Охрименко: «Есть надежда, что в следующем году рост цен будет на уровне 12-15%, а не на 100 или 200%»
21.11.2016 08:00

О том, каких изменений ждать украинцам от экономики в грядущем 2017-м году, что будет с ценами и тарифами на коммуналку, а также в каких сферах появятся новые рабочие места в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал украинский экономист, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Новости Украины – From-UA: - Александр, добрый день! Какой бы вы дали прогноз экономической ситуации на грядущий 2017-й год?

Александр Охрименко: - Скажем так: в 2016-м году мы достигли дна, никакого роста нет. Но как бы там ни было, нет и падения, потому что индикатор роста, ВВП, показывает, что мы уже не падаем, но и не растем. По большому счету, нужно чтобы ВВП был 3-5%, а пока мы имеем 1% или вообще меньше одного. Это факт.

Если говорить об отдельных сегментах, мы увидим, что промышленность действительно прекратила падение. Даже можно сказать, что частично восстановилась металлургия, и производство металла в этом году выросло, соответственно выросло производство кокса – а это положительный факт.

Но в то же время мы видим, что у нас происходят структурные изменения: более-менее работает пищевая промышленность, начала расти легкая промышленность (хотя она у нас занимает очень маленькую долю ВВП). А вот химическая промышленность падает, также существенно падает машиностроение и скорее всего, будет падать дальше.

То есть сейчас если посмотреть по промышленности, что происходит: металлургия, как была, так и остается главной, подтягивается и развивается пищевая, а вот что касается химической промышленности и машиностроения – это сворачивается. И будет сворачиваться и дальше, по той простой причине, что для работы с химической промышленностью нужно сырье, а это импорт, а для машиностроения нужна производственная кооперация в основном по странам СНГ, с которым мы разорвали деловые связи. И хоть мы и работаем на старых заказах, но нового, к сожалению, ничего нет.

Есть небольшой рост экспорта продукции машиностроения Украины в страны ЕС, но что это за продукция? Это провода, кабеля, подшипники. Если говорить о каких-то комплектующих, то да, мы можем это производить и поставлять их в ЕС, но готовую продукцию машиностроения – нет, это практически невозможно. И здесь действительно нужно учесть, что, скорее всего, со временем крупные машиностроительные предприятия нужно будет закрыть, а небольшие полукустарные, которые делают какие-то комплектующие, будут развиваться.

Также будет развиваться пищевая промышленность, по классике, это производство печенья, муки.

Мы сейчас для ЕС начали делать мебель, поставлять туда довольно много одежды, но это все происходит по давальческим схемам. И такое будет развиваться и дальше. И этот год показал, что мы начинаем развивать одно и сворачивать что-то другое.

Новости Украины – From-UA: -Что будет происходить на внешнем и на внутреннем рынках Украины? От чего будут зависеть изменения?

Александр Охрименко: - На внешнем, понятно – это выборы президента США. Посмотрим, насколько он будет менять политическую модель Штатов. Потому что если он действительно сдержит свое слово, то это отразится на всей мировой экономике, потому что если США будет протекционистская, то и экономика будет такой же. И если действительно сейчас Трамп будет ограничивать импорт США и стимулировать экспорт, то для нас это не очень хорошо, потому что США тоже экспортирует кукурузу, а это наш конкурент. А нам сложно будет конкурировать с США на мировом рынке, потому что у них аграрии будут иметь большую поддержку, чего не будет у нас. Но он может свои обещания не сдержать.

А что касается внутреннего рынка, то сказать что-то сложно. Во-первых, у нас совершенно забыли про Ассоциацию с ЕС, ее как бы подписали, но забыли. И мы должны этим или заниматься, или нет. Потому что если даже посмотреть нашу внешнюю торговлю с ЕС, то после 2013 года она у нас упала на 27%. То есть у нас экспорт до Ассоциации с ЕС был выше, чем сейчас. Тогда возникает вопрос, а что же это за ассоциация?

Плюс ко всему нужно учитывать потерю рынка СНГ, и нам нужно попытаться хотя бы частично его восстановить, с Казахстаном, Беларусью, потому что мы очень экспортоориентированная страна. И если сейчас в этой ситуации, которую хочет запустить Трамп, мы окажемся не у дел, то потеряем все.

Новости Украины – From-UA: - Какие отрасли, по вашему мнению, будут развиваться, что сможет обеспечить рабочие места людям?

Александр Охрименко: - С рабочими местами совершенно другая ситуация. Объясню на примере.

Возьмем сельское хозяйство, которое сейчас достигло своего пика. В этом году роста у нас практически нет, всего лишь 2%. И до тех пор, пока у нас не будет рынка земли, в сельском хозяйстве будет очень сложно что-то наращивать. Но обращаю внимание, что в структуре ВВП сельское хозяйство уже занимает 14%, и я так понимаю, что в следующем году будет 16%. Для сравнения, в 2013 у нас было 9%, и я могу предположить, что через 10 лет его доля будет не меньше 25%. И в связи с тем, что у нас химическая промышленность сворачивается, у нас и транспорт начинает терять свои позиции. А это все рабочие места, которые мы теряем.

