Избирательная кампания 2020 года в Украине сопровождалась необычно большим количеством разговоров о возможных провокациях, фальсификациях, силовых акциях – вплоть до очередной перезагрузки власти в виде Майдана. Об этом говорили все, начиная от журналистов заканчивая политиками, ответственными государственными чиновниками и социологическими службами.
Очередным поводом для разговоров о том, что Украину может ожидать длительный политико-правовой хаос стала ситуация вокруг Конституционного Суда.
Насколько эти опасения оправданы, и как определить предвыборное нагнетание от реальной угрозы, кто финансирует украинские радикальные формирования и кому было выгодно развалить правоохранительную систему, дотянет ли власть Зеленского до нового года, а также о коррупции в стране и лоббировании законов в эксклюзивном интервью интернет-изданию Новости Украины - From-UA рассказал специалист по международному праву и защите привлеченных инвестиций, бывший сотрудник правоохранительных органов Денис Ярославский.
Законопроект Зеленского о разгоне КСУ – это покушение на конституционный строй
Новости Украины – From-UA: - Денис, добрый день! Начнём с горячей темы: к чему приведет политико-правовой кризис, вызванный решением Конституционного Суда? Это станет началом конца независимой судебной власти в Украине, или началом конца Зеленского?
Денис Ярославский: - Мы анализировали с группой юристов то, что произошло, и все сходимся к одному мнению, что данный коллапс можно было решить куда проще. То есть, неотложным законом президента о корректировках антикоррупционного законодательства, на нарушения в котором указал КСУ. И это было бы тихо, без шума, без социального бунта, и все бы было решено. Но не это была основная цель. Мы видим тотальный проигрыш «Слуги народа» по всем территориальным округам по всей стране. И хоть каким-то шансом для Зеленского поднять свой рейтинг, заново взбудоражить людей, дать им понять, что он народный президент, стала именно ситуация с КСУ. Мы понимаем, что среднестатистический украинец против коррупции, не любит судей и всю судебную систему. Но эта цель в погоне за рейтингом привела к таким последствиям, которые мы видим. К тому, что Зеленского в дальнейшем, скорее всего, обвинят в попытке конституционного переворота. Вспомните законы Януковича 16 января — до сих пор еще те депутаты ходят по допросам. Поэтому здесь сейчас все, кто будет подписывать этот закон президента или Разумкова — неважно, и тот, и другой антиконституционные и нарушают нормы, –– все будут рано или поздно привлечены к уголовной ответственности и будут ходить на допросы. Они это понимают, но сейчас президент на это закрывает глаза, потому что у него задача возродить свой рейтинг.
Новости Украины – From-UA: - Вы думаете, что Зеленского смогут довести до тюрьмы? Януковичу обвинения предъявляют по инерции, а дела против Порошенко откровенно превратились в фарс.
Денис Ярославский:- Если победит Трамп, то шанс на то, что Порошенко и его окружение понесут уголовную ответственность, очень большой, и я искренне на это надеюсь. Может быть, это стало моей основной причиной, почему я стал трампистом, потому что я все-таки надеюсь на какое-то правосудие в Украине, иначе это будет просто кошмар.
По поводу Зеленского все гораздо хуже. Если в законах от 16 января обвиняют в узурпации власти, то у Зеленского будут обвинять в конституционном перевороте. Момент совершения преступления, то есть покушение на конституционный строй, уже совершено с момента подачи законопроекта. То есть, уже есть состав преступления.
После Майдана финансовые потоки потекли под новые структуры
Новости Украины – From-UA: - Помимо КСУ, у Зеленского и так не мало проблем В частности, сейчас мы наблюдаем достаточно сильную активизацию радикалов. Получится ли у власти Зеленского их обуздать?
