И это неудивительно, ведь все ресурсы города у и.о. мэра Игорь Терехов бросил на собственный пиар перед выборами, а не решение реальных городских проблем.
За последний год уже стало нормой, что борьбой за улучшение состояния окружающей среды в городе занимаются кто угодно - волонтеры, профильные государственные ведомства, даже прокуратура, но только не городская власть и не Терехов. Его личный экологический взнос в жизнь громады – публичные обещания, которые остаются невыполненными, то есть обыкновенный обман.
Тема окружающей среды для Игоря Терехова совершенно не важна даже в сухих цифрах бюджета Харькова. Расходы на охрану окружающей природной среды в рамках городской программы сократились с 6,8 млн грн в 2020 году до 5,5 млн грн в 2021 году. При этом на "освещение деятельности" горсовета, то есть – пиар Терехова в СМИ – в этом году заложено 7,2 млн грн. Приоритеты ясны полностью, и забота об экологическом благополучии здесь явно не в выигрыше.
Главный загрязнитель в центре города
Существование коксохимического производства практически в центре города с населением около 1,5 млн жителей – уже вызов здравому смыслу. Харьковчане давно считают "Коксовый завод "Новомет" главным загрязнителем атмосферы областного центра, да и региона в целом. Экологические активисты не один год подряд ходят на митинги, требуя решить проблему выбросов при производстве кокса. И если раньше они говорили об их снижении, требовали установки современных фильтров, то сегодня уже настаивают на выносе производства за городскую черту – поскольку не видят иного пути решения проблемы.
В сентябре 2021 года прокуратура передала в суд обвинение директору завода о нанесении ущерба окружающей среде Харькова более чем на 3 млн грн. Ранее, в июне Хозяйственный суд Харьковской области удовлетворил иск прокуратуры и оштрафовал харьковский "Коксовый завод "Новомет" на 3,5 млн грн за ущерб экологии.
И это единственные адекватные меры в борьбе чиновников за чистоту харьковского воздуха. Причем они для загрязнителя – как слону дробина. И роль Терехова в таком противостоянии – нулевая. Поскольку все его действия по этому поводу сводились исключительно к заявлениям и декларативным реакциям горсовета. Поскольку обещание "разорвать с заводом договор аренды земли и взыскать около 2,5 млн грн долга за аренду" Терехов так и не выполнил. А обращения, как и петиции в адрес высших государственных институтов – это в данном случае, как письмо в "Спортлото" – также бессмысленно и не по адресу. В то время как подконтрольное Терехову большинство в горсовете серьезно могло бы испортить жизнь загрязнителю воздуха №1 в Харькове.
При этом коксохим в Харькове – не единственный крупный промышленный загрязнитель атмосферного воздуха, активисты даже создали карту, на которой отмечены основные поставщики выбросов. И со всеми предприятиями можно договариваться с позиции силы, имея контроль над большинством в горсовете, но не в случае с Тереховым. Кроме того, существенная доля выбросов в атмосферу приходится и на автомобили, количество которых в городе неустанно растет, а для разгрузки городских улиц от транспорта не делается ничего при явном росте застройки. Причем последняя – как раз в числе приоритетных интересов Терехова, однако без всякого анализа для экологических последствий, не говоря уже об избыточной инфраструктурной нагрузке, которая как раз и может привести к чрезвычайным ситуациям с ущербом окружающей среде.
Водный мир Терехова
Качество водопроводной воды в Харькове – прямая ответственность Игоря Терехова. Можно сколько угодно ремонтировать и усовершенствовать очистные сооружения, но, если сети представляют собой гнилое решето – вода в них будет соответствующая.
На сегодняшний день более двух третей водопроводных сетей Харькова и почти все канализационные сети в городе – в аварийном состоянии. По официальным данным, из 2693 км водоводов и сетей Харькова, в аварийном состоянии – 1603 км, а из 1677 км канализационных сетей – 1342 км.
И даже если на фильтровальных станциях в водопровод подается продукт, соответствующий принятым стандартам, о чем любят рапортовать у Терехова, то из крана харьковчан польется вода, которую нужно не только кипятить, но и фильтровать перед использованием, поскольку ее бактериологический и минеральный состав в разы отличается от исходного.
А практически сброс канализации в подземные воды из дырявых труб по дороге к очистным сооружениям дает серьезную нагрузку на весь водный бассейн региона. По данным Регионального офиса водных ресурсов в Харьковской области, только в реку Лопань ежегодно попадает 50-55 млн кубометров сточных вод городских очистных сооружений Харькова, в реку Уды – лишь вполовину меньше. Это только по документам, а сколько в этот водный бассейн попадает "нефильтрованного" продукта из аварийной канализации – неизвестно. И если прибавить нагрузку от предприятий, все, что смывается с городских улиц дождем и идет в грунтовые воды без очистки – ситуация усугубится еще серьезней.
