О том, каковы желания и аппетиты Запада относительно Украины, а также о том, насколько податлива в этом вопросе Украины в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказа политический консультант Сергей Слободчук.
Новости Украины – From-UA: - Сергей, добрый день! За последние четыре года влияние России на Украину заметно уменьшилось, соответственно, должно было возрасти влияние Запада. В чем, на ваш взгляд, это выразилось?
Сергей Слободчук: - Вмешательство Запада можно назвать даже моделью внешнего управления, потому что вмешательство бывает разной силы и уровня, и высказывается версия, что Украина на данный момент находится под внешним управлением. Что означает это на практике? На практике это означает, что, например, назначение иностранцев на государственные посты, министров — это как раз очень яркий элемент внешнего управления.
Если мы возьмем историю, то Великобритания, Франция, другие страны, когда устанавливали внешнее управление над каким-то своими колониями или полуколониями, они старались назначить своих ставленников на те отрасли, где проходили финансовые потоки, торговля и прочее. Показательный был пример Марокко, где западные государства даже спорили, кто будет руководить таможней.
Вот еще пример классического внешнего управления: когда наемники в очередной раз захватили Коморские острова и в итоге поставили по заказу одной из стран Запада своего президента, то командующим президентской гвардии назначили командира наемников, француза Боба Денара. Почему заказчики поставили своего человека руководить гвардией? Потому что ключевым был силовой ресурс, то есть армия. И силовым ресурсом западные заказчики поставили командовать своего человека, чтобы в случае чего можно было назначить или снять другого президента. А вот в передовых капиталистических странах назначение иностранцев на государственные должности — это исключение. Я могу вспомнить только Стенли Фишера, когда гражданин США руководил банком Израиля. И при Рейгане был политический советник из Франции, звали его Александр де Маранш. Но, с другой стороны, советник — это советник, у него исполнительной власти никакой. Это первый момент.
Момент второй — давайте вспомним, как возник кризис в отношениях между олигархом Коломойским, который был губернатором Днепропетровской области, и президентом Порошенко. Порошенко боялся что-либо сделать, а уволил в итоге Коломойского посол США. Можем вспомнить свежий пример (но это могут быть и сплетни) — признания бывшего вице-президента США Джо Байдена, который рассказал недавно, как он требовал от президента уволить генерального прокурора Виктора Шокина, потому что он не устраивал американцев. Возможно ли это в полностью независимой стране, которая не находится под влиянием какого-либо другого государства? Я думаю, что невозможно.
С другой стороны, мы помним, когда при Януковиче считалось, что определенное влияние имеет Россия. Мы помним, как олигархи по «условно-досрочной схеме» получали гражданство. И как зять одного из высших чиновников, вице-премьера Сосковца, был назначен министром обороны. У него допуск к государственной тайне, и в то же время у него родственные связи с представителем элиты соседнего государства. То есть, тоже возникают вопросы.
Модель внешнего управления хорошо иллюстрируют примеры из истории. Первая опиумная война в Китае. Великобритания победила и добилась, чтобы главный таможенный орган Китая, он назывался Китайская морская таможенная служба, возглавил подданный британской королевы, Горацио Нельсон Лей. Вот классический пример, что такое внешнее управление. Мы можем вспомнить Абромавичуса, Яресько и других товарищей, которые пришли из инвестиционных фирм, то есть это фирмы, которые знают, во что надо вкладывать, что стоит денег в Украине, что можно приватизировать, и пытались тут под чужую указку проводить интересы МВФ и других иностранных контор. До конца никто и не знает, на кого они там работали и по каким заказам. Министры-иностранцы — это сказочка, что они вдруг воспылали любовью к Украине, захотели приехать и поруководить здесь, выполняя, судя по всему, не наши задачи. А потом уехали, и оказалось, что как они были гражданами своих стран — Абромавичус, Яресько и другие — так они и остались.
Новости Украины – From-UA: - Под давлением Запада депутаты проголосовали за приватизацию, уже близки к отмене моратория на продажу земли, ввели драконовские («рыночные») тарифы на коммунальные, пенсионная, медицинская, образовательная реформы – список можно перечислять до бесконечности. Чего ещё нам ждать и с каким исходом?
