии в своем аппарате.
Временщики и мечтатели из Киева
По примеру подавляющего большинства православных стран независимая Украина тоже захотела свою автокефалию. Во-первых, правящим элитам это очень выгодно. Своя «ручная» церковь позволяет и правильную реституцию провести, и финансы легализовать\обналичить\
Впрочем, неугомонный служитель культа не сдался. Он заручился поддержкой националистов из УНА-УНСО и вскоре, в 1992 доборолся до лишения сана, которое естественно не признал и даже сохранил контроль над средствами украинской митрополии. Естественно, не без помощи друга Лени. Кстати, автономный статус вполне позволял приближенным Кравчука решать через УПЦ МП различные важные и не вполне соответствующие статусу политиков без страха и упрека вопросы, но вот вопрос национального строительства не обеспечивал. Поэтому, борьба продолжилась. Вот только, патриархов выбирают пожизненно, а президентов нет…
На досрочных выборах в 1994 году Кравчук вылетел со своего поста, оставив Филарета без поддержки, но тот уже не мог остановится. Он требовал признать его патриархом и хотел контроля над всеми православными приходами. Сделал ставку на Константинополь! Начал раздавать от имени патриарха Киевского ордена. Поддерживал Майданы и АТО. Но куда тягаться сыну донецкого шахтера со сливками мировой политической элиты. Константинополь вернул ему митрополичий сан, а саму УПЦ быстро и без затей взял под контроль.
Филарет сам вырыл яму украинской автокефалии, когда в начале 2018 года отдал Петру Порошенко обращение о даровании УПЦ автокефалии, которое и было переправлено в Стамбул к Варфоломею. Тот назначил в Украину двух своих представителей-экзархов, которые быстро организовали конкурирующие структуры, провели объединительный съезд, создали Православную церковь Украины (ПЦУ) и избрали митрополитом вроде как креатуру нашего бодрого дедушки (Филарету на тот момент было 89 лет) – Епифания. Последний согласился с переходом ПЦУ под контроль Константинополя, а что бы порадовать «агента Антонова» объявил того «почетным патриархом». Однако преклонный возраст на умственных способностях Филарета не сказался. Он понял, что его «кинули» и попытался борьбу продолжить. Эх, хороший бы вышел лидер независимой церкви. Амбициозный и упорный. Но дал себя обмануть.
Турецкий гамбит
Итак, в Киев едет триумфатор! Патриарх Варфоломей, чьи люди фактически контролируют ПЦУ. Нет и не будет никакого украинского патриарха. Но, если постараться не будет и московского патриархата, захват имущества которого уже давно планомерно начат! Однако, если перегнуть палку, начнутся фактически религиозные войны. Кстати, нечто подобное было в Черногории и закончилось победой противников автокефальности. А вот если не перегибать… Тогда за несколько лет можно взять под контроль основные православные святыни. Конечно, не под контроль Киева, нет! В Украине религия же отделена от государства, поэтому их фактическим хозяином станет Варфоломей и его старшие товарищи в Ватикане и Вашингтоне, после чего будет взят курс на создание «униатства 2.0». Цель, конечно, благая - помочь украинским верующим быстрее обрести европейский менталитет, избавить киевских чиновников от соблазна реализовывать через церковь свои «мутные» финансовые проекты и продвинуть европейские ценности. Вот только, какая украинским верующим разница, откуда управляется их церковь, если не из Киева. Москва может и не одобряла молитвы за воинов АТО, но и за Папу римского хвалы возносить не заставляла. Да и вообще не нарушала многолетних религиозных традиций. А тепе рь украинское православие едет инспектировать новый хозяин. И всех ждут большие перемены.
Есть, правда, неприятный нюанс. Вошедший в силу Эрдоган, может и рявкнуть на Варфоломея. Тот его услышит, прецеденты уже были. Православные в США и Западной Европе, конечно, вяло возмутятся, если Константинопольского патриарха посадят под домашний арест (одна из действенных методик турецкого истеблишмента для переговоров с Константинопольским патриархатом), зато вот, старик Филарет порадуется. Да и в Москве и Белграде посмеются…
А больше старого византийского лиса остановить некому. Так что, его приезд станет своеобразным благословлением нового витка передела собственности и его чудовищных последствий.