Почти год продолжалась массированная информационная атака на коллектив и акционеров одного из крупнейших украинских машиностроительных предприятий и экспортеров - публичное акционерное общество «Запорожтрансформатор». Последствия не заставили себя долго ждать - Украина оказалась перед угрозой потери уникального предприятия. На грани выживания оказался также трехтысячный коллектив завода. Поэтому первый вопрос, с которым мы обратились к генеральному директору ЗТР Игорю Клейнеру, касался оценки этих событий.
Игорь Клейнер: Наше предприятие одно из немногих в Украине даже в кризисные для экономики государства времена продолжало поставлять не сырье, а свою высокотехнологичную продукцию на рынки США, Западной Европы, Саудовской Аравии и других стран мира. Безусловно, больше всего мы переживали за коллектив. Ведь множество профессий на ЗТР уникальны. Чтобы освоить, например, квалификацию намотчика 6 разряда, нужно не менее пяти лет трудового опыта.
Также следует учесть, что коллектив вместе со своими семьями - это более 10 тысяч жителей Запорожья, которые могли оказаться без средств к существованию. Кому выгодно потерять такое уникальное предприятие в угоду конкурентам и повысить в городе и без того высокий градус социальной и политической напряженности? Считаю, что за этим стояла горстка чиновников во главе с экс-премьером, которые ополчились против одного из акционеров завода. Возможно, выгодно также чиновникам, у которых была личная заинтересованность в лоббировании интересов зарубежных поставщиков. Совместно, искусственными и ангажированными методами они пытались не допустить ЗТР к участию в тендере. И тем более, к победе. Выгодно это и российским заводам, которые не скрывают стремления занять нишу ЗТР в Беларуси, Казахстане, Средней Азии, Закавказье.
Однако те, кто устроил эту вакханалию, забывают, что украинская энергетика на 90% укомплектована именно трансформаторами и реакторами производства ПАО «ЗТР». Это практически единственный украинский производитель трансформаторов, который к тому же работает на рынке 69 лет. Во-вторых, надежность и класс продукции завода подтверждены многочисленными международными аудитами и сертификациями. Наша продукция первой среди стран постсоветского пространства прошла сертификацию для требовательного рынка Саудовской Аравии, Франции и т.д. Поэтому удивляет, как у чиновников вообще могло возникнуть недовольство тем, что для украинской энергетики поставку оборудования будет осуществлять украинский же производитель.
- Как вы считаете, удар по репутации ЗТР касается только вашего предприятия или всей энергетической отрасли? И почему во время этой информационной войны «мячом» владели лишь одни и те же игроки?
Игорь Клейнер: - Если проанализировать публичные высказывания политиков и чиновников, то становится очевидным, что вместе с попыткой дискредитировать ЗТР наносился удар по репутации и работоспособности отрасли в целом. Производство силовых трансформаторов относится к вопросам национальной безопасности, поскольку в конечном итоге это надежная и бесперебойная работа энергосистемы страны. Поэтому любое развитое государство мира, наладив производство трансформаторов, поддерживает своего производителя, оперативно обновляет все составляющие энергосистемы.
У нас же то ли из-за некомпетентности, то ли преднамеренно всячески игнорируют, например, износ трансформаторного парка и необходимость его плановой замены. Это приводит к аварийным ситуациям и отключению от энергопотребления целых регионов. При этом публичную оценку необходимости замены оборудования почему-то дают лица, которые не имеют никакого отношения к энергетике. Затем эта оценка тиражируется в СМИ без попытки получения экспертного и научного анализа.
Что касается того, что «мячом» владели одни и те же игроки, то нашей вины в этом нет. СМИ просто не обращались к нам за комментариями, что свидетельствовало о явно заказном характере публикаций. Во-вторых, аргументировать свою позицию и дискутировать можно с профессионалами, а спорить с псевдоэкспертами, которые имеют весьма приблизительные знания о трансформаторостроении - это тратить драгоценное время. Мы просто занимались работой.
- Тендер выигран, контракт подписан. Что дальше?
Игорь Клейнер: - Контракт между ПАО «Запорожтрансформатор» и ГП НЭК «Укрэнерго» по результатам проведенного тендера на поставку оборудования вступил в законную силу. Предприятие получило авансовый платеж и запустило заказ в производство. Как известно, согласно условиям контракта, его выполнение заводом будет контролировать постоянный представитель покупателя – «Укрэнерго». На совместной встрече мы обсудили технико-коммерческие вопросы, в том числе форму отчетности целевого использования авансового платежа. Система контроля за выполнение заказа прописана очень детально и прозрачно. В свою очередь коллектив ЗТР, как всегда, готов выполнить работу качественно в указанные контрактом сроки. Трансформаторщики благодарны украинским энергетикам за доверие и, как это уже не раз было, приложат максимум усилий для обеспечения надежной работы энергетики государства.
- Чем и как живет предприятие сегодня? Какие еще заказы находятся в работе, учитывая большие мощности завода? Какая атмосфера в коллективе после прессинга, который пришлось пережить ЗТР?
