Путин все еще «не напал», а Украина несет огромные экономические потери от своей вовлеченности в разборки Америки и России. Это обстоятельство заставило продолжить тему, начатую в материале «Московско-вашингтонская империалистическая война и ее украинский фронт». Тем более что на Западе, прежде всего в Америке, продолжают нагнетать истерию на тему возможного нападения Путина, а в последние дни началось обострение на Донбассе.
Валютный курс военно-истеричного времени
Тот факт, что Украина несет огромный экономический ущерб, очевиден для любого, и достаточно было в последние недели наблюдать за курсом валют на обменных пунктах, чтобы в этом убедиться. Также невооруженным глазом было видно, что колебания курса гривны происходило синхронно с приступами западного психоза вокруг нападения Путина, а также с новостями о маневрах российских войск у границ Украины.
Обратим внимание, что учения проводились Кремлем явно с демонстративно-шантажистскими целями именно в тот момент, когда Москва и Вашингтон пытаются договориться о новом империалистическом переделе сфер влияния и рынков сбыта. Иными словами, это было такое себе давление на Штаты путем давления на сателлита Америки в лице Украины. Подчеркиваем это затем, чтобы лишний раз показать, что два империалистических гегемона используют Украину в своих целях, и это приводит, в том числе, к огромному экономическому ущербу для Украины.
Курс гривны к доллару во время кризиса неуклонно рос, пробивал отметку 29 и реально грозил достигнуть психологической отметки в 30 гривен за доллар. Опять-таки, тот факт, что это было связано, прежде всего, с эскалацией военных маневров России и с истерией, раздутой вокруг этого Западом, подтверждается тем, что как только в СМИ появились сообщения об окончании российских маневров и отводе российских войск от границ Украины, гривна немедленно стала укрепляться. Хотя до стабилизации еще далеко, и неизвестно, чем это окончится в конечном итоге, а обострение на Донбассе уже вызвало новую курсовую нестабильность.
Потери же Украины и ее финансово-банковской системы от раздутой паники иллюстрируются следующими цифрами.
Для удержания и стабилизации курса гривны с начала 2022 года Нацбанк продал 1,93 млрд долларов валютных резервов. Еще раз: за полтора месяца в топке этого психоза сгорели почти два миллиарда долларов!
По данным Национального банка Украины, в январе 2022 года физлица забрали из банков свои денежные накопления в размере 23 млрд грн – украинцы начали выводить деньги из банковского сектора на случай непредвиденных событий, преимущественно связанных с угрозой войны.
И все же, несмотря на раздуваемый Западом околовоенный психоз и демонстративно-провокационные военные упражнения Путина у границ Украины, особой паники это не вызвало. Конечно, если не считать скандальное бегство ряда нуворишей и политиканов накануне обещанного американцами «нападения Путина».
Здесь следует отдать должное Зеленскому, который поступил правильно, публично не согласившись с заявлениями Байдена, Джонсона и ряда других западных персонажей в вопросе «нападения Путина». Этому способствовало отсутствие объективных данных о реальных приготовлениях к нападению со стороны российской армии.
Поэтому особо большой паники в Украине и не было. Хоть граждане снимали деньги в банках и покупали валюту, это не приняло тотальные масштабы, люди не толпились у банкоматов, а в магазинах не выметали остатки продуктов. Иными словами, отечественные обыватели не поверили заявлениям Запада, не создали панику и тем самым уберегли экономику от огромного обвала, который был бы неминуемым, если бы паника была.
Взаймы не дадут, а «помогают» под проценты
Но к нагнетаемой истерии серьезно отнеслись кредиторы и инвесторы, включая спекулянтов, играющих в украинские ОВГЗ.
В результате, как заявил в одном из своих видео-обращений Зеленский, только за январь из-за слухов о возможном вторжении России из Украины были выведены 12,5 млрд гривен. Комментировать адекватность этой цифры не будем, но обоснованно предположим, что в феврале, в пик истерии вокруг нападения Путина, ситуация лучше стать не могла.
К тому же, за время истерии вокруг ожидаемого нападения Путина на мировом финансовом рынке наблюдался массовый сброс украинских еврооблигаций. Резко взлетели ставки по украинским бондам с погашением в сентябре 2022 года. Если в пятницу 11 февраля они находились на уровне 15,83%, то уже в понедельник, 14 февраля, утром поднялись до 28,54% - это новый максимум.
И дело не только в том, что держатели избавлялись от украинских долговых бумаг. Кстати, этим следовало по-умному воспользоваться: хотя бы наиболее критичную часть этих облигаций, хорошо поторговавшись, можно было бы на волне паники дешево выкупить, чтобы минимизировать расходы на обслуживание долга. Но никакой информации относительно этого найти не удалось.
Но хуже всего то, что теперь Украина полностью отрезана от международных рынков заимствования. Нам либо денег в долг не дадут, либо будут давать под космические проценты, обслуживать которые просто нереально. То есть дырки в бюджете, в том числе и для расчетов по предыдущим долгам, затыкать будет нечем. За это нашим англо-саксонским «друзьям», раздувшим истерию, следует сказать отдельное огромное «спасибо».
О финансовых последствиях паники вокруг «вторжения» по результатам выступления в Раде министра финансов Сергея Марченко в соцсетях написал народный депутат Ярослав Железняк:
- Индекс облигаций среди развивающихся стран наихудший с 1999 года.
- Военная ситуация очень негативно повлияла на нерезидентов. Вывели 14 млрд грн в течение января.
