Если еще кто не понял, то так называемая декоммунизация, на самом деле, есть дерибан ресурсов и активов страны, а также уничтожение позднесоветского социального государства. Недавняя так называемая приватизация киевского завода «Большевик» является ярчайшим тому подтверждением.
По ряду оценок, предприятие продали, как минимум, вдвое дешевле стоимости земли, которое оно занимает. В СМИ гуляет более чем правдоподобная версия, что аукцион по продаже предприятия был красиво разыгран на основе предварительно и тщательно проведенного «решалова». Предприятие продано «под снос» и сооружение на его месте очередного «элитного жилья и торгово-офисной недвижимости», и при этом никто ни разу не озаботился о возможности реанимировать на этом месте производство, пусть даже перепрофилировав его, хотя сооружение подобной промплощадки «с нуля» с подводом необходимых коммуникаций обойдется в огромные деньги, но ничего подобного никто воссоздавать не намерен, а потому страна и далее будет идти по пути деиндустриализации, собственно, деградации. Не говоря уже о том, что предприятие продано за большие деньги некоей формально убыточной «фирмёшке» с уставным фондом в пару-тройку тысяч гривен, которой всего пару лет от роду и предметом деятельности которой является оптовая торговля всякой всячиной.
Впрочем, подобная «большая приватизация» ничем не отличается от того, что творится в Украине последние 30 лет. Именно поэтому откровенным цинизмом и издевательством выглядит заявление Фонда госимущества о том, что, дескать, «с продажей предприятия дух большевизма остался в прошлом». При большевизме предприятие работало в три смены, обеспечивая рабочими местами, зарплатой, налогами, необходимой продукцией. Еще большим цинизмом, даже откровенной дурью выглядит заявление о том, что «приобретение актива является первым шагом на пути к новой жизни этого актива», поскольку у этого «актива» в его обычном понимании никакой «новой жизни», опять-таки, в обычном понимании, уже нет и не будет от слова совсем.
Итак, Первый киевский машиностроительный завод (ПКМЗ), более известный как «Большевик» был 27 октября продан за 1,43 млрд гривен. Его собственником станет связанная с группой UFuture Василия Хмельницкого компания ООО "Дженерал Коммерс". Она была зарегистрирована в 2018 году в Киеве, ее уставный капитал составляет 4 тысячи гривен, она занимается неспециализированной оптовой торговлей, а в прошлом году фирма показала убытки в размере 3,4 млн гривен. Очевидно, более серьезных претендентов не нашлось…
Учредители компании-покупателя– Владимир Долгополов, АО "ЗНВКИФ "Ларам Систем" и "АБ Пиллар Холдингз Лимитед" (Кипр). Директор – Игорь Хижняк. Долгополов также является соучредителем ООО "КУА ЮДП Эссет Менеджмент".
Завод "Большевик" основан в конце ХІХ века. У него богатая история. Рабочие "Большевика" в 1905 году активно участвовали в первой русской революции и даже создали "Шулявскую рабочую республику". В январе 1918 рабочие воевали против Центральной рады за установление советской власти.
Во времена СССР завод считался одним из крупнейших в Восточной Европе предприятием по созданию оборудования для переработки резины, пластмасс и их отходов, производил пластмассовые трубы, древесно-полимерные листы, роторы и цилиндры, а также продукцию оборонного назначения. На базе "Большевика" работало конструкторское бюро по артиллерийскому вооружению, там, в частности, проектировались пушки к БПМ-2, в том числе, так называемые вертолетные пушки.
Начиная с 1990-х годов, предприятие все более приходило в упадок. В последние годы ПКМЗ накопил долги почти на 500 млн грн, а ежегодно в среднем приносит убыток на 20 млн грн.
Стартовая цена составила 1,389 млрд грн или примерно 54 млн долларов. В ходе торгов она выросла всего на 40 млн гривен. Сам аукцион, по данным медиа, длился аж 7 минут. Согласно приватизационным условиям, новый владелец должен погасить долги завода перед коллективом, бюджетом и другими кредиторами.
Главный актив "ПКМЗ" - 36 га земли в Киеве недалеко от станции метро "Шулявская". Компания M4U оценивала земельный участок завода в 120-150 млн долларов, то есть 3,2–4 млрд грн.
Несмотря на привлекательность объекта, из 15 потенциальных инвесторов, которые ожидались в качестве участников, до торгов дошли только три компании, а состязание на аукционе вступили только две, но и это ничего не дало в плане существенного роста цены. Все это наталкивает на подозрение о сговоре участников этого действа.
Не менее подозрительным является тот факт, что еще в 2019 году пять строений предприятия площадью свыше 6300 кв. м были незаконно отчуждены и проданы ООО «Агромил Дистрибьюшн». Фонд госимущества обжаловал эти договора и довел дело до кассации, которую выиграл, то есть имущество должно вернуться в состав предприятия. Тем не менее, в судах разных инстанций продолжаются еще четыре процесса. Эти обстоятельства сыграли немаловажную роль в том, что цена продажи оказалась столь низкой. В медиа гуляет версия о том, что эта ситуация якобы была умышленно инспирировна в интересах структур Василия Хмельницкого, являющегося одним из крупнейших столичных застройщиков. Тот факт, что многие известные столичные застройщики неожиданно в аукционе участия не принимали, также наталкивает на мысль о сговоре в интересах Хмельницкого. Впрочем, есть версия, что структуры Хмельницкого выступают этакой «ширмой», за которой прячутся интересанты из ныне действующей власти. К тому же, объект имеет большие размеры и требует огромных инвестиций, а потому инвесторов может оказаться очень много.
Дальнейшее целевое назначение объекта не составляет тайну. Организаторы аукциона изначально продвигали объект как «уникальный земельный участок под застройку». То есть о реанимации производства речь не идет изначально. По некоторым оценкам, речь может идти о более чем миллионе квадратных метров площади жилья и/или торгово-офисных помещений и более чем миллиарде долларов инвестиций.
В то же время, экономический аналитик Алексей Кущ полагает, что "Большевик" стоило бы попытаться реанимировать в его производственном амплуа.
"Это классический так называемый brownfild или "ржавый участок" - старая промышленная застройка, которую можно использовать под промышленный кластер. Там уже есть цеха, подведенные мощности электроэнергии, система водоснабжения и канализации, подъездные пути, то есть, вся необходимая инфраструктура для промышленной площадки. На ней имело бы смысл разместить новые производства, в частности, коммунальной техники, в которой нуждается и которую закупает Киев. Это позволило бы создать новые рабочие места, пополнять местный бюджет налогами, то есть, получить мультипликационый эффект для экономики - как города, так и страны. На таких условиях инвестору можно было бы отдать «Большевик» даже за условную гривну, но с требованием вложить миллиардные инвестиции именно в производство. Но, как видно, этого не сделали. Между тем, нет оценок сколько стоит построить объект уровня "Большевика" с нуля в чистом поле. Но изначально понятно, что Украина ни сейчас, ни в ближайшие годы не сможет себе такого позволить", - справедливо отметил Кущ.
Вместо этого в Киеве, скорее всего, появится очередные «престижные» жилые и торгово-офисные комплексы, а процесс деиндустриализации и упадка страны ускорит свой ход.