Сергей Слободчук: - На самом деле отправная точка тут — это экономическая модель. Запад действует по определенной экономической модели, в какой-то мере ее копируют Китай, Россия и другие страны. Поэтому главный вопрос здесь: в качестве какого звена Украина включена в экономическую модель Запада? Какую роль играет Украина в западной экономике? Если она включена в качестве сырьевого придатка, а уже были в истории случаи, когда часть Западной Украины была включена в экономическую модель Запада, и она показала на практике, что может служить только в качестве какого-то трудового придатка, потому что там в реальности немного других ресурсов. Сейчас все свидетельствует о том, что Запад видит Украину в качестве сырьевого придатка. Это означает политику трех «д»: депопуляция, деиндустриализация и деградация. Почему? Вот, например, промышленность — это миллионы рабочих мест, это доходы от экспорта. Мы знаем, что сейчас ключевые отрасли — это металлургия, химия, удобрения для сельского хозяйства, агропромышленный комплекс. Сразу возникает вопрос: какого уровня будет сельское хозяйство? К примеру, фермеры из Голландии выращивают на одном кусте 22-25 крупных клубней картофеля. А у нас, дай Бог, три пять крупных наберется. То есть вопрос, какое это сельское хозяйство, тогда от этого и надо будет танцевать и рассчитывать, сколько населения оно прокормит.
Точно также не стоит вдаваться в идеализм, что если бы Украина была включена в экономическую модель России, то автоматом тут бы началось всеобщее благоденствие и начало бы все расцветать. Вопрос тоже спорный. До 2014 года Украина была включена как экспортер продукции машиностроения, то есть, отрасли с добавленной стоимостью, но что дальше? Если на контрасте с ЕС говорить про Евразийский экономический союз — то в каком качестве Украина туда будет включена? Если в качестве сырьевого придатка и дешевой рабочей силы, то это будет примерно такая же по эффективности модель, чем та, которую навязывает Запад. Поэтому чего нам ждать дальше?
Давайте возьмем примеры тех стран, которые были включены в экономическую модель Запада как сырьевые придатки. Например, в Африке была такая прекрасная страна, как Заир. Она сейчас называется Демократическая Республика Конго. Самая богатая страна Африки в плане природных ресурсов — алмазы, золото, нефть, уран, медь, кобальт, железная руда — да там, по-моему, все ценные природные ископаемые. И при этом это была самая нищая страна в Африке. Почему? Потому что выполняла роль сырьевого придатка для Запада. То есть коррумпированная элита, которой руководил диктатор Мобуту Сесе Секо, которого поддерживал Запад, набирала кредиты МВФ, которые нужно было отдавать. А отдавали золотом, алмазами, нефтью по бросовой цене. Отдавая золото и бриллианты, страна, естественно, никак не развивалась. И после того, как Мобуту свергли, и у оппозиционного политика спросили, что изменилось в стране, он сказал, что «люди опять начали есть три раза в день». То есть нищета была полная, и при этом все было коррумпировано. И из страны при этом выкачивалось по бросовым ценам просто все. И вот вам элемент внешнего управления — на территории Заира присутствовали иностранные контингенты. Плюс постоянно шла гражданская война. А во время войны включается формула «нужны деньги на оружие и армию – надо брать кредиты у МВФ». Когда в 1978 году произошло обострение гражданской войны, такой союзник Мобуту как власти Франции перебросили туда французский Иностранный легион — и отбили эту атаку. А шахты и предприятия, которые принадлежали западным корпорациям, охраняли частные военные компании, которые защищали интересы своих заказчиков.
Новости Украины – From-UA: - То же самое, что происходит у нас, происходило с Молдавией, Грузией и другими постсоветскими странами. Каков результат у них и какой опыт Украине следовало бы учесть?
Сергей Слободчук: - Я боюсь, что этот опыт сильно не поможет, потому что нас и не спрашивает никто. Просто тут есть один момент: Молдавия и Грузия — это не такие большие страны. Поэтому в Грузии Саакашвили было проще руководить, потому что вся Грузия по населению, как Киев. Масштабы не те, в этом плане проще намного. Собственно, и Молдавия все-таки по промышленному потенциалу тоже не сравнится с Украиной. Поэтому чего ожидать? Там, где есть потенциальные рынки, например, атомная энергетика, построенная при СССР, там будут западные компании пытаться захватить этот рынок, и они уже это делают. Разорят какие-то конкурирующие производства, потому что конкуренты Западу не нужны и пополнят свои трудовые ресурсы украинцами, которые им все-таки ментально ближе, чем, к примеру, те же африканцы. А украинцы, которые и по ментальности ближе и которые квалицированные в своем деле, едут в Европу и готовы там заниматься черной работой и подчиняться европейским правилам жизни.