Денис Ярославский: - На самом деле, это сложный вопрос. Я публично всегда выступал против ультраправого радикализма, который перерастает даже где-то в фашизм, поэтому я ярый противник этого. Но я не против национализма. Национализм — это нормально в каждой стране. Проблема Украины произошла только в том, что у нас национализм перерос в бандитизм. То есть у нас ультраправые радикалы объединились в военизированные формирования, взяли под контроль бизнес, сферы влияния, делят территории внутри городов, с которых получают деньги. То есть, это этот же самый бандитизм, который называют национализм. Я против таких вещей. Я понимаю прекрасно, что, если сейчас убрать у радикализма финансирование, он рассыплется, потому что там все живут по определенным правилам, с них кормят своих бойцов и качают ситуацию. В том числе качают Зеленского. Я уверен, что Зеленский это понимает. Я уверен, что Баканов это понимает, хотя Баканов не является профессионалом на своей должности. Но он тоже это понимает, у него есть профессиональные замы, которые ему это докладывают. Вопрос в том, сможет ли он этим руководить? Я не думаю, что он сможет это отрегулировать каким-то образом. Почему? Потому что он сейчас рассчитывает на влияние Арсена Авакова, который в свою очередь, якобы, контролирует всплеск радикализма. Но мы не будем забывать о том, что с министром внутренних дел и связывают радикальные группировки. Поэтому Зеленский попал в определенный капкан, когда он не может справиться с этим процессом самостоятельно. А привлекать ему просто некого, потому что все эти процессы на сегодняшний день может контролировать только министр МВД, который, в принципе, их и контролирует, но только так, как нужно ему.
Новости Украины – From-UA: - В таком случае возникает вопрос, а кто финансирует Авакова, если он, по вашим словам, финансирует, радикалов?
Денис Ярославский: - С 2014 года, когда произошли все события на Майдане, огромные финансовые потоки потекли уже под новые структуры. Структуры, которые были при Януковиче, так называемые схемы, так называемые программы — помните, такое выражение было у Януковича, – это все ушло в руки вновь пришедших к власти. И сейчас эти деньги поступают к тем же радикалам. Потоки-то никуда не делись, как они были в стане, так и есть. Эти потоки мы все прекрасно знаем, хотя бы частично. Это контрабанда. Это бюджеты. Это тендерные программы, в которых все участвуют. Это добыча полезных ископаемых, это янтарь. Раньше это был игорный бизнес, с него все получали. Бесконечно можно перечислять потоки, на которых сейчас сидят влиятельные группы, и эти группы финансируют радикализм.
Аваков писал, что «мусора не люди», а потом стал главой МВД
Новости Украины – From-UA: - Раз зашла речь о министре МВД и правоохранительных органах, как, по-вашему, изменилась правоохранительная система после Майдана? Какие позитивные и негативные тенденции вы можете отметить?
Денис Ярославский: - Начнем с того, что правоохранительная система начала свой спуск по профессиональной лестнице, когда министром МВД стал Юрий Луценко. Это был первый непрофильный министр, который был политиком, ничего не понимал в правоохранительной деятельности, и при нем начался крах правоохранительной системы. Майдан лишь стал точкой невозврата. К власти пришел еще один непрофессиональный министр. Вы помните посты, которые писал Арсен Аваков - «мусора не люди»? Это красноречиво демонстрирует его отношение. То есть человек, который изначально ненавидел всю правоохранительную систему, пришел ею управлять. Отсюда начались необратимые последствия, которые мы все сейчас и наблюдаем. Началось уничтожение такой сложной структурной организации как УБОП, который нес на себе нагрузку борьбы с организованной преступностью. УБОП был ликвидирован, и я считаю это личной вендеттой министра, потому что когда Аваков был губернатором Харьковской области, то, в принципе, все дела, которые расследовались в отношении него и его компаний, проводил УБОП.
Новости Украины – From-UA: - Поговорим о прокуратуре. Генпрокуроры меняются, весна приходит, а посадок нет. Как вы думаете, с чем связано бездействие Офиса генерального прокурора и его руководителей?