Игорь Клейнер: - Как и абсолютное большинство предприятий машиностроения и других отраслей промышленности Украины, наше переживает непростое время. Прежде всего, заказчики проявляют осторожность из-за войны на юго-востоке страны. Также из-за общемирового кризиса снизились инвестиции в энергетику, усилилась конкуренция. Однако мы ищем новые заказы и рынки. Сейчас ведем монтаж трансформаторов для Саудовской Аравии. Украина первой из бывших государств СНГ получила такой заказ на экспорт своей продукции в эту страну. Для нас это очень знаковый, ответственный и почетный заказ. Ведь оборудование, которое мы изготовим, станет не только лицом запорожских трансформаторщиков, но и визитной карточкой всей Украины, о которой там не так уж и много знают. Конечно, надеемся также, что после презентации поставленного нами оборудования в эту страну мы получим возможность закрепиться на этом рынке. Кроме того, в работе находятся заказы для Беларуси, Казахстана, Малайзии и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
- С учетом того, что ЗТР является стратегическим предприятием для экономики Украины, какой, по вашему мнению, должна быть политика правительства по отношению к предприятию, продукцию которого знают почти в ста странах мира?
Игорь Клейнер: - Запорожье традиционно выступало центром науки и развития электротехнической промышленности на территории бывшего Союза. А Запорожский трансформаторный всегда был лидером по поставке оборудования в Казахстан, Беларусь, РФ, Грузию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому логично было бы всячески способствовать предприятию, которое производит высокотехнологичную, хорошо известную в мире продукцию. Однако вместо развития конкурентоспособной отрасли и поддержки предприятия выгодно было организовать беспрецедентную информационную атаку как по дискредитации и подрыву имиджа нашего предприятия в частности, так и украинской электротехнической отрасли в целом. Так, из-за халатности правительства Азарова «с молотка» в руки Московского «Электрозавода» ушел Всесоюзный институт трансформаторостроения (ВИТ), работавший в Запорожье. В итоге он потерял свой научный потенциал и сейчас превратился в мелкую производственную площадку. Из-за равнодушия и непрофессионализма отдельных представителей предыдущего правительства мы почти уничтожили флагман отечественного трансформаторостроения - ПАО «ЗТР».
Провозглашая лозунги развития экономики и общества в целом, мы берем в качестве ориентира развитые страны мира. Но мы практически ничего не делаем для того, чтобы перенять их опыт защиты национального производителя. К примеру, и американский, и европейский рынки, прежде всего, заинтересованы в организации внутреннего рынка и преференциях для своих предприятий. В США, например, существует дополнительная пошлина на ввоз трансформаторной стали из Южной Кореи, Германии и ряда других стран. В Аргентине действует дополнительная ввозная пошлина на трансформаторы из Китая, Южной Кореи и Бразилии. Даже в соседней Беларуси у местных производителей есть пятнадцатипроцентная преференция перед зарубежными трансформаторными производителями при госзаказе.
Поэтому абсолютно нелогичным выглядит отсутствие поддержки такого национального производителя в Украине как Запорожский трансформаторный завод. Особенно на фоне непростой военно-политической обстановки, когда каждое реально работающее предприятие, тем более, мирового уровня - на вес золота. Именно поэтому мы надеемся на поддержку Президента, Верховной Рады, нового Кабинета министров, прессы и широкой общественности. В государственном масштабе должна быть прописана программа энергетической безопасности, включающая в себя производство трансформаторов и реакторов. А также, если не преференции предприятию, то хотя бы создание условий, при которых станет невозможным политизированное вмешательство в его работу. К слову, на сегодняшний день ЗТР - единственное предприятие в нашей области, которому государство не возместило НДС за 2015 год! Разве это положительный стимул для нормальной работы завода и его трудового коллектива?
- Игорь Всеволодович, из ситуации, когда игра шла, так сказать, в одни ворота, соответствующие выводы вами, пожалуй, сделаны. Какой среди них является одним из главных?
Игорь Клейнер: - Прежде всего, будет налажен диалог с общественностью. Мы всегда были и остаемся открытыми для СМИ, готовы отвечать на все вопросы, интересующие журналистов. Думаю, им было бы интересно побывать в пресс-туре по заводу, который мы можем организовать перед отгрузкой первого лота нашей продукции для «Укрэнерго». На регулярной основе мы размещаем релизы на нашем сайте. Кроме того, как я уже упоминал, созданы все условия, налажена четкая и прозрачная процедура контроля заказчиком за ходом ведения работ. Словом, мы готовы к конструктивному диалогу.
Досье:
Игорь Клейнер родился в Запорожье.
В 1977 году завершил обучение в Запорожском машиностроительном институте (теперь ЗНТУ) по специальности «Оборудование и технология сварочного производства» и получил квалификацию инженера-механика.
С 1977 года работал на Запорожском трансформаторном заводе (теперь ПАО «Запорожтрансформатор»). Прошел путь от инженера-технолога третьей категории сварочного цеха до заместителя начальника сварочного производства.
С декабря 1997 года по апрель 2005 года возглавлял ОАО «Завод малогабаритных трансформаторов».
С апреля 2005 года - генеральный директор ОАО «Запорожтрансформатор».
Награжден Почетным званием «Заслуженный машиностроитель Украины», орденами «За заслуги перед Запорожским краем» всех степеней.
Является автором более тридцати изобретений и рационализаторских предложений.
Согласно рейтингу Форбс-Украина, в 2013 году вошел в десятку лучших гендиректоров Украины.