Новости Украины – From-UA: - Каков интерес США, ЕС в Украине? Чего бы они хотели в рамках программ «максимум» и «минимум»?
Сергей Слободчук: - В чем на данный момент повестка Запада по Украине? Мы знаем, что одна из топ-тем, которую продвигает Саакашвили и другие проамериканские политики — это Антикоррупционный суд. В данном случае, кстати, Антикоррупционный суд тоже планируется как средство внешнего управления. Почему? Чтобы был замкнутый цикл. Национальное агентство противодействия коррупции (НАПК) проверяет декларации, Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) ведет расследование, Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) осуществляет надзор, а рассматривает все это очень быстро и в нужном направлении Антикоррупционный суд и выносит приговор. Таким образом за жабры можно взять любого политика — хоть оппозиционного, хоть провластного, хоть бедного, хоть богатого. Вот в чем сейчас интерес Запада в отношении Украины. С другой стороны, мы видим, что и украинская элита во главе с Порошенко и прочими этому сопротивляются, потому что понимают, что таким образом эта дубинка будет бить без разбору всех, кто не угодил, невзирая на чины и лица.
Момент второй. Мы знаем, что звучит постоянно тема земли. Этого требует постоянно МВФ. Интерес простой: отменить мораторий, запустить свободный рынок. В чем смысл? У нас 70,8% земли, а это почти 43 млн гектар, — это земли сельхозназначения, основная масса из которых, — чернозем. Мы помним, как говорил экс-посол Джеффри Пайетт, что будущее Украины — это аграрная сверхдержава. Кстати, интересно, когда Верховная Рада в 2017 году в последний раз голосовала за мораторий, в тот же день служба сельского хозяйства зарубежных стран Министерства сельского хозяйства США (они изучают сельское хозяйство зарубежных стран, у них есть целое подразделение при Министерстве сельскохозяйственной политики) обнародовала доклад, в котором призвала Украину наращивать объемы применения ГМО. А зачем это нужно? Экологически чистые продукты можно продавать на Запад, а ГМО по дешевке продавать в странах третьего мира. Эта продукция дешевая, там ее будут покупать, к тому же она очень выгодна с экономической точки зрения, потому что искусственная и быстрее растет.
Если мы просто проанализируем новости, то мы увидим, что есть интерес именно со стороны МВФ. Это не Украина у них просит деньги в долг, это они рассказывают, что Украина у них просит. В чем интерес МВФ: это, с одной стороны, посадить нас на кредитную иглу, а с другой стороны, навязать интересы западных корпораций под видом экономических требований. То есть они регулируют, с одной стороны, параметры украинской экономики, а с другой стороны, они дают денег в долг и требуют их отдавать. Но можно же по-разному давать в долг. Можно дать в долг, человек начал бизнес, раскрутился и отдал через два года. А можно дать бедному 100 долларов, а через неделю потребовать 105. А откуда он их возьмет? То есть, получается «Гоп-стоп, мы подошли из МВФ».
Посмотрим на экономические цифры: на ноябрь 2017 года государственный долг Украины составлял 76 млрд 330 млн долларов, это 83% от ВВП нашей страны. Но из него 49 млрд 60 млн — это обязательства перед внешними кредиторами, включая 3 млрд, которые мы должны России. Из общей суммы долга 12,1 млрд — это то, что одолжил нам МВФ за последние три года. Интересный момент: только на обслуживание долгов больше полутора миллиардов мы должны заплатить в ближайшее время, и это только проценты по этим кредитам! Только в 2018 году Украина уже должна выплачивать, даже если она не возьмет больше ни копейки, больше двух миллиардов и плюс обслуживание долгов, и это при том, что этот год считается не самым сложным. До 2021 года мы внешним кредиторам должны заплатить около 30 млрд долл. Но чтобы заплатить, их же надо где-то заработать. Получается такая интересная «вилка», что рано или поздно любая страна, которая участвует в программе МВФ, может подойти к моменту, как тот же Конго, когда нечем выплачивать. И тут МВФ требует открыть рынок земли, продать ее и таким образом рассчитаться за долги.
