Что принесет новый год политикам и нам, простым украинцам, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины — From-UA рассказал политолог, глава центра «Третий сектор» Андрей Золотарёв.
Новости Украины — From-UA: - Андрей, добрый день! Возможно немного странно прозвучит, но учитывая то, что 25 января — это Новый год по китайскому календарю, хотелось бы услышать ваш прогноз. Для начала вкратце — что из прошлого года «перекочевало» в новый?
Андрей Золотарёв: - Основное совершенно очевидно. Победа Зеленского обозначила грядущие тектонические сдвиги политического ландшафта страны, о которых я говорил и два года назад: что политики, сформировавшиеся в условиях относительно стабильной мирной постсоветской Украины, не готовы к реалиям политики самой бедной и коррумпированной страны Европы. Точно так же, как вымерли динозавры, пришло и их время. И вопрос не в том, как будут происходить перемены, вопрос в том, какая скорость этих перемен. Поэтому ключевое событие 2019го года, которое многие поспешили назвать электоральной революцией, это не совсем верно, по моему мнению, потому что революция — это кардинальная смена общественного уклада. Об этом говорить пока не приходится, но то, что происходит перезагрузка системы власти — это ключевое событие.
Новости Украины — From-UA: - Чего нам ждать от нового года в политике?
Андрей Золотарёв: - Я думаю, что очень многие политические события будет определять экономика, прежде всего, проблема долгов, как дамоклов меч висящая над страной, ведь 17 млрд, которые надо заплатить за 2020 год по внешним обязательствам, это покруче, чем то, что когда-либо было в истории Украины. Это колоссальная долговая нагрузка, это, по сути, 40% бюджета уйдет на обслуживание и выплату внешних долгов, соответственно, это предопределит очень многие политические решения, запуск рынка земли, например. Ну а дальше причинно-следственные связи.
Чтобы реструктуризировать долги, от власти будут требовать наши кредиторы, МВФ прежде всего, запустить рынок земли. Запуск рынка земли может стать детонатором достаточно серьезного политического и социального конфликта, в том числе и весьма радикальных выступлений. На этом фоне возникнет вопрос о крайностях в этой ситуации. Если говорить о потенциальных крайностях этой ситуации, то это правительство, в первую очередь, и Верховная Рада.
Для перевыборов ВР, несмотря на то, что очевидно Зеленский недоволен персональным составом пропрезидентской фракции, он это уже и высказывал, оснований пока нет. Будет дальше работать Рада или не будет в 2020 году, это станет ясно по итогам событий весны. А вот правительство можно будет перезагрузить и раньше. Кто это будет — Хорошковский, Витренко, пока не берусь гадать, потому что очень многое у нас решается импульсивно и вопреки. Как ГБР: Зеленский в конце концов решил, что Венедиктова будет его главой, хотя мне кажется, что Арсен Борисович Аваков будет больше в курсе происходящего в ГБР, судя по тому, что госпожа Венедиктова пришла знакомиться с делами ГБР в сопровождении своего мужа. Такой колхоз-стайл, но показательно. Поскольку муж новой главы ГБР — сотрудник киберполиции МВД Украины, я думаю, что господин Аваков будет прекрасно осведомлен о происходящем и будет влиять на то, что делается в ГБР едва ли не больше, чем президент. Ну, поживем увидим.
Я о том, что и в 2020 году будет вестись ожесточенная борьба за силовой ресурс, над которым президент Зеленский так и не решил задачу контроля. Он сумел сохранить рейтинг на очень высоких показателях, и пока на этих показателях держится и Рада, и правительство, и многие губернаторы, но удастся ли удержать эту планку до осени — это один вопрос. И второй вопрос, поскольку год ожидается горячим, с прилетом многочисленных «черных лебедей», то вопрос контроля силового ресурса становится ключевым.
Новости Украины — From-UA: - Какие «турбоизменения» на законодательном уровне удалось новой команде «Слуги народа» ввести?
Андрей Золотарёв: - Это такой образ быстрой и эффективной работы ВР. И, в принципе, у дуэта Разумков-Стефанчук в первой половине очень это получилось. Это произвело впечатление на избирателей — то, с какой скоростью принимались законы, но обратная сторона турборежима, что многие законопроекты сырые, нуждаются в доработке, то есть существует проблема низкого качества. Дальше ехать на турборежиме, я считаю, рискованно политически, поскольку это будет усиливать конфликты и внутри президентской фракции, и будет вызывать, как мы видели с вопросом о земле, сопротивление и со стороны оппозиции, которая будет действовать активнее.