Сделал ли хоть что-то Игорь Терехов за время своей "каденции", чтобы исправить эту ситуацию? Ничего, сосредоточившись исключительно на пиаре на теме латания тепловых сетей к отопительному сезону. Впрочем, даже в этом временный мэр далеко не преуспел.
За год в "Харьковских тепловых сетях" с пафосом отремонтировали 100 из 2,7 тысяч километров аварийных сетей, что составляет 3,6% от необходимого. В целом же износ труб в харьковских теплосетях достигает 70%. Что же касается водопровода и канализации, то тут не сделано вообще ничего.
Предвыборная "витрина"
Гордость Харькова – чистые и ухоженные центральные парки, о чем так любит говорить Терехов в своих агитационных роликах. И надо признать, что центральные парки и правда чистые и красивые, что, впрочем, не столько заслуга Терехова, сколько его предшественника в кресле мэра. Однако параллельно с красивыми парками Харьковщина в 2020 году стала рекордсменом в Украине по количеству несанкционированных мусорных свалок, таковых насчитали 451. Понятно, что основным их поставщиком является областной центр, и на 2021 год ситуация не изменилась к лучшему. Даже наоборот – за время пребывания Терехова в кресле мэра ситуация заметно ухудшилась. В октябре экологи сообщили об обнаружении 20 новых стихийных свалок, и насколько печальны будут итоги года пока можно только гадать.
Строительство современного полигона складирования и переработки ТБО в Дергачах под Харьковом со временем решит лишь часть проблемы. А пока что мусор и "черные" операторы по его вывозу и стихийному складированию в регионе правят балом.
И город Харьков, а значит Терехов лично, полностью разделяют ответственность за ситуацию. Поскольку в областном центре проблема утилизации мусора решается исключительно в виде создания центра для приема платежей от населения на профильном КП "Комплекс по вывозу бытовых отходов". А это деньги за 2,3 млн куб. м твердых бытовых отходов в год, которые куда-то транспортируются. Сколько же неучтенных грузовиков доставляют мусор из областного центра и сваливают его в ближайших оврагах – точно никто не скажет. Также сложно подсчитать, сколько загрязняющих веществ, образующихся при его биологическом разложении бытовых отходов, да просто пыли и грязи попадет в атмосферу, воду и вернется к тем же харьковчанам в виде экологической нагрузки. Ведь переработка мусора, условия его складирования уже не заботят Терехова и его коммунальщиков. Главное – собрать и вывезти, чтобы проект "витрина", каковым являются чистые городские парки, работал на имидж временного мэра.
При этом территории, которые не попадают под статус "визитки", оказываются захламленными не хуже полигона ТБО. Такие места в Харькове называют свободными от посещений Терехова, и посты о возникновении стихийной свалки в черте города в местных соцсетях привычны и регулярны.
Антиподами Терехова в такой ситуации выступают сами харьковчане. Они не дистанцируются от проблемы и летом 2021 года волонтеры в рамках экоакции "Чистые Уды" за 15 субботников извлекли из реки, протекающей через Харьков, более 100 тонн мусора. Примечательно, что активисты благодарят за содействие экодепартамент облгосадминистрации, водолазов ГСЧС, но не горсовет и не мэрию, помощь от которого заключалась лишь в невмешательстве.
Где деньги
Несмотря на мизерный по сравнению с харьковским зоопарком бюджет экологической программы горсовета, профильное управление ворочает суммами, которые и не снились местным экологам. Так, Управление экологии и благоустройства Харьковского горсовета в 2021 году подписало 424 договора на 691,32 млн грн. Из 432 закупок 381 прошла по неконкурентной процедуре.
Найти в перечне подписанных договоров поставку или услугу, связанною с чисто экологической тематикой – практически невозможно. В основном это реконструкции, ремонты, землеройные работы и т.д. Все то, что местные антикоррупционеры называют термином "распил бюджета". Эта отдельная тема для разговора, но то, что "экологическое" управление мэрии тратит деньги на работы и услуги, связанные с чем-угодно, но не экологией и решением проблем с ней связанных – является фактом.
Впрочем, если считать "восстановление элементов благоустройства" Ново-Баварского сквера в Харькове за 64 млн грн истинно экологическим проектом, то таких у Терехова множество. Реконструкция сквера возле Управления образования администрации Слободского района Харькова за 61 млн грн – из той же серии, и это не 100 тонн мусора из реки вытащить, здесь талант управленца, а не мировоззрение эколога нужно иметь.
Так или иначе почти вся деятельность городского совета Харькова и временного мэра города Игоря Терехова полностью заточены под его пиар перед выборами, которые состоятся 31 октября 2021 года. Причем Терехова интересуют только эффектные и дорогостоящие проекты вроде реконструкции зоопарка или "Карточки харьковчанина". Реальные же проблемы, и не только экологические, лишь накапливаются и усугубляются. И за всей этой внешней предвыборной мишурой скрыть реальные проблемы все равно не получается. Терехов в прямом смысле становится токсичным для Харькова.