Но, с другой стороны, мы видим, что, как бы это не было странно, но получается, что предохранителем в Украине выступают олигархи, хоть их большинство люто ненавидят. Почему? Потому что интересы МВФ и западных корпораций во многом противоречат интересам украинской олигархии. Например, у нас крупные агрохолдинги, у них земля в аренде, то есть они разводят бабушек, будем говорить откровенно. Бабушка сдает им в аренду и получает, грубо говоря, мешок зерна и три копейки денег. Вся земля в аренде, потому что мы знаем, что у нас действует мораторий на куплю-продажу. МВФ требует запустить рынок земли.
Чего боятся олигархи? Того, что придут западные компании и они смогут бабушкам платить больше. С одной стороны, так и есть, а с другой стороны, нужно время, чтобы скупить землю. У нас народ привык к выживанию одним днем. Олигархи попросту боятся, что простой народ побежит расторгать договора аренды, эти бабушки и дедушки, которые живут в нищете, побегут продавать эти гектары, получив за один гектар, например, 500 долларов. К примеру, стандартный пай в некоторых регионах — это гектар, а на семье числится, как правило, три-четыре гектара. Так вот представьте, что они пошли и продали это все сразу. Получается, что сейчас у олигархов земля на 99 лет в аренде за совсем другие деньги, а так это все у них заберут и побегут продавать конкурентам. То есть в данном случае все, что мы видим, выступления против Антикоррупционного суда, против моратория и прочего — это противодействие со стороны олигархов. Мне нравится с помощью блатной лексики описывать происходящее. И мораль нашей элиты, и западной тоже, это что-то в стиле песни «Гоп-стоп». Там поется «кончай ее, Сэмэн!», а если на наш лад, то МВФ требует от Порошенко «Кончай ее, Петро!». А Петро и Co понимают, что следующими будут они все, и поэтому сопротивляются этому процессу по мере сил.
Новости Украины – From-UA: - Многие говорят о диктате Запада. С одной стороны, он сдерживает украинскую элиту в определенных рамках, с другой, идет навязывание неких сценариев, которые не всегда полезны для страны. Можете ли вы привести примеры пользы и вреда от этого пресловутого диктата?
Сергей Слободчук: - К сожалению, можно говорить только о вреде. Мы видим, что Запад рассматривает Украину как сырьевой придаток и рынок дешевых трудовых ресурсов. Что это означает? Давайте рассмотри все на простом точечном примере: какой сайт, какой журнал сейчас ни откроем, там пишут про «заробитчан». Учительница бросила здесь все и поехала собирать клубнику в Чехию или поехала работать в цеху на мясокомбинате в Польше и т. д., и получает в два, а то и три раза больше. Она получает в Европе, к примеру, 15-20 тысяч гривен. Сколько тут получает учительница? Какие-то слезы, даже страшно называть эти суммы. То есть, с одной стороны, человек получает там больше, с другой стороны, он не защищен ничем. И самое плохое, что это низкоквалифицированный труд. То есть получается, что мы потеряли учителя, которого надо готовить не один год, а получили вместо этого деградацию — человека, который собирает клубнику. Для этого даже читать-писать не надо.
И нынешняя экономическая модель подводит к тому, что так выгоднее. Трудовые ресурсы уезжают из Украины. Специалисты в области атомной энергетики, инженеры, нефтяники, газовики едут в Белоруссию, в Россию. И меры, которые сейчас пропагандирует политическая элита — разорвать экономические связи с Россией — это в том числе игра на интересы Запада и западных работодателей, потому что в России востребован узкий сегмент высококвалифицированных профессий (нефтяники, газовщики, строители, в том числе и из Западной Украины). А на Западе основная масса украинских «заробитчан» — это чернорабочие, периодически туда выезжают наши айтишники, а реже — топ-менеджеры. Поэтому, если разрывать связи с Россией, следующая будет Беларусь, потому что она тоже в этой экономической модели не нужна. Получается, что это игра на интересы Запада. У человека какой остается выбор? Только ехать на Запад — на стройки, мясокомбинат, цех и сбор урожая. То есть в перспективе стать «заробитчанами-гастарбайтерами».