Насколько действия оппозиции будут эффективны, сейчас трудно сказать, но то, что с ее стороны будет масса эффектных ходов и действий, сомневаться не приходится. То есть оппозиция активизируется. Понятно, что президент столкнется с девятым валом критики, когда его будут по делу и не по делу. Начнут с правительства и с парламентариев, представляющих «Слугу народа», а потом доберутся уже и до него.
Новости Украины — From-UA: - Что происходит с рейтингом Зеленского?
Андрей Золотарёв: - Я могу привести пример, потому что рейтинг — это не есть константа. В середине лета был период, когда возникли рейтинговые проблемы у «Слуги народа» и у Зеленского. Мы помним тогда его тур по регионам, порку местных чиновников — и в течение недели рейтинг Зеленского взлетает процентов на десять. События перед выборами. Дело в том, что Владимир Александрович как человек бизнеса очень тонко чувствует аудиторию, у него есть определенная зависимость от зала, то есть он чувствует настроения зала, и он хочет, чтобы зал ему аплодировал. И он ориентируется в том, какие надо предпринять шаги, чтобы дождаться аплодисментов. Понятно, что это не может быть бесконечно, но вот второй раз мы наблюдаем, когда наметившийся кризис рейтинга он преодолевает таким эффектным ходом: полет в Париж, переговоры — и прибавка рейтинга Зеленского, который ушел к 50%-й отметки с 60%, и он снова пошел вверх.
Новости Украины — From-UA: - Понятно ли уже сейчас, какие отношения выстраиваются с Западом и Россией? Сможет ли Зеленский наладить отношения с Путиным?
Андрей Золотарёв: - Первое — мирный процесс. Я думаю, что обмены пленными, возвращение в Украину кораблей, встреча в Париже — это принесло Зеленскому весьма существенные рейтинговые дивиденды, и это подтверждает не только социология. Люди увидели, что Зеленский за несколько месяцев сделал то, чего Порошенко не сделал за несколько лет. Это плюс. Но дальше Зеленский прекрасно понимает, что дело не только в красных линиях, а что общество не готово к тому варианту решения мирного урегулирования. Слова словами, а окружающая реальность такова, что это чревато. Поэтому, скорее всего, мирный процесс будет положен в морозилку, заморожен. Возможно, будут попытки продвинуться, но, скорее всего, все-таки наиболее реальный сценарий — не мир, а перемирие.
Отношения с Россией. Будет некоторое потепление, будет больше прагматизма в этих отношениях, меньше агрессивной риторики, но кардинальных перемен я не предвижу.
А с Западом — тут по-разному. Франция и Германия, скорее всего, будут чаще нас расстраивать, как заявление о том, что Германия отказала нам в военной помощи, и больше будут искать пути, как, не потеряв лицо, нормализовать экономические отношения с Россией, которая является основным экономическим партнером. Возможно даже, к концу года начнут говорить о постепенном демонтаже антироссийских санкций. Британия, которая все-таки решилась на Брекзит, скорее всего, будет наиболее жестким и последовательным антироссийским игроком в Европе.
В США — в любом случае, кто бы ни победил на выборах, Украина станет мальчиком для битья. Козлом отпущения в этой ситуации. О ней будут говорить как о коррумпированном, неэффективном и криминализированном государстве. То есть кто бы ни победил, Трамп или демократы, Украину в американских отношениях ожидают непростые времена, при том, что, может, и третью партию «Джевеллинов» продадут, но это будет политический знак. От Украины США не откажутся, но будут куда жестче и требовательнее в отношениях с Украиной.
Новости Украины — From-UA: - На что бы вы посоветовали обратить внимание украинцам в Новом году?
Андрей Золотарёв: - Нас ждут очень непростые в экономическом плане времена. Прежде всего, семья как первичная ячейка общества и самоорганизация, помогать друг другу. Взаимовыручка, солидарность — это то, что всегда в разных странах в разные времена помогало пережить трудности такого периода между здесь и там.
Новости Украины — From-UA: - Что бы вы пожелали президенту, парламенту, правительству?
Андрей Золотарёв: - Президенту — быть, а не казаться. Парламенту — взрослеть, правительству — понять, что Украина — это не окрестности Печерских холмов, а это большая европейская страна, ибо складывается такое впечатление, что ни экономики, ни реальной жизни украинцев мальчики, взрощенные в грантовой среде, не знают. Они, очевидно, думают, что деньги получаются в фонде «Видродження», а не зарабатываются экономикой. То есть чтобы они пришли в чувство.