Денис Ярославский: - Зеленский или кто-то из Офиса президента заявил, что у генерального прокурора Венедиктовой, которая сейчас является руководителем Офиса генеральной прокуратуры, срок реализации, правда, непонятно чего, каких-то желаний или ожиданий – до конца года. Если она не справится, то ее опять поменяют. Я не знаю, что конкретно хочет показать Венедиктова. Пока мы видим, что Генеральная прокуратура в лице генпрокуроров, начиная с Рябошапки, абсолютно не оправдала требований социума. Украинцы понимают, что, голосовав за президента Зеленского, они, как минимум, голосовали за то, что виновные в развязывании войны, во всех событиях, которые произошли в стране, в обнищании страны, в выводе активов – будут наказаны. Вы понимаете, о ком мы говорим: о Порошенко, Гонтаревой, Кононенко, о Грановском — о людях, которые были в окружении Порошенко и на самом деле уничтожили банковскую систему, обанкротили банки – Фонд гарантирования вкладов. Тысячи примеров криминальных преступлений серьезного уровня были совершены при Порошенко. Ни один из этих людей не то что не арестован, ни один из этих людей сейчас даже не находится под какой-то мерой пресечения. Вот этого люди не понимают. И обещать каких-то посадок, не конкретизируя, это будут посадки саженцев или посадки, о которых думали люди. Наверно, это и была самая большая ошибка Зеленского, потому что люди хотели именно этого. И генеральные прокуроры, которых он назначал, не дали результатов, которых ожидало от них общество.
Новости Украины – From-UA: - Еще один актуальный вопрос - реформа таможенной и налоговой службы. После прихода к власти Зеленского, что поменялось в этих службах, и как там обстоят дела в плане борьбы с коррупцией?
Денис Ярославский: - Вы видите, что налоговая милиция последние 2-3 года находится в стадии ликвидации. То есть, юридически она еще есть, это очень серьезный орган с огромной базой данных, но сотрудники находятся в подвешенном состоянии. Они на протяжении трех лет не понимают, ликвидируют их или нет. У них были перебои с зарплатами. Это все деморализует службу в целом. А я считаю, что нельзя было просто так брать и уничтожать такой орган, как налоговая милиция, не создав ничего взамен и не организовав плавного перехода. Но такая ситуация произошла. Что касается таможни – вы видите непрофессиональный кадровый подбор не только в 2014 году, но и сейчас, уже с приходом Зеленского. Такие люди, как Нефедов, который совершенно случайно оказался в службе и возглавил ее. Это не то, что непрофессионалы, это вообще люди, которые не поняли, куда они попали. Вы же понимаете, что таможня делает колоссальный вклад в общую бюджетную систему страны. Естественно, когда она под непрофессиональным управлением – страдает весь бюджет. И это ощущает, собственно говоря, каждый житель страны.
А при Порошенко это была вообще катастрофа. У нас понятие контрабанды вышло на новый уровень: контрабанда на войне, начиная от бытового уровня — контрабанда оружия, еды, денег, и заканчивая тем же «Роттердам+». Вы же понимаете, что это тоже схемы, которые можно отнести, по большому счету, к контрабандным процессам на таможне, просто они легализованы. То есть это дало совершенно новый виток. Для обычных граждан, чтобы было понятней, контрабанда на таможне – это не просто таскание сигарет через западную границу. Контрабанда — понятие нескольких уровней. Товарная контрабанда, о которой я сейчас сказал: сигареты, товары, которые мы все получаем через «Новую почту», заказываем через разные службы, – это один уровень контрабанды. А самая прибыльная — это энергетическая контрабанда, то есть это контрабанда газа, электроэнергии. Там крутятся колоссальные деньги. Есть отдельный вид контрабанда — это контрабанда ГСМ, это топливо, которое к нам поступает через порты, через Одессу, через николаевские порты. Это тоже отдельная сфера влияния, в которой не только таможенники принимают участие, но и, к сожалению, сотрудники СБУ, без них никак.
Новости Украины – From-UA: - И еще немного о коррупции. В этом плане у нас два самых обсуждаемых закона — о земле и о легализации игорного бизнеса. Как вы думаете, они уменьшат коррупцию в этих сферах или же, наоборот, закрепят?
