Вне зависимости от лозунгов, декларируемых участниками этого «цирка», конечной целью является уничтожение государственной бюджетной медицины и выталкивания всех более или менее платежеспособных ее клиентов в объятия платной частной медицины. Те же, кто денег на лечение не имеет, уйдут естественным порядком, проще говоря, вымрут, поскольку никому не нужны из-за своей неплатежеспособности. Очевидно, это и будет «апофигеозом» того «неолибералистического блудняка», под лозунгами которого 30 лет назад разваливали СССР и позднесоветское социальное государство. Впрочем, это отдельная тема…
Далее речь пойдет об очередной «реформе оплаты труда» в бюджетном здравоохранении. Реформация сия инициирована «самим» Зеленским, который в ушедшем году пообещал с года нынешнего платить врачам минимум по 20 тысяч, а медсестрам - по 13,5 тысячи гривен, и эти расходы якобы были заложены в бюджете.
Ну, то есть, как заложены?.. Минздрав убеждает, что заложены. А у Минфина, который ведает бюджетными средствами, мнение существенно отличается…
Но 12 января на заседании Кабмина было принято решение об указанном выше увеличении зарплаты медикам государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. К тому же, решение принято задним числом.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что радоваться нечему, и этот «эксперимент» может стать одним из огромных гвоздей в гроб здравоохранения.
Поскольку, оказалось, что реально денег на повышение зарплат нет, то по регионам начинаются телодвижения по переводу медиков на неполную занятость, то есть на 0,75 или даже 0,5 ставки.
О том, что отрасль в результате подобного рода экспериментов агонизирует, свидетельствуют следующие цифры: если общее число занятых в бюджетном здравоохранении в 2021 году, по данным Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ), составляло немногим более 270 тысяч человек, но при этом отток кадров из здравоохранения за два года превысил 50 тысяч человек.
При этом далеко не все кадры уходят даже в платную частную медицину. Очень многие уезжают за границу, а многие просто уходят из медицины навсегда.
Результатом становится все более возрастающая нехватка кадров, которая увеличивается не только за счет «реформ» отрасли, но также из-за разного рода идиотических действий власти. Одним из таковых является решение с 31 января отстранять не привитых медиков, а также педагогов и коммунальщиков, то есть работников критической инфраструктуры, которых и так катастрофически не хватает.
Но вернемся к новациям в оплате труда медиков. Формально вроде бы работники отрасли должны радоваться решению о повышении зарплат врачам до 20000, а медсестрам – до 13500 гривен. По данным отраслевых профсоюзов, в 2021 году средняя зарплата в здравоохранении составила в Киеве немногим более 15000, а по Украине – 11000 гривен. Правда, сразу же возникает поставленный выше вопрос о том, где взять средства на существенное повышение зарплат, о чем далее. К тому же, и сейчас есть врачи, которые получают 20-30 тысяч гривен.
При ближайшем рассмотрении, оказалось, что указанное повышение касается не оклада, а всей начисленной зарплате. Напомним, что зарплаты медиков, как и большинства других категорий бюджетных работников, состоят из небольших, часто мизерных окладов, мало отличающихся от минимальной зарплаты, а также целого ряда весьма высоких надбавок - за категорию, за интенсивность, муниципальные, ковидные и так далее. Например, в Киеве как наиболее «богатом» городе муниципальная надбавка врачам составляет 5000, медсестрам – 4000, младшему медперсоналу – 2000 гривен. Но даже богатому Киеву, чтобы дотянуть до заявленной величины зарплаты для врачей, нужно доплатить еще 5000 гривен в месяц каждому, не говоря об остальных, и не факт, что такие деньги найдутся.
К тому же, возникнет проблема уравниловки. Ведь если пойти предложенным Кабмином путем, то исчезнет дифференциация оплаты труда в зависимости от опыта, стажа и категории. Иными словами, не будет различия между оплатой труда врача высшей категории и не имеющего категории, между медсестрой из регистратуры или операционной медсестрой. Это приведет к дополнительной демотивации работников и чревато усилением оттока кадров.
И все же, самой главной проблемой здесь является отсутствие в бюджете реальных средств на повышение зарплат в указанном размере.
Большинство бюджетных учреждений получают финансирование от НСЗУ. Эти деньги расходуются не только на зарплату, но также на медпрепараты, оборудование, хозяйственную деятельность, включая пресловутые коммунальные услуги, стоимость которых резко увеличивается из-за роста цен на энергоносители. О том, что оплата многих лечебных процедур занижена, в прошлом году говорилось много, но расценки, по которым их оплачивает НСЗУ, увеличены так и не были.
Начался обычный в таких случаях чиновничий «пинг-понг». Минздрав в лице министра Ляшко утверждает, что деньги для повышения есть, и требует от подчиненных увеличить зарплату в отрасли. В ответ Минфин требует, чтобы Минздрав подтвердил наличие соответствующих объемов расходов в показателях государственного и местного бюджетов.
По факту деньги целевым порядком на повышение зарплат не выделены, то вся эта затея чревата очередным сокращением штатов, и это только усугубит кадровый кризис в отрасли. К тому же, это решение входит в противоречие с нормами закона о медицинских гарантиях, согласно которым в расчете тарифов НСЗУ должна учитываться зарплатная составляющая медиков на уровне 250% средней зарплаты, а сейчас это 29 тысяч гривен.
Но поскольку денег явно не хватит и/или под видом того, что их не хватит, начались обычные в бюджетной сфере манипуляции с переводом работников на неполный рабочий день (неделю). Ничего нового здесь нет, и такая форма «экономии» бюджета за счет медиков используется в Украине давно и активно. При этом работники теряют не только заработок, а и пенсионный стаж, но это власть не волнует. Правда, есть много случаев, когда медики, чтобы заработать, работают на полторы ставки, но только при наличии свободных вакансий, когда новых работников не нанимают, а свободные оклады отрабатывают уже работающие.
Но с декларативным увеличением зарплат без соответствующего финансирования, свободные вакансии если и останутся, но в крайне малом количестве.
Зато в постановлении правительства предусмотрена лазейка, позволяющая, образно говоря, так «поднять» зарплату врачам до 20, а медсестрам до 13 тысяч, чтобы в реальности им можно было бы заплатить меньше, причем совершенно легально. Отдельным пунктом норматива указывается, что в случае установления медработнику неполного рабочего дня или выполнения им не в полном объеме установленной нормы продолжительности рабочего времени, требование по оплате труда применяется пропорционально отработанному времени. В переводе на общепонятный язык, это означает, что медиков будут массово и насильно переводить на неполную занятость.
И если судить по недавнему громогласному заявлению главы профильного комитета Верховной Рады Радуцкого, практика перевода медиков на 0,5 или 0,75 ставки уже вовсю разворачивается по стране. С одной стороны, это позволяет формально повысить зарплату в соответствии с новыми веяниями, а с другой стороны, это даст возможность вписаться в выделенные денежные средства, которые никто не увеличил. А возможно, под эту затею удастся еще и сэкономить…
Радуцкий, правда, обещал выявлять и нещадно карать местных чиновников за такие переводы на неполный день. Но в это не верится от слова совсем, поскольку у нас и за куда более тяжкие преступления никого не наказывают.
А мы еще раз повторим, что подобные «реформы» и манипуляции ведут к окончательному развалу остатков здравоохранения, в том числе, к дальнейшему «исходу» специалистов из бюджетных больниц и клиник.