Все то, что сейчас происходит с украинской гривной, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал экономист Владислав Старинец.
Новости Украины – From-UA: - Владислав, добрый день! Что сейчас происходит с гривной? Почему произошел обвал? Есть мнение, что это сезонная девальвация, вы согласны с этим?
Владислав Старинец: - На самом деле, тот кто наблюдает за украинской экономикой, видит, что у нас всегда к августу-сентябрю происходит сезонная девальвация, а в марте, соответственно, - ревальвация.
Факторов для этого огромное множество, но основные из них следующие. Во-первых, в августе у нас предусмотрены достаточно крупные выплаты по долгам — порядка 600 млн долларов. Во-вторых, у американцев заканчивается финансовый год, и все наши импортеры вынуждены закупать товары, начиная от автомобилей и заканчивая любой «бытовухой». То есть спрос на валюту начинает расти, и в ближайшие месяцы он будет превышать предложение на один-два миллиарда долларов – так происходит практически каждый год. Плюс к этому подсоединяется фактор паники, который разгоняется ежегодно, и население, весь теневой сектор, аграрный сектор — он также начинает скупать валюту в августе, потому что прекрасно понимает, что будет происходить повышение курса. К этому всему нужно учесть то, что были дополнительные выплаты по НДС, которые также повлияли на девальвацию гривны, и вывод денег, которым спекулировал капитал на рынке ОВГЗ. Вот сумма всех вышеуказанных факторов дает тот результат, который мы сейчас наблюдаем с гривной. Более того, это мы еще не видим реальной девальвации, а она начнется более усиленно в сентябре-октябре.
Новости Украины – From-UA: - Какой курс прогнозируете к осени и от чего он будет зависеть?
Владислав Старинец: - Здесь есть два сценария. Первый сценарий — с кредитом МВФ, и второй сценарий — без кредита МВФ, и о каждом сценарии будем говорить отдельно. Если мы говорим о сценарии, что мы все-таки получим кредит МВФ, то я надеюсь, что мы стабилизируемся до 29-30 грн/$. У нас еще есть порядка двух-трех миллиардов долларов свободных резервов, которыми мы можем погасить эту панику на валютном рынке в сентябре.
Если же мы кредит МВФ не получим, то курс, конечно, может разгоняться и дальше. Мое личное мнение, что все-таки, скорее всего, будет принято компромиссное решение, что цены на газ придется поднять на 15-20%, и МВФ предоставит Украине кредит. Соответственно, это вызовет еще дополнительные затраты на 10 млрд грн, потому что увеличатся субсидии, которые получают люди. Поэтому, в принципе, должен быть компромиссный вариант: то есть и цены на газ мы поднимем, и получим кредит МВФ, и с помощью этих факторов мы все-таки стабилизируем валютный курс к концу года к отметке 29 гривен.
Новости Украины – From-UA: - Бытует мнение, что сегодняшнее проседание украинской валюты из-за того, что Украина начала отдавать долги МВФ. Как этот фактор влияет на гривну и будет влиять в дальнейшем?
Владислав Старинец: - У нас есть плановое августовское погашение порядка 600 млн долл. В августе, это, безусловно, давит на курс. Но дело в том, что кроме того, что мы отдаем долги МВФ, мы же еще и рассчитываем на следующий транш МВФ. Поэтому если его не будет, то давление на гривну усилится. Безусловно, во многом виновата и не совсем эффективная, я думаю, политика Яресько, потому что до нее у нас долг был 32 млрд долл., а сейчас по факту 49 млрд долл., то есть еще при ней нам ничего не мешало погасить долги. Нам не нужна была та реструктуризация, которую нам организовала Яресько, и в связи с этим у нас, конечно, сейчас будут огромные валютные затраты, а дальше в перспективе они будут расти, потому что если наш ВВП будет 130-140 млрд долл., то у нас еще 1%, то есть 1,5 млрд долл., будет дополнительных затрат. Это уже отдельная история о причинах происходящего и почему так произошло. Конечно, Минфин и НБУ прекрасно знают эту ситуацию и должны действовать соответствующе.
Новости Украины – From-UA: - Смена руководителя Национального банка Украины с Гонтаревой на Смолия могла ли повлиять на ситуацию с гривной?
Владислав Старинец: - С появлением Смолия, его поставили перед фактом тех колоссальных выплат, которые нас ждут с 2019 по 2021 год. Он за один-два месяца не может коренным образом поменять эту ситуацию, потому что маховик этих проблем был запущен Яресько, дальше были не совсем правильные решения по ОВГЗ и так далее. Смолий теперь, как кризис-менеджер, будет пытаться погасить ситуацию, хотя мы уже видели первые звоночки по задержке пенсий, потому что был технический сбой. Руководитель НБУ сейчас в крайне тяжелой ситуации, и он будет, имея те инструменты, которые у него есть, пытаться ими действовать. Но дело в том, что он же не имеет полноценного влияния на то, получим мы кредит МВФ или нет, повысим мы цены на газ или нет. То есть тут задача целого экономического блока правительства, в том числе и Президента, парламента.
Новости Украины – From-UA: - Из-за падения гривны что сейчас уже дорожает и будет дорожать? Как это отразится на карманах украинцев?
Владислав Старинец: - В первую очередь, будут дорожать все энергоносители. Сейчас идет удорожание энергоносителей на мировом рынке, плюс на это накладывается рост курса, пока 3-4%, но дальше он еще будет расти. Фактически и в буханке хлеба, в любом товаре есть логистика, другое дело, что на разных процентах. Конечно же, сразу подорожает бензин, коммунальные услуги будут, и косвенно это в любом случае приведет к росту инфляции.