- В январе 2022 г. привлекли заемных средств в 5 раз меньше, чем раньше.
- Единственное решение - обращаться к международным партнерам за финансовой помощью.
Обратим внимание, что это данные по итогам января. Надо полагать, что результаты февраля могут быть хуже.
Впрочем, и это, думается, делалось нашими «западными друзьями» с явным расчетом. Теперь Украина попадет в еще большую зависимость от Запада, прежде всего от Штатов. Поскольку сможет получить финансирование либо от Вашингтона, либо от МВФ, то есть от того же Вашингтона, причем под кабальные условия, в частности, под повышение коммунальных тарифов и так далее.
Повторим, что потери Украины от околовоенной истерии только в относительно спокойном январе по минимуму оцениваются в сумму около 14 млрд гривен, а по оценкам замглавы Офиса президента Ростислава Шурмы достигают 2-3 миллиардов долларов в месяц, с учетом потерь от туризма, инфляции, сокращения авиаперевозок и т.п. Взамен Киеву Штаты предложили 1 миллиард дол. под гарантии США. Однако, здесь довольно своеобразная схема, которая совершенно не гарантирует низкий процент. Под эти гарантии Минфин выпускает долговые обязательства, уплата которых гарантируется правительством США. Если Украина не сможет расплатиться, нас опять нагнут, чтобы платить какие-нибудь ВВП-варранты, как это уже было. Не говоря уже о том, что на этой сделке наживутся банки, которые получат хорошие комиссионные. Но главное, поскольку украинские долги, как сказано выше, резко обесценились, никто не гарантирует низкий процент, скорее всего, доходность будет высокой, то есть Украина получит дополнительную кредитную удавку.
Еще 1,2 млрд евро кредита ожидается от Евросоюза. Причем эта сумма делится на два равных транша. Вторые 600 млн евро будут выданы после проведения каких-то очередных «реформ». Так и хочется спросить: так у нас война с Путиным, или мы реформы проводим?..
Кроме указанных кредитов и гарантий Украина, возможно, получит некоторые, не слишком значительные суммы от Канады, Великобритании, Германии, Франции и Мирового банка.
Словом, подобной «помощью под проценты» и наложением различных условий западные кредиторы не столько помогают бороться с предполагаемым нападением Путина, сколько преследуют свои интересы.
Не так помогают, как наживаются
Весьма неоднозначной является также и военно-техническая помощь наших западных «друзей». Собственно, это далеко не только помощь перед лицом «нападения Путина», но скорее банальная нажива на войне и наших проблемах. По имеющейся информации, оружие нам не передают, а дают в кредит, в том числе бывшее в употреблении, в том числе бывшее советское, в том числе с истекшими или истекающими сроками хранения, и оставшееся от Афганистана.
Кроме того, в счет полученного в Великобритании кредита Украина заказала в Британии военные суда на 1,7 млрд фунтов стерлингов, в счет турецкого кредита заказаны суда в Турции. Напомним, когда-то Украина сама строила корабли вплоть до авианосцев и ракетных крейсеров.
Не успели появиться сведения о выделении кредита Евросоюзом и Францией, как президент Макрон тут же подсуетился – «впарил» Зеленскому на 900 миллионов евро тепловозов производства французской компании Alstom, от покупки которых недавно отказалась Аргентина. Хотя тепловозы Украина могла бы вполне изготавливать сама…
В результате, даже указанные незначительные средства, получаемые в кредит, Украина не сможет использовать для развития собственной экономики или увеличения госзаказов для украинской промышленности, в том числе оборонпрома.
Напомним также о том, что на фоне истерии вокруг возможного нападения Путина ряд авиакомпаний отказались от полетов в Украину и над ней, лизингодатели запретили здесь использовать авиатехнику, а страховые и перестраховочные компании отказались страховать риски, без чего воздушные суда вообще нельзя поднять в воздух.
Показательно, что такого не было даже в разгар боевых действий в 2014-2015 годах, когда на Донбассе шла настоящая война с применением авиации и средств противовоздушной обороны и когда случилась трагедия со сбитым Боингом.
Но и это еще не все. Уже после того, как стало известно о начале отвода российских войск от наших границ, страховая ассоциация Lloyds Market Association внесла украинские и российские воды Черного и Азовского моря в зону пиратства, терроризма и войны. Это очень сильный удар по нашему экспорту и импорту, идущему через черноморские порты. Это если не паралич перевозок, то существенное их удорожание из-за роста стоимости страхования, а это потеря конкурентоспособности, имиджа и прочее.
Словом, и здесь «друзья» изрядно «удружили»…
Сколько-нибудь внятных оценок последствий проблем со страховщиками пока найти не удалось, но думается, что это будет серьезным ударом по экономике Украины, которая и без того бьется в агонии кризиса и воровства.
Эта несостоявшаяся пока война, точнее истерия вокруг войны, принесла значительные экономические выгоды России в виде опять подскочившей выше 1000 долларов на спотовом рынке цены на газ, что тянет вверх и цены по долгосрочным контрактам, а также в виде возросшей почти до 100 долларов за баррель цены на нефть. В результате, только по самым скромным подсчетам российская казна получит дополнительные десятки миллиардов долларов. Так «борьба с Россией», учиненная англо-американцами, обернулась для Путина неожиданным, но весьма ощутимым дополнительным профитом.
Зато в отношении Украины, просматривается стремление обесценить остатки ее экономики и экономических ресурсов, что даст возможность окончательно взять Украину под контроль и прибрать к рукам за бесценок.