Денис Ярославский: - Я не являюсь профессионалом в вопросах земли и землеустройства, я лишь могу следить за процессами, которые связаны напрямую с юриспруденцией. Мысли, которые закладывали изначально в закон о земле, которые официально публиковали для людей, они правильные, то есть люди должны официально распоряжаться своей землей. Но на сегодняшний день в сельском хозяйстве действительно процветает коррупция. Мы понимаем, что есть крупные холдеры земли, которые пользуются этой землей постоянно за копейки и их все устраивает. А теперь представьте, какой-то городской житель, который теоретически может получить какую-то землю, хотя в это уже никто уже не верит, как он ей может распорядиться, если у него не за что детей кормить? Он ее просто продаст. И фактически земля за копейки точно так же перейдет в руки холдеров на постоянной основе. Я считаю, что рынок земли был изначально неправильно прописан. Он был прописан под диктовку западных инвесторов, которые в дальнейшем найдут схемы, чтобы эту землю выкупить. Земля — самое ценное наше сокровище.
Я предлагал создать другой механизм. Допустим, все украинцы получают свои участки земли – это правильно. Но кто-то по каким-то своим субъективным причинам хочет этот участок продать. Пожалуйста, но продать землю можно только в Национальный банк земли Украины, государственный банк, который в свою очередь выкупит ее по рыночной цене. Банк покупает землю, собирает определенный пул земельных участков, в дальнейшем сдает их в аренду, и страна получает со всего этого прибыль. Вот это тот механизм, который позволил бы государству получать от земли прибыль, но при этом не отдавать ее в частные иностранные руки. Но под влиянием зарубежных кураторов был принят другой закон.
Что же касается игорного бизнеса — это отдельная история, которая кормила не одного силовика. На нем выросли миллионеры, мультимиллионеры, я имею ввиду из правоохранителей. Это сбушники, это милиционеры, это народные депутаты. С 2015 года группа депутатов – «Народный фронт» и ББП – разобрала этот бизнес под себя. Сейчас этот закон хоть как-то регламентирует деятельность игорных заведений. Но наши законодатели настолько сейчас бездарные, скажем так, они даже приняв закон, не смогли его принять правильно. То есть они создали закон, который до сегодняшнего дня не работает по некоторым процессуальным причинам. А они еще в 2019 году расписали деньги, которые должны были получить с игорного бизнеса и мысленно их потратили на бюджет. А теперь вроде бы закон есть, ничего не работает, в бюджет ничего не поступает. Бездарности или замотивированные, у меня другого варианта нет.
Судьба пленок Деркача будет зависеть от того, кто победит на выборах в США
Новости Украины – From-UA: - За последний год на политической арене то и дело всплывают разнообразные пленки — Жвания, Ермак, Лерос. Для чего это делается? Ведь, по сути, на юридическом уровне после обнародования этих пленок ничего не происходит. Поговорили, обсудили и все.
Денис Ярославский: - А пленки Деркача – сколько выходило информации. Если мы вспомним о дебатах Трампа и Байдена, то самый главный кейс, которым Трамп упрекал Байдена, это был кейс Украины. Мое личное мнение, что все пленки, о которых вы сейчас слышите, все заявления и Жвании в отношении Порошенко, и Лероса, и Деркача не будут рассмотрены, пока в США не пройдут выборы. И только в случае победы Трампа, в Украине это все сдвинется с мертвой точки. В случае же победы демократов, забудьте про все эти пленки. Поболтали — и забыли, потому что там очень много фигурантов, которые причастны к украинским схемам, осуществленным демократами.
Новости Украины – From-UA: - Ну и напоследок о наболевшем - карантин в Украине был признан неправомерным, как вы думаете, будет ли кто-то за это отвечать, и если будет, то – кто?
Денис Ярославский: - Я считаю, что за карантин и его последствия прямо отвечать не будет никто. Это общепланетарная ситуация, и Украина лишь играет в общую игру. Если и будут какие-то точечные ответы на карантин, это будет, когда «пыль осядет», и следственные органы, я надеюсь, они еще будут живы, разберутся, кто сколько воровал, потому что очень много процедур проводилось без тендеров по завышенным ценам. Если и получится точечно наказывать людей, причастных к хищениям бюджетных средств на карантине, то это будет хоть какой-то минимальный успех. Но конституционно или неконституционно вносились карантинные ограничения — я думаю, никаких последствий никто не понесет, точно так же, как не будет никаких последствий за перенаправление бюджетных денег, предназначенных для противодействия коронавирусу, например, на строительство дорог. Здесь тоже никаких правовых последствий не настанет.