Основная наша проблема в том, что мы попали в «ножницы», которые привели к тому, что цены на металл, к сожалению, не растут, а на энергоресурсы растут. Обычно они растут синхронно, но в данном случае – нет. Получается, что товары, которые мы завозим — нефть, газ, - они и все их производные растут, а товары, которые мы экспортируем — те же металлы, они, к сожалению, не дают такого роста, поэтому получается в том числе дополнительный кассовый разрыв по курсу. Выходит, что мы начинаем выводить из страны валюты больше, а обратный приток денег, к сожалению, уменьшается.
Новости Украины – From-UA: - Какие еще могут быть задержи по выплатам, связанные как раз с падение гривны?
Владислав Старинец: - Я думаю, что надо будет в любом случае проводить секвестр бюджета, то есть уменьшать затраты на какие-то инфраструктурные проекты. Они будут вводиться с задержкой: что должно было ввестись в третьем квартале года, будет вводиться в первом квартале 2019 года или вообще переноситься. Но есть гипотетически позитивный фактор, что у нас в стране на носу президентские выборы, поэтому сюда должно зайти от одного до полутора миллиардов долларов из офшоров на проведение президентской кампании основных пяти-шести лидеров. Как бы вот эти гипотетическая сумма – это деньги, которые могут частично погасить дефицит по валюте (порядка двух-трех миллиардов долларов).
В сухом остатке, я все-таки надеюсь, что в пределах 29 гривен к ноябрю-декабрю ситуация уже должна начинать постепенно стабилизироваться.
Новости Украины – From-UA: - И уменьшения, в принципе, ждать не стоит?
Владислав Старинец: - Для этого вообще нет никаких оснований, потому что у нас по всем фронтам девальвационные настроения и девальвационные риски, то есть не существует ни одного пункта, который бы был на пользу ревальвации. Сейчас вопрос только в глубине проседания и уровне девальвации, то есть вокруг этого ведутся все дебаты и дискуссии. Понятно, что власти нужно удерживать курс в преддверии выборов, но это все теория, а вопрос — какими механизмами можно его стабилизировать хотя бы на отметке 29 гривен?
Новости Украины – From-UA: - Владислав, что можно сделать в ближайшее время, чтобы укрепить курс?
Владислав Старинец: - Это два взаимосвязанных процесса. Теоретически, если повышать тарифы, замораживать выплаты с бюджета, то можно связать определенное количество гривны и этим в какой-то мере стабилизировать курс. Но это, опять же, приведет к протестам другой части населения, которые придут с платежками, которые недополучат свои средства и так далее. Поэтому я и думаю, что все-таки будет комплексное решение: сокращение по бюджету, частичное и постепенное увеличение тарифов, может, не на 60%, а на 15-20% – соответственно, эти факторы помогут нам получить кредит МВФ, который позволит снизить нагрузку на валюту, и затраты бюджета, потому что это также ослабит давление на курс гривны.
Вот что касается повышения тарифов на газ. Гройсман, как и любой политик, безусловно, не хочет повышать тарифы, потому что когда люди начинают платить больше — популярность власти снижается. То есть его желание абсолютно понятно: он искренне честно не хочет их повышать. Но есть объективные факторы. Например, тот кассовый разрыв, о котором я сказал, - это дыра в бюджете. Точно так же надо проводить массовые выплаты перед выборами. Это опять же увеличивает затраты? Увеличивает. А МВФ настаивает на том, чтобы у нас был сбалансированный бюджет, то есть чтобы наш дебет с кредитом в их понимании сходился. Для этого они настаивают на 60% повышении цены на газ. Поэтому я думаю, что, скорее всего, будет какой-то компромисс, может 15-20% повышения, это уже до чего они доторгуются, но во избежание этого нужно быть очень искусным переговорщиком для того, чтобы МВФ убедить выдать нам деньги и не повысить при этом тарифы.
Новости Украины – From-UA: - Как вы считаете, это будет разовое повышение или постепенное до 60% в итоге?
Владислав Старинец: - Я вообще думаю, что повышаться они будут на 60%, совершенно верно. В предвыборный период это может быть 15-20%, а в мае, сразу после второго раунда президентских выборов, будет уже второе повышение, когда это для людей будет не настолько существенным и важным пунктом. Дело в том, что есть базовый сценарий, а есть еще и дополнительный негативный сценарий. В чем он заключается? В том, что цены на нефтепродукты на мировом рынке сейчас растут. Соответственно, мировая цена нефти и газа сейчас будет подниматься вверх. Плюс еще на это накладывается курс роста. Поэтому фактически невозможно уйти от этого удара повышения цена на газ. И вот явно не существует какого-то безболезненного механизма.
Новости Украины – From-UA: - Предстоящие выборы президента как-то сейчас влияют на повышение курса?
Владислав Старинец: - Все очень просто. Украинский олигархат уже сделал свои ставки на президентские выборы: допустим, Коломойский на Тимошенко, Пинчук на Вакарчука, Ахметов на Ляшко и т. д. То есть у каждой финансово-промышленной группы есть свои фавориты президентской гонки, и под этих людей они сейчас будут вводить от одного до полутора миллиардов долларов, то есть предвыборная кампания каждого из кандидатов будет стоить порядка 200-300 миллионов долларов. В принципе, с одной стороны, для баланса страны – это хорошо. Но с другой стороны, другие группы, которые считают, что у них есть риски потери активов, они, наоборот, будут их выводить.
А дальше, в следующем году, президентская кампания будет очень непредсказуемая, соответственно, курсовые риски точно так же будут нервировать и давить в том числе на финансово-промышленные группы. То есть они где-то будут задерживать ввоз денег, где-то, наоборот, будут более активны. Все будет зависеть от рейтингов кандидатов.