Но более-менее у нас выживает еще сфера услуг, и люди, которые потеряли работу в промышленности, идут в сферу услуг, начиная от ИТ, заканчивая колл-центрами и торговлей. И сейчас будет происходить переток рабочей силы, когда из промышленности люди будут двигаться в сферу услуг и там работать.

И все же главный драйв – это экспорт рабочей силы. По официальным данным, за первое полугодие 2016 года количество официально работающих украинцев уменьшилось на полмиллиона. Скорее всего, какая-то часть людей просто уехала на заработки за границу. И в будущем мы будем наблюдать, что все больше и больше людей будут уезжать на заработки, тем самым снижая безработицу Украины и давая закрывать предприятия. То есть за счет экспорта рабочей силы мы будем снижать напряженную ситуацию с безработицей в Украине.

Новости Украины – From-UA: - Что будет с гривной и как ситуация с ее падением (а к этому есть все предпосылки, так как на данный момент мы наблюдаем ее девальвацию) будет влиять на нашу с вами жизнь?

Александр Охрименко: - Сейчас прогнозировать, что будет с гривной, очень сложно, так как курс определяет черный рынок, который вовсе не подлежит анализу. По этой причине, сейчас даже нельзя сказать, с каким курсом закончится год. Он может закончиться с курсом 27, а может и 30, тут вариант может быть самый невероятный. А в следующей году он может быть и 27, и 37, потому что, так как у нас сейчас главный черный рынок, могут быть периоды стабильности и резкие скачки.

Новости Украины – From-UA: - Александр Андреевич, на какие товары и услуги в связи с этим нам ждать поднятия цен?

Александр Охрименко: - На все. У нас, к сожалению, есть очень скверная ситуация: сначала растет курс, потом цены. А все потому, что очень сильная зависимость цен от курса, так как есть зависимость от импорта и энергетических ресурсов. И получается так: курс вырос, подорожал бензин, газ и нефть и автоматически это включают и в продукты питания, и в производство различных товаров. Потому что когда дорожает энергия, автоматически дорожает все.

Но есть надежда на то, что в следующем году рост цен опять будет на уровне 12-15%, а не на 100 или 200%. Но правда есть такой риск, что если к концу года девальвация ускорится, то тогда и рост цен может быть выше. То есть сейчас мы посмотрим на девальвацию и потом только сможем сказать, как вырастут цены.

Новости Украины – From-UA: - Как будут обстоять дела с малым и средним бизнесом, сможет ли власть создать благоприятные условия для предпринимательства? Что для этого нужно сделать?

Александр Охрименко: - Малый и средний бизнес зависит от крупного, так как обслуживает его, поэтому на сегодняшний момент ему сейчас очень тяжело выживать. Может быть такое, что какие-то малые предприятия найдут заказы в Евросоюзе.

Например, в Грузии есть очень хороший показатель: зарегистрированные и активно работающие компании. И если бы у нас был такой показатель, то у нас реально работающих было бы не больше 30% от зарегистрированных. В Грузии этот показатель 22%, и у нас было бы не больше, потому что зарегистрировать компанию не проблема, проблема в том, что нет клиентов. А для того, чтобы они были, нужно, чтобы крупный бизнес рос на дрожжах, тогда найдется масса работы.

Да, на сегодняшний момент вы можете открыть на себя предприятие и зарегистрировать его, например кафе, а где вы наберете клиентов? Ведь клиенты – это работники крупных предприятий, и они должны получать высокую зарплату, чтобы ходить в кафе. А если они получают маленькую зарплату или им ее не платят, то они к вам в кафе не придут – это прямая зависимость.

Новости Украины – From-UA: - Что будет с тарифами на коммуналку, будут ли они расти, и от чего это будет зависеть?

Александр Охрименко: - Все очень просто: тарифы будут расти, а люди не будут платить. На 1 октября по всей Украине долг за коммунальные платежи достиг почти 14 млрд гривен (субсидии тут не учтены, кстати). И если так будет и дальше, то долг превратится в 100 млрд, и будут говорить: «Что нам делать?». К тому же у нас есть еще и долг по субсидиям ЖКХ. Поэтому я так понимаю, что ситуация действительно патовая. Вместо того, чтобы проводить реформу в энергетическом секторе, сделать рынок – мы будем иметь долг. И никакие штрафы не сработают, и это все развалит.

Новости Украины – From-UA: - Каких еще требований от МВФ нам ждать?

Александр Охрименко: - МВФ выдвигал требование, чтобы мы сделали рынок, но мы этого не делаем. Также МВФ нам выдвигал кучу бессмысленных требований про борьбу с коррупцией, но тут можно только посмеяться, потому что последний рейтинг показал, что у нас коррупция, наоборот, увеличилась.

В связи с новым президентом США нам нужно будет по-новому договариваться сначала с новым президентом Штатов, а потом уже и с МВФ.

Юлия Процышена
Новости Украины – From-UA